Контактная информация

Бульвар Эркиндик 35, 720040, Бишкек.

Юристы правовой клиники «Адилет» проанализировали проект нового закона «О СМИ», подготовленный президентской администрацией.

По словам экспертов, анализ показал наличие серьезных рисков неправомерных и недопустимых отступлений от гарантий прав человека на свободу выражения мнения.

Отдельные положения законопроекта ставят под угрозу деятельность независимых СМИ и журналистов, включая зарубежные СМИ.

Предусматривается ввести целый ряд различных оснований и требований, содержащих расплывчатые формулировки запретов, несоблюдение которых может приводить к ликвидации СМИ.

«Существенным образом усложняются процедуры регистрации СМИ, статус которых будет распространяться также на веб-сайты. Ряд предлагаемых проектом норм не соответствует базовому принципу правовой определенности, что может привести к произвольному применению закона на практике, в некоторых статьях усматривается дискриминационный подход. По итогам анализа можно сделать вывод о том, что принятие законопроекта в том виде, в каком он размещен для общественного обсуждения, может привести к закату демократии в Кыргызстане», — отметили в клинике «Адилет».

Эксперты обозначили основные риски для фундаментальных прав человека. Законопроектом устанавливается запрет на учреждение СМИ иностранными физическими и юридическими лицами, а также лицами без гражданства. В документе говорится, что зарубежные СМИ и их корреспонденты смогут работать в Кыргызстане только после аккредитации в уполномоченном госоргане.

В перспективе документ содержит высокую вероятность изоляции информационного пространства Кыргызстана от внешнего мира.

Из анализа юристов правовой клиники «Адилет»

Юристы отмечают, что, учитывая складывающуюся тенденцию по стремительному сокращению демократического пространства, возникают вполне обоснованные опасения, что этот законопроект в числе прочих инициатив нацелен на установление жестких ограничений плюрализма мнений, являющегося неотъемлемой частью любого демократического общества.

Усматриваются попытки установить цензуру, чтобы не допускать публичного распространения какой-либо информации, не желательной для узких интересов обладающих государственной властью.

Веб-сайты приравниваются к СМИ и должны будут регистрироваться, а их деятельность будет подлежать более детальному государственному регулированию.

«Предпринимается попытка установить ограничения свободы слова не только в отношении СМИ, но в целом в интернете, через установление общего запрета на распространение информации, запрещенной разными законами без ее уточнения. Формально предлагаемый запрет может охватывать самые разные формы жизнедеятельности физических лиц, блогеров, правозащитников, активистов и других субъектов в процессе реализации свободы выражения», — указывают специалисты.

Устанавливается ряд конкретных ограничений и запретов в деятельности СМИ, некоторые из которых содержат чрезвычайно расплывчатые формулировки, создавая тем самым благоприятные условия для злоупотребления властью со стороны должностных лиц.

Значительно расширяются возможности принудительной ликвидации СМИ путем приостановления, прекращения их деятельности, а также признания недействительным свидетельства о государственной регистрации СМИ. Предлагается жесткая система санкций, позволяющая прекращать работу средств массовой информации в случае допущения более одного раза в течение одного года нарушения устанавливаемых запретов. Документом не учитывается тяжесть нарушений, которые потенциально могут быть допущены со стороны СМИ. Кроме того, свидетельство о регистрации СМИ может быть признано недействительным в случае, если информационный портал не выходит в свет (в эфир) более трех месяцев.

Существенно усложняются процедуры регистрации и перерегистрации СМИ, увеличивается перечень информации, подлежащей предоставлению в регистрирующий орган. Для оформления необходимо будет заранее сообщать:

  • примерную тематику, специализацию;
  • предполагаемую периодичность выпуска, максимальный объем СМИ;
  • источники финансирования; сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором.

Законопроектом предусмотрено, что он вступает в силу с 1 апреля 2023 года. Документ размещен для общественного обсуждения 28 сентября, следовательно, он может быть внесен в Жогорку Кенеш по истечении месячного срока, то есть не ранее 29 октября.

«Таким образом, парламенту и другим органам власти отводится пять месяцев для его рассмотрения в случае, если указанный выше срок не будет изменен. Эти обстоятельства говорят о стремлении администрации главы государства форсировать принятие законопроекта в ускоренном порядке», — считают в «Адилете».

Законопроектом предписывается, что до 1 июня 2023-го все СМИ должны будут пройти перерегистрацию. При этом СМИ, не прошедшие ее, будут признаны ликвидированными. Таким образом, СМИ Кыргызстана, а также всем другим субъектам, которые будут признаваться СМИ в соответствии с положениями исследуемого законопроекта, отводится только два месяца для прохождения процедуры регистрации.

Столь краткие временные рамки наряду с целым массивом существенных изменений правового регулирования деятельности СМИ вполне могут привести к тому, что многие из них не успеют зарегистрироваться, что автоматически приведет к их ликвидации.

Из анализа юристов правовой клиники «Адилет»

Кабинету министров поручается до 1 апреля 2023 года внести в парламент соответствующие проекты законов, а также принять необходимые постановления и другие решения, направленные на реализацию законопроекта. Эти положения, по мнению экспертов, могут говорить о том, что органы исполнительной власти фактически уже приступили к разработке соответствующих документов, которые в том числе могут быть направлены на установление механизмов ответственности.

Share: