Контактная информация

Бульвар Эркиндик 35, 720040, Бишкек.

Центр Медиа Развития (документ в pdf)

14 февраля на официальном сайте Кабинетра Министров для общественного обсуждения был размещен проект постановления Кабинета Министров «Об утверждении Положения об обжаловании недостоверной (ложной) информации в сети интернет» (далее – проект Постановления).

Закон «О нормативных правовых актах» от 20 июля 2009 года № 241 предусматривает порядок проведения общественных обсуждений проектов законов и подзаконных нормативных правовых актов. Согласно части 1 статьи 22 Закона требуется обязательное проведение общественных обсуждений проектов нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан и юридических лиц.

Вышеуказанный проект Постановления был разработан для реализации положений Закона «О защите от недостоверной (ложной) информации» от 28 июля 2021 года. В пункте 4 Справки-обоснования к проекту Постановления написано о том, что данный проект постановления не требует прохождения процедуры общественного обсуждения, так как не затрагивает интересы граждан и юридических лиц, а также не регулирует предпринимательскую деятельность. Однако, данное утверждение является не верным, поскольку предоставление полномочий государственному органу блокировать сайты или страницы сайтов в сети интернет, на которых размещена информация, предположительно ложного или оскорбительного характера для того или иного лица, непосредственным образом затрагивает право каждого на свободу слова в сети интернет, и, соответственно, проект такого Постановления в обязательном порядке подлежит прохождению всей процедуры общественных обсуждений. Более того, такие ограничения конституционных прав граждан необходимо регулировать только на уровне закона, с обеспечением соблюдения всех прав и гарантий, установленных Конституцией КР.

Ранее, представитель Министерства культуры Б.Ибрагимов рассказывал о ходе реализации положений Закона «О защите от недостоверной (ложной) информации». По его словам, основными разработчиками проекта подзаконного акта являются два ведомства: Министерство цифрового развития и Министерство культуры. Была создана межведомственная рабочая группа, куда вошли представители различных министерств и ведомств.  При этом встал вопрос о финансировании работы с такими жалобами. Чиновник заявлял, что для полноценной работы с жалобами необходимо большое количество специалистов (от 50 человек и более), в том числе теологи, переводчики, юристы, лингвисты. Кроме того, для технической стороны работы по жалобам требовались специальная техника и специалисты в этой сфере. Создание такого подразделения потребовало бы значительных затрат из государственного бюджета, однако средства на его создание и развитие в государственном бюджете на 2022-2023 годы заложены не были. Более того, разработка механизма по приостановлению работы сайтов интернет-провайдерами и возложение обязанности по исполнению закона на Службу по регилированию и надзору в отрасли связи, несет за собой финансовые риски. В справке-обоснования указывается, что представленный проект Постановления не требует проведения анализа регулятивного воздействия, поскольку не направлен на регулирование предпринимательской деятельности. Несмотря на то, что он прямо не затрагивает предпринимательскую деятельность, исполнение интернет-провайдерами требований по блокировки сайтов или отдельных страниц потребуют покупки дополнительного дорогостоящего оборудования, что в будущем несомненно скажется на повышении стоимости интернет-услуг. Однако, в пункте 6 Справки-обоснования к проекту Постановления говорится о том, что принятие этого проекта Постановления не повлечет выделения дополнительных финансовых средств из республиканского бюджета. Это говорит о том, что функции по рассмотрению жалоб о размещении недостоверной информации будут выполнять специалисты Службы по регулированию и надзору в отрасли связи при Министерстве цифрового развития, не имеющие соответствующей квалификации, знаний, опыта для определения достоверности/недостоверности информации, распространение которой просят ограничить путем приостановления работы сайта/страницы сайта. Причем данные полномочия будут осуществляться наряду со всеми остальными их непосредственными обязанностями, что бесспорно приведет к поверхностному отношению к рассмотрению такого рода жалоб, когда любые жалобы о посягательстве на честь и достоинство в сети интернет будут в безапелляционном порядке приниматься как ложная информация, независимо от того, была ли информация действительно ложной или нет. Возложение дополнительных функций на некомпетентный орган может полечь за собой негативные последствия, начиная от ущемления прав граждан, заканчивая нерациональным использованием человеческих, финансовых и технических ресурсов.

Согласно процедуре, прописанной в проекте Положения об обжаловании недостоверной (ложной) информации в сети интернет (далее – проект Положения), любое лицо, считающее, что в отношении него распространена недостоверная информация, может обратиться к владельцу сайта или страницы в социальных сетях с просьбой удалить тот или иной материал. Если владелец сайта или страницы отказывается удалить или не удаляет информацию в течение 24 часов после такого требования, заявитель обращается в службу по регулированию и надзору в отрасли связи при Министерстве цифрового развития и просит приостановить работу сайта или страницы со сроком до двух месяцев. В течение десяти рабочих дней со дня получения заявления или уточненных заявителем сведений государственный орган направляет интернет-провайдерам предписание о приостановлении работы сайта или страницы со сроком до двух месяцев. С момента получения предписания интернет-провайдеры в течение трех рабочих дней приостанавливают работу сайта или страницы и незамедлительно уведомляют уполномоченный государственный орган об исполнении предписания.

В самом проекте Положения не говорится о том, что заявитель, требующий приостановления работы сайта/страницы сайта в сети интернет, должен каким-либо образом доказать, что информация, ограничение которой он запрашивает, действительно является ложной, порочащей его честь, достоинство и деловую репутацию. Таким образом, данный механизм будет использоваться любыми лицами, в отношении которых была распространена информация, невыгодная для их репутации, даже если такая информация и являлась правдивой. Это будет использоваться против лиц, открыто заявляющих, например, о коррупционных деяниях, злоупотреблениях полномочиями государственными служащими, мошеннических действиях частных лиц и в других случаях.

В проекте Положения заявителю предоставляется право обжаловать отказ в рассмотрении его заявления, в порядке, установленном законодательством об административных процедурах. В то время как порядок подачи возражений на заявление со стороны лиц, работа чьих сайтов/страниц сайтов подлежит приостановлению, в проекте Положения не предусмотрен.  Им не предоставляется право по предоставлению доказательств достоверности распространенной информации или каким-либо образом оспаривания законности блокировки их сайтов в досудебном порядке. В проекте Положения отсутствует принцип состязательности сторон при рассмотрении заявлений о приостановлении работы сайта или страницы сайта в связи с публикацией информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию заявителя. Всеми правами наделен только заявитель. При этом лицо или организация, опубликовавшая информацию, вообще никак не участвует в рассмотрении жалобы на его действия, соответственно не может защитить свои права при рассмотрении жалобы.

Более того, проект Постановления ставит перед интернет-провайдерами Кыргызстана технически невыполнимую задачу по блокировке сайтов/страниц сайтов, так как ни один интернет-провайдер в мире не в состоянии приостановить работу сайта или страницы, это возможно только если этот провайдер является владельцем или техническим оператором этой самой страницы. Специалист отмечает, что с технической точки зрения интернет-провайдеры сегодня ответственны только за предоставление доступа к тому или иному ресурсу в Сети. Блокировка отдельных страниц — это для них невыполнимая задача.

Другое обстоятельство, на которое необходимо обратить внимание – это сроки реализации механизма по блокировке сайта или страницы сайта. Пунктом 8 проекта Положения устанавливается, что в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления, уполномоченный государственный орган направляет интернет провайдерам предписание о приостановлении работы сайта или страницы сайта в сети интернет сроком до двух месяцев. Согласно пункту 10 проекта Положения, доступ к информации или сайту/странице сайта в сети интернет возобновляется по истечении срока, на который приостановлена работа сайта/страницы сайта, при условии удаления недостоверной (ложной) информации, либо возобновляется по решению суда, вступившему в законную силу. В таком случае, информационному агентству для разблокировки сайта в предлагаемом Положением порядке потребуется в лучшем случае три месяца (до двух месяцев, само судебное разбирательство в рамках административного судопроизводства, плюс 30 дней до момента вступления судебного решения в силу). Поскольку основной доход информационного агентства приносит публикация информационных материалов и размещение рекламы, то в период блокировки сайта агентство будет лишено возможности получать доходы. Безусловно такие методы будут иметь негативные и необратимые последствия для интернет-изданий. Более того, данный механизм посягает на плюрализм и разнообразие средств массовой информации.

 

На основе проведенного краткого анализа проекта Постановления Кабинета Министров «Об утверждении Положения об обжаловании недостоверной (ложной) информации в сети интернет» ОФ «Центр Медиа Развития» пришел к следующим выводам и рекомендациям.

 

  1. Оставить существующую практику рассмотрения информационных споров, порочащих честь, достоинства и деловую репутацию исключительно судебными органами в порядке гражданского судопроизводства. В справке-обоснования существует такой вариант решения – «оставить все как есть». На наш взгляд, данное решение является наиболее приемлемым и «безболезненным» для всех участников информационных правоотношений.

 

  1. Отозвать проект постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении Положения об обжаловании недостоверной (ложной) информации в сети интернет» и направить в Жогорку Кенеш КР предложение об отмене Закона КР «О защите от недостоверной (ложной) информации».

 

  1. Развивать механизмы саморегулирования в сети интернет. Саморегулирование – это общемировая тенденция, так как является наиболее эффективным механизмом. Есть определенная грань между цензурой и выражением личного мнения, которую нельзя пересекать, потому как право на высказывание собственной позиции является одним из основополагающих прав человека. В Кыргызстане с 2007 года существует и успешно функционирует орган саморегулирования – Комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ. Комиссия является общественной площадкой, которая рассматривает конфликтные ситуации этического характера в медиа среде. Основной задачей Комиссии является установление конструктивного диалога между участниками информационных споров на условиях равноправия сторон.

 

  1. Внедрение образовательных программ по медиа информационной грамотности и критическому мышлению. Данный подход является одним из основных методов по снижению недостоверной (ложной) информации и осознанному потреблению контента в сети интернет.

 

 

Учитывая вышеизложенное, необходимо проведение полноценного общественного обсуждения по проекту Постановления, в том числе принятия, рассмотрения и обобщения предложений, которые поступят от участников общественного обсуждения и обязательной подготовки по результатам общественного обсуждения итоговой информации о поступивших предложениях с обоснованием причин включения либо исключения их из проекта нормативного правового акта.

Share: