«Всем интересно, что милиционера, преподавателя или министра поймали, уличили или подозревают, что он коррупционер. Никто не изучает системно, почему это происходит и как с этим бороться», — сказал в интервью ВРС Арстанбек Джаналиев, заместитель директора ассоциации учреждений образования EdNet (Education Network Association).
ВРС: Достаточно ли внимания уделяется освещению коррупции в вузах?
Арстанбек Джаналиев: Достаточно. Я бы сказал, что чрезмерное внимание уделяется подобным темам в СМИ. Все, что касается коррупции, относится к «жареным фактам», которые всем интересны. СМИ берется за любой факт, касающийся коррупции. Проблема в том, что никто не занимается системным изучением коррупции, то есть, почему она происходит. Всем интересно, что милиционера, преподавателя или министра поймали, уличили или подозревают, что он коррупционер. Никто не изучает системно, почему это происходит и как с этим бороться. Это проблема всей нашей страны. Фактически журналисты берут только «жареную верхушку», а суть не изучают. Это будет продолжаться, пока процесс не будет изучен. Мы можем посадить десять человек, но процесс не изменится.
ВРС: Как должны освещаться подобные темы?
Арстанбек Джаналиев: Во-первых, нужно начать с изучения самого процесса. Во-вторых, нужно создать такое отношение к этим людям, чтобы они вызывали неприязнь, презрение. Получается, что человек, который украл миллионы, фигурирует, как герой. У него красивый дом, хорошая машина, много денег, и он неуловим. Отношение к таким людям должно измениться. Нужно писать, что этот человек вор, потому что украл, и достоин самого жестокого наказания со стороны общества во всех отношениях, в юридическом, и самое главное — в моральном, нравственном отношении. Если бы СМИ с этой стороны отражали поступки людей, тогда никто не хотел бы попасть в такой ракурс. Также относятся к бандитам, в каком-то смысле они становятся героями для молодых людей. Они удачливы в жизни, хорошо устроились. В какой-то мере для общества стало не важно, каким способом человек получил свое богатство, главное — что он хорошо устроился.
Нужно освещать эту тему с нравственной стороны. СМИ должны создать образ тех, кто дает и берет взятки, как неприятных, низких, подлых людей. Когда молодой человек будет читать о них, ему не захочется равняться на таких людей, он будет стремиться к лучшему. Нужно рисовать образ таких людей, которые, как паразиты, живут за счет других людей. СМИ должны воздействовать на сознание.
ВРС: Какие ошибки допускают журналисты при написании статей на темы экономических преступлений в вузах?
Арстанбек Джаналиев: Не могу судить обо всех журналистах. Есть много ошибок со стороны журналистов в освещении таких тем. Журналисты пишут уже о прошедшем событии, например, поймали преподавателя. Для того чтобы изучить процесс, нужно быть экономистом, юристом, и прежде всего аналитиком, чтобы понять, почему это происходит, и как с этим бороться.
ВРС: Насколько эффективно ведется борьба с коррупцией в сфере образования?
Арстанбек Джаналиев: Борьба с коррупцией в нашем государстве ведется, но простым поднятием заработной платы и улучшением жизни преподавателя государство не решит эту проблему. Сегодня в Кыргызстане 230 тысяч студентов, в прошлом году отчислено 20 тысяч студентов, которые не посещали занятия. Соответственно, они использовали тот механизм, когда преподаватели разводят экзамены, сессию. Это можно искоренить методами административного характера, например, усилением контроля. Студент не должен давать взятку, он должен идти в вуз для того, чтобы учиться, а администрация вуза должна создавать такие условия, чтобы студент не мог давать взятки. Нужно усиливать контроль, изменить систему шифрования, преподаватели должны знать, какому студенту и за какие знания ставить оценку. Есть много методов, которые нужно внедрить, в принципе, в вузах они внедряются.
В любом вузе преподаватель, который был уличен в получении взятки, автоматически увольняется; если факт взятки доказан, то он преследуется по закону. Администрация вуза никогда не пойдет на то, чтобы закрывать глаза, никому не интересен коррумпированный преподаватель. Во всех вузах от такого рода преподавателей стараются избавиться.
Люди идут в вузы с разными целями — кто-то за знаниями, кто-то за дипломом. Человек, который идет за дипломом, будет всеми способами стараться этот диплом получить. Часто эти способы не совсем законны. Нужно изменять у людей отношение к получению знаний. Студент должен понимать, зачем он идет в университет; если он идет за знаниями, он никогда не даст взятку.
URL: http://bpc.kg/news/12927-15-03-11