Общественный Фонд «Центр Медиа Развития» (далее – ОФ “ЦМР”) — неправительственная организация, деятельность которой направлена на поддержку свободы доступа и распространения информации, провела мониторинг средств массовой информации и интернет-изданий (далее — СМИ) в агитационный период внеочередных президентских выборов в 2021 году в Кыргызстане. Кроме того, так как одновременно проходила агитация и по референдуму, частично проводился мониторинг освещения СМИ и интернет-изданий вопросов, касающихся референдума.
Основные цели мониторинга заключались в оценке соответствия материалов, анализируемых СМИ принципам объективности, сбалансированности и равенства участников избирательного процесса, а также в выявлении проблем, с которыми СМИ столкнулись в процессе информационного обеспечения выборов Президента Кыргызской Республики, выработке рекомендаций для дальнейшего совершенствования законодательства и принятия других мер, способствующих выполнению роли СМИ более точно и профессионально во время избирательного процесса.
Мониторинг охватил 11 электронных СМИ страны, 7 информационных интернет-изданий, а также 26 кыргызскоязычных газет (из них 13 региональных), 7 русскоязычных изданий (из них 3 региональных) и 2 узбекоязычные газеты (все они региональные). Сюда вошли как государственные, так и негосударственные и СМИ
Досрочные президентские выборы и референдум в Кыргызстане были назначены на фоне политического кризиса, возникшего в стране после последних парламентских выборов. Публикация предварительных результатов голосования, свидетельствующих о том, что в новом парламенте будут доминировать пропрезидентские партии, вызвала протесты. В результате Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов КР (ЦИК) 6 октября 2020 года объявила результаты парламентских выборов недействительными. Страну потряс политический кризис, который привел к нестабильной ситуации и проходил в условиях борьбы за власть между широким спектром сил.
Стоит отметить, что пост-выборная ситуация 2020 года в Кыргызстане отличается от событий 2005 и 2010 годов. Борьба за власть проходила в условиях очень жесткой конкуренции с использованием неправовых методов. При этом все государственные институты не предпринимали никаких действий для того, чтобы привлекать к ответственности за правонарушения виновных лиц, что привело к абсолютному безвластию.
Власть фактически перешла в руки протестующих, однако оппозиция не смогла договориться мирным и правовым путем, и борьба продолжилась с использованием физической силы и угроз. Оппозиция разделилась на две основные группы, одна из которых предлагала выдвинуть на пост премьер-министра С. Жапарова (бывший член парламента), а другая О. Бабанова (премьер-министр в 2011-2012 гг.). 9 октября 2020 года на площади Ала-Тоо произошло столкновение сторонников С. Жапарова, А. Атамбаева и О. Бабанова. В результате этой борьбы за власть, С. Жапаров занял пост премьер-министра.
В преддверии выборов в избирательное законодательство были внесены изменения, которые бурно обсуждались во время парламентских выборов, и по мнению парламентариев, которые непосредственно влияют на весь выборный процесс. Изменения в избирательном законодательстве Кыргызстане коснулись отмены голосования по форме № 2 (изменение избирательного адреса, то есть на голосование не по месту жительства), также был снижен избирательный порог — с семи до трех процентов, и избирательный залог — с пяти до одного миллиона сомов.
Регистрация кандидатов на пост президента закончилась 14 декабря 2020 года. Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов зарегистрированы 18 кандидатов на должность президента Кыргызстана. Предвыборная агитация началась 15 декабря 2020 года и закончилась в 8.00 утра 9 января 2021 года. Президент избирался на один шестилетний срок прямым всеобщим голосованием. Если бы ни один из кандидатов не набрал более половины голосов в первом туре, в течение 20 дней был бы проведен второй тур между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов.
В 2019 году было внесено значительное количество изменений в Конституционный закон о выборах, которые так или иначе повлияли на работу средств массовой информации и интернет-изданий во время президентских выборов 2021 года.
Стоит отметить, что согласно ежегодным отчетам международных организаций ситуация со свободой слова в Кыргызстане все еще оставляет желать лучшего. Так, согласно опубликованному ежегодному отчету о состоянии свободы прессы в мире международной организации «Репортеры без границ», в 2020 году Кыргызстан занял 82-е место из 180 стран. Кыргызстан поднялся на 1 позицию в этом рейтинге (в 2019 году Кыргызстан был на 83-м месте).
Согласно докладу другой международной организации, Freedom House “Свобода в мире 2020” по индексу свободы прессы Кыргызстан несколько лет подряд относится к «частично свободным странам»[5]. После октябрьских событий 2020 года ряд СМИ и журналистов подверглись угрозам и нападениям со стороны сторонников некоторых политических сил.
В связи с этим, возникла острая необходимость в тщательном отслеживании и анализе потока информации в период президентских выборов 2021 года. Как показал мониторинг СМИ в период проведения предыдущих президентских выборов 2017 года, общественные/государственные вещатели и частные телерадиокомпании не являются независимыми от кого бы то ни было. Открыто или скрыто контент новостных программ и агитационные материалы идут впритык с новостными блоками, а иногда и вперемешку; малое количество аналитических тематических передач ограничивают объем беспристрастной сбалансированной информации для граждан. Были проблемы правового и этического характера. Одним из характерных явлений президентских выборов было наличие в новостных программах агитационных материалов. При этом, нигде не указывалось, что материал являлся агитационным и был оплачен из избирательного фонда. Это связано с тем, что стоимость эфирного времени в новостных выпусках является самой дорогой. В то же время большинство СМИ уделяли незначительное внимание информированию населения о выборном процессе, ограничивались только публикацией коротких новостных сообщений. Расширенные информационные и аналитические материалы о выборных процессах предоставлялись очень редко.
Уникальностью этих выборов было одновременное течение двух агитационных кампаний: президентской и агитационной кампании по референдуму о выборе формы государственного управления. Так как законодательство о референдуме не имеет таких четких рамок, которые позволяли бы однозначно провести границу между агитацией и информированием, некоторые СМИ воспользовались неясностями законодательства и фактически проводили агитацию за президентскую форму правления, которая однозначно ассоциировалась с кандидатом в президенты С. Жапаровым. Результаты голосования на выборах президента и по референдуму подтверждают эту связь: 81,30% граждан, принявших участие в голосовании, выбрали президентскую форму правления и 79,20 % граждан проголосовало за кандидата в президенты С. Жапарова
—Финальный отчет можно скачать здесь: Финальный отчет_мониторинг_СМИ_Президентские выборы 2021
—Диаграммы_мониторинг СМИ_Президентские выборы 2021 Графики к финальному отчету_мониторинг_СМИ_Президентские выборы_070221
Директор по связям с органами власти и корпоративным вопросам в Восточной Европе и Центральной Азии TikTok Сергей Соколов прокомментировал инициативу…
Пекин потребовал от Apple Inc. удалить ряд популярных мессенджеров из китайского магазина приложений. Об этом пишет газета The…
Депутат Чингиз Айдарбеков на заседании комитета по международным делам, обороне, безопасности и миграции Жогорку Кенеша поинтересовался у зампредседателя ГКНБ…
ГКНБ обжаловал решение Административного суда о признании решения Минкульта об удалении материала с сайта «Клооп», а потом и о блокировке «Клоопа»…
В Кыргызстане освободили лишь часть из 11 арестованных журналистов. Международное сообщество выражает обеспокоенность. Комитет по…
В ночь с 17 на 18 апреля ряд мобильных операторов и интернет-провайдеров Кыргызстана ограничили доступ…