«Любой журналист хочет, чтобы юрист выполнял не только юридическую работу, но и роль психолога, то есть поддержал журналиста во всем и боролся за его права. Любая попытка юриста предоставить аргументацию, что в какой-то части журналист действительно был неправ и возможен проигрыш, журналистом не воспринимается», — сказал сегодня в интервью ВРС Илим Карыпбеков, эксперт Секретариата президента, экс-Медиапредставитель, рассказавший об особенностях работы юристов, защищающих интересы работников СМИ.
«Профессиональная деятельность журналиста обычно касается вопросов освещения жизнедеятельности тех или иных лиц и всегда встает вопрос, насколько умело он может балансировать между правом на личную жизнь и между правом людей на получение информации», — сказал Илим Карыпбеков.
«Соответственно, что юрист занимающийся делами журналистов, должен быть очень профессиональным и разбираться в тонкостях защиты чести и достоинства людей. На самом деле таких статей в законодательстве нашей страны немного, но они очень содержательны в том смысле, что такие нормы, как “честь” и “достоинство” не абсолютны, там нет четких границ, и они носят больше оценочный характер. Также юрист должен понимать специфику работы журналистов и в целом разбираться в сфере информации», — отметил Карыпбеков.
Однако в нашей стране таких профессионалов, по словам Илима Карыпбекова, очень мало.
Рассказывая о том, почему так мало квалифицированных юристов, защищающих права журналистов, Карыпбеков сказал: «У нас не так много СМИ, которые готовы достойно оплатить работу хорошего юриста и отстаивать свои интересы в суде. В этой связи редактора или владельцы СМИ стараются избирать другой способ разрешения конфликтов: они идут на путь переговоров или вообще не нанимают адвоката. То есть роль адвоката именно в сфере СМИ занижена. Адвокаты тоже люди и хотят получать нормальные деньги за свою работу, но понимая, что в СМИ у них нет прибыли и сфера эта очень сложная, они не идут защищать права работников СМИ».
В основном юристы и адвокаты, которые занимаются разрешением информационных споров, по словам Карыпбекова, это те люди, которые работают в грантовой сфере, где есть донорская помощь и гонорары, но в коммерческие структуры они идут неохотно.
Отвечая на вопрос о том, насколько помогает юристам огласка дел, связанных со СМИ, Карыпбеков сказал: «Юристы стремятся не представлять журналистов в их делах, а представлять какие-то резонансные, уголовные дела, понимая, что внимание СМИ будет к ним приковано. Это связано с тем, что сами журналисты не особо ценят труд юристов».
Между тем, Карыпбеков отметил, «журналисту и юристу, то есть творческому человеку и человеку, который живет по букве закона, сложно понять друг друга».
«Любой журналист хочет, чтобы юрист выполнил не только юридическую работу, но и роль психолога, то есть поддержал журналиста во всем и боролся за его права. Любая попытка юриста предоставить аргументацию, что в какой-то части журналист действительно был неправ и возможен проигрыш, журналистом не воспринимается. То есть сейчас необходимо воспитывать культуру взаимоотношений между журналистами и юристами. Юристы считают журналистов творческими и непонятными людьми, а журналисты считают юристов черствыми отформатированными правовыми нормами людьми. Поэтому если юрист хочет работать в сфере СМИ, он должен быть в какой-то мере творческим человеком и даже быть немного психологом», — отметил Карыпбеков.
«На практике юрист чаще выступает медиатором между сторонами. Для журналиста, который является творческим лицом обычно просить прощения очень тяжело, хотя бывают споры, которые можно решить именно таким путем», — сказал в заключение Илим Карыпбеков.
URL: http://www.bpc.kg