Контактная информация

Бульвар Эркиндик 35, 720040, Бишкек.

Мы, участники Круглого стола «Давление на СМИ и свободу слова в КР: практика
применения Закона «О защите от недостоверной (ложной) информации», обсудив
практику применения указанного закона, отмечаем следующее:
Вступивший в силу Закон Кыргызской Республики «О защите от недостоверной (ложной)
информации», который еще на этапе законопроекта подвергался справедливой критике со
стороны медиа, гражданского общества и международного экспертного сообщества,
показал свою несостоятельность и превратился в инструмент давления на СМИ.
Под действия норм закона и его подзаконного нормативно-правового акта попали
независимые СМИ Кыргызстана.
22 июля 2022 года решением Министерства культуры, информации, спорта и молодёжной
политики КР приостановлено действие сайта газеты «Республика».
24 августа 2022 года на несколько часов приостановили действие сайта информагентства
«24.kg».
Более трёх месяцев, с 26 октября 2022 года парализована работа «Азаттык Медиа».
Заблокированы счёта, а судебные органы отказали организации в рассмотрении иска о
признании необоснованными действия ГКНБ КР по блокировке банковских счетов.
23 января 2023 года Министерство культуры, информации, спорта и молодёжной
политики КР подало в суд иск о прекращении деятельности «Азаттык Медиа», как СМИ.
2 февраля стало известно, что Министерство культуры, информации, спорта и
молодёжной политики КР вынесло решение об удалении информации с сайта «Kloop.kg»
и сообщило, что в случае отказа работа сайта будет приостановлена сроком на два месяца.
Беззащитными перед нормами закона «О защите от недостоверной (ложной)
информации» оказались все СМИ Кыргызстана, поскольку эти нормы:
— противоречат нормам Конституции Кыргызской Республики;
— не соответствуют нормам Закона «Об основах административной деятельности и
административных процедурах».
— устанавливают чрезмерные ограничения, препятствующие свободному обмену
информацией, противоречащие основным международно-правовым документам в данной
сфере;
— нарушают базовые юридические принципы, создают возможность избирательного
применения, могут быть использованы в качестве инструмента цензуры;
— позволяют блокировать (приостанавливать) работу сайта без какого-либо судебного
решения;
— не определяют методику, по которой будет устанавливаться, является информация
ложной/недостоверной или не является.
Применение данного закона и его подзаконного нормативно-правового акта ставит
Кыргызстан на грань утраты независимых СМИ и свободы слова, ставших визитной
карточкой страны с момента обретения независимости.

Обсудив практику применения Закона Кыргызской Республики «О защите от
недостоверной (ложной) информации». Выслушав экспертов, представителей
медиасектора и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, инициировавших
проект Закона «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О защите от
недостоверной (ложной) информации»,

Призываем:

1. Жогорку Кенешу Кыргызской Республики – принять проект Закона Кыргызской
Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О защите от
недостоверной (ложной) информации», инициированный депутатами Жогорку Кенеша
Кыргызской Республики Ж.Акаевым, А.Мадумаровым, Э.Сатыбалдиевым,
Г.Кожокуловой, Д.Бекешовым, С.Атамбаевым, Ч.Айдарбековым. В случае принятия
поправок, предложенных авторами, Закон Кыргызской Республики «О защите от
недостоверной (ложной) информации» будет приведён в соответствие с нормами
Конституции Кыргызской Республики и Закона «Об основах административной
деятельности и административных процедурах».
2. Кабинет Министров Кыргызской Республики ввести мораторий на применение
«Порядка обжалования действий владельца сайта или страницы сайта, удаления
недостоверной (ложной) информации и приостановления работы сайта или страницы
сайта в связи с распространением недостоверной (ложной) информации в сети Интернет»
на период до принятия Жогорку Кенешем Кыргызской Республики Закона Кыргызской
Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О защите от
недостоверной (ложной) информации».
3. Судебные органы Кыргызской Республики при рассмотрении дел, связанных с
применением норм Закона Кыргызской Республики «О защите от недостоверной (ложной)
информации» и/или дел, вытекающих из применения норм указанного Закона,
основываться на нормах Конституции и законов Кыргызской Республики, которыми
установлена презумпция невиновности и обязанность государственных органов
доказывать наличие правонарушения со стороны лица, в отношении которого выносится
административное решение.
4. Генеральную прокуратуру Кыргызской Республики в рамках исполнения надзорных
функций обеспечить контроль за реализацией принципа гласности в ходе следствия по
делам в отношении представителей медиасектора.
5. Международные донорские организации расширить программы поддержки проектов по
фактчекингу и медиаграмотности.
6. Президента Кыргызской Республики обеспечить строгое соблюдение норм
Конституции и законов Кыргызской Республики
7. Временную депутатскую комиссию по вопросу нарушения Конституции, прав и свобод
человека и гражданина в Кыргызской Республике включить в своё Заключение отдельным
разделом вопрос о соблюдении свободы слова и прав медиасектора.
8. Конституционный суд Кыргызской Республики рассмотреть в возможно краткие сроки
ходатайство представителей Правовой клиники «Адилет» о признании
несоответствующими Конституции Кыргызской Республики норм «Порядка обжалования
действий владельца сайта или страницы сайта, удаления недостоверной (ложной)
информации и приостановления работы сайта или страницы сайта в связи с
распространением недостоверной (ложной) информации в сети Интернет».

Share: