Такое решение было принято Государственным агентством антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и финансов Кыргызской Республики (далее – Агентство) по результатам рассмотрения жалобы ОФ «Центр Медиа Развития» на фактическую рекламу ядовитого растения аконит в новостном выпуске канала «Ала-Тоо 24».
Основными аргументами Агентства в пользу такого решения были:
— в настоящее время в свободной торговле на рынке как товар, отсутствует настойка корня ядовитого растения аконит;
— так как репортаж не был размещен в рубрике «реклама» и не содержал пометок «на правах рекламы», то, соответственно, этот репортаж не является рекламой и не нарушает нормы Закона КР «О рекламе».
Наши доводы о том, что одной из целей Закона КР «О рекламе» является пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью и что репортаж фактически рекламировал не только конкретную настойку иссык-кульского корня, то есть определенный товар, но также рекламировал и идею — способ лечения коронавируса настойкой иссык-кульского корня, поэтому носит рекламный характер, не были приняты. Тогда как в соответствии со статьей 2 Закона КР «О рекламе», рекламой является информация (рекламная информация), распространяемая в любой форме, с помощью любых средств о физических или юридических лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц, призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическим и юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям, а также способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Нам сообщили, что только когда в свободной продаже появится та настойка, которая демонстрировалась в эфире, данный сюжет будет считаться рекламным.
По мнению представителей Агентства, Министр здравоохранения КР или Президент КР должны были подать заявку на размещение социальной рекламы, только в этом случае репортаж был бы признан рекламным. Стоит ли говорить, что такое требование не будет исполняться в реалиях настоящего времени, когда общественные телеканалы фактически являются рупорами власть имущих, представляя всю информацию однобоко, несбалансированного, с нарушением всех этических норм. Властям не нужно делать заявки на рекламу, стоит только намекнуть и подконтрольные СМИ подадут информацию в нужном свете.
Но кто понесет ответственность за отравления и даже смерть человека от приема настойки иссык-кульского корня?