Мы, участники Круглого стола «Давление на СМИ и свободу слова в КР: практика
применения Закона «О защите от недостоверной (ложной) информации», обсудив
практику применения указанного закона, отмечаем следующее:
Вступивший в силу Закон Кыргызской Республики «О защите от недостоверной (ложной)
информации», который еще на этапе законопроекта подвергался справедливой критике со
стороны медиа, гражданского общества и международного экспертного сообщества,
показал свою несостоятельность и превратился в инструмент давления на СМИ.
Под действия норм закона и его подзаконного нормативно-правового акта попали
независимые СМИ Кыргызстана.
22 июля 2022 года решением Министерства культуры, информации, спорта и молодёжной
политики КР приостановлено действие сайта газеты «Республика».
24 августа 2022 года на несколько часов приостановили действие сайта информагентства
«24.kg».
Более трёх месяцев, с 26 октября 2022 года парализована работа «Азаттык Медиа».
Заблокированы счёта, а судебные органы отказали организации в рассмотрении иска о
признании необоснованными действия ГКНБ КР по блокировке банковских счетов.
23 января 2023 года Министерство культуры, информации, спорта и молодёжной
политики КР подало в суд иск о прекращении деятельности «Азаттык Медиа», как СМИ.
2 февраля стало известно, что Министерство культуры, информации, спорта и
молодёжной политики КР вынесло решение об удалении информации с сайта «Kloop.kg»
и сообщило, что в случае отказа работа сайта будет приостановлена сроком на два месяца.
Беззащитными перед нормами закона «О защите от недостоверной (ложной)
информации» оказались все СМИ Кыргызстана, поскольку эти нормы:
— противоречат нормам Конституции Кыргызской Республики;
— не соответствуют нормам Закона «Об основах административной деятельности и
административных процедурах».
— устанавливают чрезмерные ограничения, препятствующие свободному обмену
информацией, противоречащие основным международно-правовым документам в данной
сфере;
— нарушают базовые юридические принципы, создают возможность избирательного
применения, могут быть использованы в качестве инструмента цензуры;
— позволяют блокировать (приостанавливать) работу сайта без какого-либо судебного
решения;
— не определяют методику, по которой будет устанавливаться, является информация
ложной/недостоверной или не является.
Применение данного закона и его подзаконного нормативно-правового акта ставит
Кыргызстан на грань утраты независимых СМИ и свободы слова, ставших визитной
карточкой страны с момента обретения независимости.
Обсудив практику применения Закона Кыргызской Республики «О защите от
недостоверной (ложной) информации». Выслушав экспертов, представителей
медиасектора и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, инициировавших
проект Закона «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О защите от
недостоверной (ложной) информации»,
Призываем:
1. Жогорку Кенешу Кыргызской Республики – принять проект Закона Кыргызской
Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О защите от
недостоверной (ложной) информации», инициированный депутатами Жогорку Кенеша
Кыргызской Республики Ж.Акаевым, А.Мадумаровым, Э.Сатыбалдиевым,
Г.Кожокуловой, Д.Бекешовым, С.Атамбаевым, Ч.Айдарбековым. В случае принятия
поправок, предложенных авторами, Закон Кыргызской Республики «О защите от
недостоверной (ложной) информации» будет приведён в соответствие с нормами
Конституции Кыргызской Республики и Закона «Об основах административной
деятельности и административных процедурах».
2. Кабинет Министров Кыргызской Республики ввести мораторий на применение
«Порядка обжалования действий владельца сайта или страницы сайта, удаления
недостоверной (ложной) информации и приостановления работы сайта или страницы
сайта в связи с распространением недостоверной (ложной) информации в сети Интернет»
на период до принятия Жогорку Кенешем Кыргызской Республики Закона Кыргызской
Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О защите от
недостоверной (ложной) информации».
3. Судебные органы Кыргызской Республики при рассмотрении дел, связанных с
применением норм Закона Кыргызской Республики «О защите от недостоверной (ложной)
информации» и/или дел, вытекающих из применения норм указанного Закона,
основываться на нормах Конституции и законов Кыргызской Республики, которыми
установлена презумпция невиновности и обязанность государственных органов
доказывать наличие правонарушения со стороны лица, в отношении которого выносится
административное решение.
4. Генеральную прокуратуру Кыргызской Республики в рамках исполнения надзорных
функций обеспечить контроль за реализацией принципа гласности в ходе следствия по
делам в отношении представителей медиасектора.
5. Международные донорские организации расширить программы поддержки проектов по
фактчекингу и медиаграмотности.
6. Президента Кыргызской Республики обеспечить строгое соблюдение норм
Конституции и законов Кыргызской Республики
7. Временную депутатскую комиссию по вопросу нарушения Конституции, прав и свобод
человека и гражданина в Кыргызской Республике включить в своё Заключение отдельным
разделом вопрос о соблюдении свободы слова и прав медиасектора.
8. Конституционный суд Кыргызской Республики рассмотреть в возможно краткие сроки
ходатайство представителей Правовой клиники «Адилет» о признании
несоответствующими Конституции Кыргызской Республики норм «Порядка обжалования
действий владельца сайта или страницы сайта, удаления недостоверной (ложной)
информации и приостановления работы сайта или страницы сайта в связи с
распространением недостоверной (ложной) информации в сети Интернет».
Директор по связям с органами власти и корпоративным вопросам в Восточной Европе и Центральной Азии TikTok Сергей Соколов прокомментировал инициативу…
Пекин потребовал от Apple Inc. удалить ряд популярных мессенджеров из китайского магазина приложений. Об этом пишет газета The…
Депутат Чингиз Айдарбеков на заседании комитета по международным делам, обороне, безопасности и миграции Жогорку Кенеша поинтересовался у зампредседателя ГКНБ…
ГКНБ обжаловал решение Административного суда о признании решения Минкульта об удалении материала с сайта «Клооп», а потом и о блокировке «Клоопа»…
В Кыргызстане освободили лишь часть из 11 арестованных журналистов. Международное сообщество выражает обеспокоенность. Комитет по…
В ночь с 17 на 18 апреля ряд мобильных операторов и интернет-провайдеров Кыргызстана ограничили доступ…