17 апреля 2021 года в эфире телеканала Ала-Тоо 24 в выпуске новостей был распространен сюжет, содержание которого фактически являлось рекламой настойки корня ядовитого растения аконит джунгарский, в народе называемого «Иссык-кульский корень». Данное растение возглавляет список ядовитых растительных препаратов ВОЗ. Неправильное его употребление, даже при малейшей ошибке, может привести к смерти человека.
Ссылка на новостной сюжет: http://www.ktrk.kg/ru/news/s/56183
С 4 минуты 16 секунды сюжета дается информация, которая фактически является рекламой настойки иссык-кульского корня в качестве лекарства от коронавируса. На пресс-конференции Министр Здравоохранения КР Бейшеналиев А.С. в прямом эфире выпивает настойку иссык-кульского корня, говоря о лечебных свойствах настойки. Далее, в сюжете комментарии о лечебных свойствах настойки дает народная целительница Ажарбубу Жамангулова. Более того, ее пациенты делятся примерами чудодейственного исцеления с помощью настойки иссык-кульского корня.
Другой «эксперт» Кыяс Молдокасымов, к.и.н., рассказывает об истории использования иссык-кульского корня в традиционном лечении у кыргызов.
Также в эфире демонстрируется пластиковая бутылка со светлой мутной жидкостью и этикеткой белого цвета с изображением гор, по-видимому, раствором иссык-кульского корня. Такая демонстрация товара фактически является рекламой лекарственного препарата, который не сертифицирован, более того, является смертельно опасным.
Более того, журналисты взяли интервью у псевдо-лекаря Хашима Зайналиева, которому запрещено заниматься медицинской практикой, его лечение ранее приводило к смерти людей. Сам канал в декабре 2018 года показывал сюжет о нем, называя его «лекарем-колекарем» — http://www.ktrk.kg/ru/news/s/26262.
Согласно статье 1 Закона КР «О рекламе» от 24 декабря 1998 года № 155, целями Закона «О рекламе» являются, в том числе, предупреждение нарушений законодательства Кыргызской Республики о рекламе, пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью.
В соответствии со статьей 2 Закона КР «О рекламе», рекламой является информация (рекламная информация), распространяемая в любой форме, с помощью любых средств о физических или юридических лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц, призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическим и юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям, а также способствовать реализации товаров, идей и начинаний. То есть фактически, весь новостной сюжет является рекламой настойки иссык-кульского корня мутно-белого цвета в прозрачной пластиковой бутылки со этикеткой с изображением гор. В аппарате президента КР журналистам сообщили, что настойку готовят в государственной резиденции главы государства, где для этого выделили специально оборудованное помещение[1].
В статье 5 Закона КР «О рекламе» изложены общие требования к рекламе, согласно части 7 статьи 5 «Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии и опасным действиям, создающим угрозу их жизни и здоровью, а также призывающим к беспорядку и панике». Этот новостной сюжет фактически призывает граждан использовать крайне ядовитую настойку в качестве лекарства от коронавируса. Что может повлечь угрозу здоровью и жизни таких граждан.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 16 Закона КР «О рекламе», «Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники при отсутствии разрешения на их производство и (или) реализацию, а также реклама методов лечения, профилактики, диагностики, реабилитации при отсутствии разрешения на оказание таких услуг, выдаваемого Министерством здравоохранения Кыргызской Республики, не допускаются, даже в случаях получения патента на изобретение.
Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также реклама изделий медицинского назначения и медицинской техники, использование которых требует специальной подготовки, допускаются с учетом требований, предусмотренных абзацем первым настоящей части, только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников».
Более того Всемирная Организация Здравоохранения заявила о недопустимости использования настойки, так как она не прошла каких-либо клинических исследований и, соответственно, не может быть зарегистрирован и рекомендован для широкого использования населением, заявила ВОЗ.
В связи с вышеизложенным, просим вас привлечь к ответственности Редакцию канала Ала-Тоо 24, а также всех иных лиц, нарушивших Закон КР «О рекламе».
[1] https://vesti.kg/politika/item/84902-apparat-prezidenta-nastojku-iz-issyk-kulskogo-kornya-delaem-v-rezidentsii.html