Контактная информация

Бульвар Эркиндик 35, 720040, Бишкек.

В период с 12 марта 2021 года по 9 апреля 2021 года Общественный Фонд «Центр Медиа Развития» — кыргызская медиа-организация, и MEMO 98, словацкая некоммерческая специализированная организация по мониторингу СМИ, осуществляли мониторинг социальных сетей в преддверии местных выборов 11 апреля.

Основная цель мониторинга заключалась в том, чтобы определить влияние социальных сетей на честность выборов и степень предоставления важной информации посредствам социальных сетей, которая необходима избирателям для принятия ими решений. Телевидение является основным источником информации о политике, но следует признать растущую актуальность социальных сетей, и поэтому мы продолжили мониторинг Facebook и Instagram. Нам было интересно определить, в какой степени социальные сети используются в Кыргызстане во время выборов. MEMO 98 и Центр Медиа Развития (MDC) проводили мониторинг социальных сетей в преддверии парламентских выборов 4 октября, а также досрочных президентских выборов 10 января 2021 года.

В Кыргызстане насчитывается приблизительно 2,5 миллиона пользователей социальных сетей, что составляет примерно 40 процентов населения (по сравнению с 22 процентами пользователей социальных сетей в Центрально-азиатском регионе), с аудиторией 2,1 миллиона в Instagram и 610 000 аудиторией в Facebook (люди, которые доступны через рекламу в Facebook или Instagram на соответствующих платформах).

Мониторинг включал аккаунты акторов (субъектов) в Facebook и Instagram четырех категорий (политики, политические партии, государственные органы и СМИ). Из первоначального списка из 25 политических партий, которые участвовали в выборах в Бишкекский Городской Кенеш (далее БГК), лидеры этих партий и президент С.Жапаров; 3 государственных органов, связанных с местными выборами, в мониторинг в конечном итоге были включены те участники, у которых на момент мониторинга были публичные страницы или учетные записи в Facebook и Instagram. Такие аккаунты были обнаружены у 8 политиков, 21 политической партии и 3 государственных органов в Facebook, а также у 22 политиков, 20 политических партий и 2 официальных органов в Instagram.[1]

Политики, политические партии, государственные органы опубликовали в общей сложности 2,519 сообщений в Facebook и 2,153 сообщения в Instagram. Эти посты сгенерировали 286,407 взаимодействий в Facebook и 1,816,570 в Instagram. 

Политический контекст

Выборы депутатов местных кенешей (местные кенеши – выборный законодательный орган) должны были пройти в некоторых городах и отдельных районах республики еще 12 апреля 2020 года. Но из-за пандемии COVID-19 в республике тогда ввели режим чрезвычайного положения в гг.Бишкек, Ош и нескольких районах страны. Экс-президент С.Жээнбеков подписал указ о переносе местных выборов на неопределенный срок. После октябрьских событий и смены власти новоизбранный президент Садыр Жапаров[2] назначил местные выборы на 11 апреля 2021 года[3]. Более того плебисцит состоялся в один день с выборами депутатов местных кенешей. Соответствующий закон о проведении референдума по Конституции был принят Парламентом Кыргызской Республики (Жогорку Кенеш) большинством голосов и был подписан президентом С.Жапаровым в марте 2021 года.

Безусловно конституционная реформа, назначенная в один день с местными выборами, повлияла на выборные процессы.  В соответствии с новой редакцией Конституции число депутатов ЖК остается неизвестным[4]. К тому же из текста документа неясно каким образом будут избираться депутаты, будут ли они представлять политические партии или избираться по одномандатным округам. Такая неопределенность привела к тому, что многие партии уделили больше внимания местным выборам. С другой стороны, местные выборы можно расценить как подготовку к крупному политическому процессу – выборам в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, которые должны пройти осенью 2021 года.  В то же время, октябрьские события 2020 года значительно повлияли на гражданскую активность, что привело к образованию новых политических партий, не обладающих большими финансовыми ресурсами, однако пользующихся поддержкой части населения.

В соответствии с законодательством, на предвыборную агитацию в городские кенеши выделяется 30 дней, а в местные кенеши – 20. Желающие стать депутатами городского кенеша должны выдвигаться в составе какой-либо партии. Всего по республике в выборах местных кенешей участвуют 56 политических партий. Выборы были назначены в 28 городских и 420 местных кенешах в Кыргызской Республики. Однако основная борьба между партиями осуществлялась за мандаты в столичный парламент. По уровню конкуренции выборы в Бишкекский городской кенеш (далее – БГК) обошли даже выборы в Жогорку Кенеш КР, прошедшие в октябре 2020 года. Так на выборы в БГК было зарегистрировано 25 партий, от которых на 45 мандатов претендовали более 1,800 кандидатов. Такой уровень конкуренции привел к тому, что политические партии применяли как законные, так и незаконные методы воздействия на выбор избирателей. Так, к примеру, согласно анализу аккаунтов в Фейсбук[5] некоторые политические партии предположительно использовали поддельные учетные записи в своих предвыборных кампаниях.

Общественный Фонд «Центр Медиа Развития» подготовил ролики по результатам мониторинга социальных сетей.

 

 

Ролики были подготовлены ОФ «Центр Медиа Развития» в рамках проекта «Влияние социальных сетей и интернет на избирательный период при проведении президентских и парламентских выборов в Кыргызской Республике 2021» при поддержке Национального фонда в поддержку демократии (NED). Содержание данного отчета является предметом ответственности Общественного Фонда «Центр Медиа Развития» и не отражает точку зрения Национального фонда в поддержку демократии (NED)

Share: