Categories: Новости

«Предложения не учтены». Рабочая группа прокомментировала очередной вариант закона об НКО

Члены рабочей группы представили общие комментарии к проекту закона

«О некоммерческих неправительственных организациях», а именно — ко второму его варианту — от 8 декабря 2023 г.

Хронология

Распоряжением президента КР от 8 февраля 2023 г. №19 была образована рабочая группа по доработке проекта закона КР «О некоммерческих неправительственных организациях», в состав которой вошли, в том числе, представители НКО.

В этой связи рабочей группе было поручено доработать законопроект до 1 июня 2023 г. Вместе с тем за весь период деятельности рабочей группы администрация президента собрала ее членов один раз. В то же время представителями НКО — членами рабочей группы — были направлены предложения к законопроекту в администрацию президента КР. Однако рассмотрение и обсуждение законопроекта в рамках рабочей группы не проводилось.

Далее распоряжением президента срок работы рабочей группы дважды продлевался до 1 октября 2023 г. и затем до 1 февраля 2024 г.

8 декабря 2023 г. отдел правового обеспечения администрации президента направил членам рабочей группы новый вариант проекта закона «О некоммерческих неправительственных организациях» с просьбой представить замечания и предложения до 10 января 2024 г.

Выводы рабочей группы

По итогам проведенного анализа были выявлены следующие основные проблемы представленного варианта проекта закона КР «О некоммерческих неправительственных организациях»:

1. Новая версия законопроекта содержит практически все дискриминационные положения предыдущего варианта и не учитывает замечания и предложения, указанные в различных правовых анализах, статьях, подготовленных юристами, международными экспертами, некоммерческими организациями, и международными институтами.

Предложения членов рабочей группы, письменно направленные в администрацию президента КР, также не учтены в представленном варианте законопроекта.

Основные проблемы законопроекта, несущие угрозу гражданскому обществу, в новой версии законопроекта остаются в прежней редакции:

  • усиление контроля, в том числе финансового за деятельностью НКО;
  • иностранные граждане и лица без гражданства лишаются права выступать в качестве учредителей НКО;
  • процедура регистрации НКО и филиалов, представительств иностранных НКО усложнена;
  • процедура ликвидации НКО упрощена.

2. Проект закона дополнен новыми положениями, ужесточающими деятельность НПО.

НПО должны разделиться на организации социальной или политической направленности. Данные положения в проекте закона устанавливают требование указывать в обязательном порядке такую направленность в уставных и других документах, что фактически означает перерегистрацию всех НПО. При этом НПО социальной направленности лишаются права на свободу мирных собраний, поскольку таким правом обладает только НПО политической направленности, что противоречит статье 39 Конституции, гарантирующей право каждого на мирные собрания.

В законопроекте появляется новая статья 7, в которой перечислены виды иностранных источников финансирования, предназначенные только для неправительственных организаций политической направленности, осуществляемой на территории Кыргызской Республики в их интересах. Таким образом финансирование из иностранных источников для НПО социальной направленности не допускается.

Позитивные изменения в законопроекте:

  • продление срока вступления закона в силу до 1 января 2025 года;
  • устранение юридической неопределенности относительно применения закона к религиозным и политическим организациям.

Проблемы с проведением экспертизы

  • Отсутствие необходимых сопроводительных документов затрудняет полноценный анализ возможных рисков законопроекта.

Общая оценка законопроекта:

  • законопроект остается излишне детализированным и чрезмерно ограничительным в отношении НКО;
  • предложенные меры контроля фактически ликвидируют право на свободу объединения и неприкосновенность частной жизни.

Дальнейшие шаги

Полный анализ с конкретными замечаниями и предложениями будет направлен в администрацию президента и другим заинтересованным сторонам до 10 января 2024 года.

Важно: этот анализ предназначен для информирования общественности о ключевых проблемах и предложениях, связанных с новым законопроектом о НКО. Он подчеркивает необходимость более широкого обсуждения этих вопросов для защиты интересов гражданского общества.

Полный анализ от рабочей группы будет направлен в администрацию президента до 10 января 2024 г.

https://kaktus.media/doc/492706_predlojeniia_ne_ychteny._rabochaia_gryppa_prokommentirovala_ocherednoy_variant_zakona_ob_nko.html

admin

Recent Posts

Платформа действий медиа Кыргызстана призвала отменить приговоры четырем журналистам

Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда Бишкека в отношении…

2 месяца ago

ЗАЯВЛЕНИЕ ПЛАТФОРМЫ ДЕЙСТВИЙ МЕДИА КЫРГЫЗСТАНА

Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда г. Бишкек в…

2 месяца ago

Дело 11 журналистов. Amnesty International призывает снять обвинения

Международное движение Amnesty International призвало власти Кыргызстана снять «необоснованные обвинения» с журналистов Temirov Live и «Айт Айт Десе» накануне…

3 месяца ago

Дело 11 журналистов. Часть подсудимых получила тюремный срок

Ленинский районный суд Бишкека сегодня, 10 октября, огласил приговор по делу 11 бывших и действующих сотрудников издания Temirov Live.…

3 месяца ago

В Кыргызстане введут штрафы за оскорбления в СМИ и интернете

В Кыргызстане намерены ввести штрафы за клевету и оскорбления в СМИ и интернете. В экспертном…

3 месяца ago

«Давайте напишем, что это одно из отделений ГКНБ или МВД». За что депутаты раскритиковали карательный законопроект Минкульта?

Предложенный администрацией президента законопроект о наложении штрафов за распространение ложной информации в средствах информации и…

3 месяца ago