Контактная информация

Бульвар Эркиндик 35, 720040, Бишкек.

Общественный Фонд «Центр Медиа Развития» (далее – ОФ “ЦМР”) —  неправительственная организация, деятельность которой направлена на поддержку свободы доступа и распространения информации, провела мониторинг средств массовой информации и интернет-изданий (далее —  СМИ) в агитационный период внеочередных президентских выборов в 2021 году в Кыргызстане. Кроме того, так как одновременно проходила агитация и по референдуму, частично проводился мониторинг освещения СМИ и интернет-изданий вопросов, касающихся референдума.

Основные цели мониторинга заключались в оценке соответствия материалов, анализируемых СМИ принципам объективности, сбалансированности и равенства участников избирательного процесса, а также в выявлении проблем, с которыми СМИ столкнулись в процессе информационного обеспечения выборов Президента Кыргызской Республики, выработке рекомендаций для дальнейшего совершенствования законодательства и принятия других мер, способствующих выполнению роли СМИ более точно и профессионально во время избирательного процесса.

Мониторинг охватил 11 электронных СМИ страны, 7 информационных интернет-изданий, а также 26 кыргызскоязычных газет (из них 13 региональных), 7 русскоязычных изданий (из них 3 региональных) и 2 узбекоязычные газеты (все они региональные). Сюда вошли как государственные, так и негосударственные и СМИ

Досрочные президентские выборы и референдум в Кыргызстане были назначены на фоне политического кризиса, возникшего в стране после последних парламентских выборов. Публикация предварительных результатов голосования, свидетельствующих о том, что в новом парламенте будут доминировать пропрезидентские партии, вызвала протесты. В результате Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов КР (ЦИК) 6 октября 2020 года объявила результаты парламентских выборов недействительными. Страну потряс политический кризис, который привел к нестабильной ситуации и проходил в условиях борьбы за власть между широким спектром сил.

Стоит отметить, что пост-выборная ситуация 2020 года в Кыргызстане отличается от событий 2005 и 2010 годов. Борьба за власть проходила в условиях очень жесткой конкуренции с использованием неправовых методов. При этом все государственные институты не предпринимали никаких действий для того, чтобы привлекать к ответственности за правонарушения виновных лиц, что привело к абсолютному безвластию.

Власть фактически перешла в руки протестующих, однако оппозиция не смогла договориться мирным и правовым путем, и борьба продолжилась с использованием физической силы и угроз. Оппозиция разделилась на две основные группы, одна из которых предлагала выдвинуть на пост премьер-министра С. Жапарова (бывший член парламента), а другая О. Бабанова (премьер-министр в 2011-2012 гг.). 9 октября 2020 года на площади Ала-Тоо произошло столкновение сторонников С. Жапарова, А. Атамбаева и О. Бабанова. В результате этой борьбы за власть, С. Жапаров занял пост премьер-министра.

В преддверии выборов в избирательное законодательство были внесены изменения, которые бурно обсуждались во время парламентских выборов, и по мнению парламентариев, которые непосредственно влияют на весь выборный процесс. Изменения в избирательном законодательстве Кыргызстане коснулись отмены голосования по форме № 2 (изменение избирательного адреса, то есть на голосование не по месту жительства), также был снижен избирательный порог — с семи до трех процентов, и избирательный залог — с пяти до одного миллиона сомов.

Регистрация кандидатов на пост президента закончилась 14 декабря 2020 года. Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов зарегистрированы 18 кандидатов на должность президента Кыргызстана. Предвыборная агитация началась 15 декабря 2020 года и закончилась в 8.00 утра 9 января 2021 года. Президент избирался на один шестилетний срок прямым всеобщим голосованием. Если бы ни один из кандидатов не набрал более половины голосов в первом туре, в течение 20 дней был бы проведен второй тур между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов.

В 2019 году было внесено значительное количество изменений в Конституционный закон о выборах, которые так или иначе повлияли на работу средств массовой информации и интернет-изданий во время президентских выборов 2021 года.

Стоит отметить, что согласно ежегодным отчетам международных организаций ситуация со свободой слова в Кыргызстане все еще оставляет желать лучшего. Так, согласно опубликованному ежегодному отчету о состоянии свободы прессы в мире международной организации «Репортеры без границ», в 2020 году Кыргызстан занял 82-е место из 180 стран. Кыргызстан поднялся на 1 позицию в этом рейтинге (в 2019 году Кыргызстан был на 83-м месте).

Согласно докладу другой международной организации, Freedom House “Свобода в мире 2020” по индексу свободы прессы Кыргызстан несколько лет подряд относится к «частично свободным странам»[5]. После октябрьских событий 2020 года ряд СМИ и журналистов подверглись угрозам и нападениям со стороны сторонников некоторых политических сил.

В связи с этим, возникла острая необходимость в тщательном отслеживании и анализе потока информации в период президентских выборов 2021 года. Как показал мониторинг СМИ в период проведения предыдущих президентских выборов 2017 года, общественные/государственные вещатели и частные телерадиокомпании не являются независимыми от кого бы то ни было. Открыто или скрыто контент новостных программ и агитационные материалы идут впритык с новостными блоками, а иногда и вперемешку; малое количество аналитических тематических передач ограничивают объем беспристрастной сбалансированной информации для граждан. Были проблемы правового и этического характера. Одним из характерных явлений президентских выборов было наличие в новостных программах агитационных материалов. При этом, нигде не указывалось, что материал являлся агитационным и был оплачен из избирательного фонда. Это связано с тем, что стоимость эфирного времени в новостных выпусках является самой дорогой. В то же время большинство СМИ уделяли незначительное внимание информированию населения о выборном процессе, ограничивались только публикацией коротких новостных сообщений. Расширенные информационные и аналитические материалы о выборных процессах предоставлялись очень редко.

Уникальностью этих выборов было одновременное течение двух агитационных кампаний: президентской и агитационной кампании по референдуму о выборе формы государственного управления. Так как законодательство о референдуме не имеет таких четких рамок, которые позволяли бы однозначно провести границу между агитацией и информированием, некоторые СМИ воспользовались неясностями законодательства и фактически проводили агитацию за президентскую форму правления, которая однозначно ассоциировалась с кандидатом в президенты С. Жапаровым. Результаты голосования на выборах президента и по референдуму подтверждают эту связь: 81,30% граждан, принявших участие в голосовании, выбрали президентскую форму правления и 79,20 % граждан проголосовало за кандидата в президенты С. Жапарова

 

—Финальный отчет можно скачать здесь: Финальный отчет_мониторинг_СМИ_Президентские выборы 2021

—Диаграммы_мониторинг СМИ_Президентские выборы 2021 Графики к финальному отчету_мониторинг_СМИ_Президентские выборы_070221

 

Share: