Досрочные президентские выборы в Кыргызстане были назначены на фоне политического кризиса, возникшего в стране после парламентских выборов. Публикация предварительных результатов голосования, свидетельствующих о том, что в новом парламенте будут доминировать пропрезидентские партии, вызвала протесты. В результате Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов КР (ЦИК) 6 октября 2020 года объявила результаты парламентских выборов недействительными. Страну потряс политический кризис, который привел к нестабильной ситуации и проходил в условиях борьбы за власть между широким спектром сил.
Стоит отметить, что пост-выборная ситуация 2020 года в Кыргызстане отличается от событий 2005 и 2010 годов. Борьба за власть проходила в очень жесткой борьбе с использованием неправовых методов. При этом все государственные институты не предпринимали никаких действий, что привело к абсолютной безвластии.
Власть фактически перешла в руки протестующих, однако оппозиция не смогла договориться мирным и правовым путем, и борьба продолжилась с использованием физической силы и угроз. Оппозиция разделилась на две основные группы, одна из которых предлагала выдвинуть на пост премьер-министра С.Жапарова (бывший член парламента), а другая О.Бабанова (премьер-министр в 2011-2012 гг.). 9 октября на площади Ала-Тоо произошло столкновение сторонников С.Жапарова и А.Атамбаева и О.Бабанова. С.Жапаров выиграл в этой борьбе и занял пост премьер-министра.
10 октября на внеочередном заседании парламента была принята программа и состав правительства С.Жапарова. Сторонники С.Жапарова продолжали требовать отставки президента, 15 октября президент С.Жээнбеков подал в отставку. Полномочия президента перешли к премьер-министру С.Жапарову. Далее начались кадровые перестановки, практически весь кабмин был заменен и сменены главы правоохранительных органов. Также С.Жапаров заявил о необходимости переноса парламентских выборов на более поздний срок, а приоритетом выставил проведение президентских выборов и конституционной реформы с целью перехода к президентской форме правления. В частности, гражданам на референдуме будет предложено определить форму правления — президентскую или парламентскую — или выбрать третий вариант «против всех».
Данное заявление вызвало неоднозначную реакцию со стороны общественности, многие эксперты и юридическое сообщество выступили с критикой и заявили о ряде нарушений конституционных норм в принимаемых решениях со
стороны власти. 10 декабря, депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики приняли во втором и третьем чтениях законопроект о проведении референдума по государственному устройству. Безусловно, принятие такого важного законопроекта в сжатых сроках не могло не вызвать волну критики со стороны профессионального сообщества. Тем не менее, досрочные президентские выборы и проведение референдума были назначены на 10 января 2021 года, и Садыр Жапаров подал в отставку 14 ноября, чтобы иметь возможность баллотироваться на пост президента на этих выборах.
В преддверии выборов в избирательном законодательстве были внесены изменения, которые бурно обсуждались во время парламентских выборов, и по мнению парламентариев, которые непосредственно влияют на весь выборный процесс. Изменения в избирательном законодательстве Кыргызстане коснулись отмены голосования по форме № 2 (изменение избирательного адреса, то есть на голосование не по месту жительства), также был снижен избирательный порог — с семи до трех процентов, и избирательного залога — с пяти до одного миллиона сомов.
Регистрация кандидатов на пост президента закончилась 14 декабря 2020 года. Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов зарегистрированы 18 кандидатов на должность президента Кыргызстана[1]. Предвыборная агитация началась 15 декабря 2020 года и закончится в 8.00 утра 9 января 2021 года. Президент избирается на один шестилетний срок прямым всеобщим голосованием. Если ни один из кандидатов не наберет более половины голосов в первом туре, в течение 20 дней будет проведен второй тур между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов.
Методология
Цель мониторинга и подготовки отчета – информировать общественность о деятельности СМИ при освещении избирательного процесса и определить насколько анализируемые СМИ вели объективное и сбалансированное освещение участников
избирательной кампании и их политических платформ.
Период проведения всего мониторинга: 15 декабря 2020 года — 10 января 2021 года.
Мониторинг охватывает 11 электронных СМИ страны, 7 информационных интернет-изданий, а также 25 кыргызскоязычных газет (из них 13 региональных), 7 русскоязычных изданий (из них 3 региональных) и 2 узбекоязычные газеты (все они региональные). Сюда вошли как государственные, так и негосударственные и СМИ.
Методика мониторинга основывается на анализе количественных и качественных показателей содержания теле-радио-передач, печатных материалов, материалов на сайтах интернет-изданий, выходивших с 15 декабря 2020 года — 10 января 2021 года. Записывался и просматривался эфир телеканалов, радио в – с 07:00 до 10:00 и с 17:00 до 24:00. Прочитывались публикации в печатных СМИ, выходящие из типографий в указанный период. Мониторинг содержания интернет-изданий проводился ежедневно. Мониторинг проводился по методике, где качественные и количественные данные четко разделены на субъекты и объекты, причастные к выборам.
Количественные показатели отражаются: для электронных СМИ в секундах, для печатных изданий в кв.см и интернет-изданий – в пикселях.
Качественные показатели устанавливаются по тону (нейтральный, позитивный, негативный), высказанному в теле-радио-эфире и напечатанному на страницах печатных и в материалах интернет-изданий.
Материалы наблюдений вводились в отформатированные эксель таблицы. В процессе ведения мониторинга обеспечивалась постоянная юридическая экспертиза результатов наблюдений.
В данном отчете представлены предварительные результаты мониторинга избирательной кампании во время президентских выборов 2021 года.
Полную версию промежуточного отчета можно скачать здесь: Промежуточный отчет мониторинга СМИ_Выборы президента 2021