Ситуация с правами человека в Кыргызстане продолжает ухудшаться. Особое давление сегодня оказывается на свободу слова — за выражение своего мнения могут отправить в камеру.
Корреспондент международной правозащитной организации «Репортеры без границ» Лейла Саралаева проанализировала ситуацию и поделилась своим мнением с 24.kg.
Начать хочется с анекдота в тему: «Однажды один очень мудрый человек… ничего не сказал. Времена были опасные, да и собеседники ненадежные». Вспомнился он в связи с инициативами о принятии трех репрессивных законопроектов — это цивилизационный вопрос, который определит дальнейший путь развития Кыргызстана.
О политической и геополитической ситуации в Кыргызстане наши политологи и умудренные опытом политики высказываться опасаются. Поэтому придется взять всю ответственность на себя.
Итак, что за игры происходят с тремя «драконовскими законопроектами»: о СМИ, НПО и «иноагентах»? Простого обывателя мало волнуют все эти страсти-мордасти, связанные с инициативой Надиры Нарматовой. Опасность видят только сами работники неправительственного сектора и независимых СМИ.
Подобное равнодушие кыргызстанцев связано с тем, что общество наивно полагает — действия этих законов коснутся исключительно работников этих сфер.
На самом деле эти законы, а точнее, последствия действий этих законов, коснутся каждого кыргызстанца. И начнется с ограничения свободы слова.
За последний год в рейтинге международной организации «Репортеры без границ» Кыргызстан по уровню свободы прессы опустился на 50 позиций, с 72-го на 122-е место. Связано это с принятым законом о недостоверной информации, который инициировала депутат шестого созыва Гульшат Асылбаева, подписал президент Садыр Жапаров, применением этого документа в отношении редакции «Азаттыка», а также с выдворением из страны расследователя Болота Темирова и многочисленными фактами преследования журналистов, блогеров и целых редакций.
Почему власть целенаправленно преследует независимые редакции и журналистов? Официальная версия о публикации недостоверной информации — это только прикрытие.
На самом деле одна из причин — нежелание терпеть критику деятельности власти, а также раздражение от раскрытия коррупционных схем семей первых лиц в публикациях независимых СМИ. Несмотря на то что материалы основаны на фактах и доказательствах, у власти наблюдается стойкая аллергия на их обнародование.
Регулярно редакции «Азаттыка», Kloop, Kaktus.media, 24.kg, «Темиров Лайв», «ПолитКлиника» и другие публикуют журналистские расследования, касающиеся в том числе родственников или приближенных президента Садыра Жапарова и главы ГКНБ Камчыбека Ташиева.
Особняком стоят громкие расследования «Азаттыка», Kloop и OSSRP о незаконной деятельности экс-замглавы Таможенной службы Райымбека Матраимова, его связи с ныне покойным криминальным авторитетом Камчи Кольбаевым и китайским бизнесменом Хабибуллой Абдукадыром. Журналисты независимых СМИ настойчиво напоминают читателям о том, что все эти личности создали незаконные транснациональные группировки по контрабанде товаров и перевозу наличных долларов.
Райымбека Матраимова возводят в ранг уважаемых общественных деятелей, хотя он официально признался в коррупции и оплатил ущерб, а также внесен в список Магнитского. Власти страны также предоставляют самые лучшие земли в центре Бишкека для строительства бизнес-объектов бизнесмену Хубибулле Абдукадыру, и с ним работают фирмы, связанные с сыном главы государства. Об этих фактах журналисты пишут постоянно, естественно, создавая помехи в голограмме величественного образа современной кыргызской власти, ну и раскрывая глаза на суровую реальность аполитичному обществу.
Нынешняя власть в преследовании независимых СМИ неоригинальна. Каждый президент Кыргызстана, почувствовав вкус власти, начинал давление на журналистов. Все без исключения.
«Естественная человеческая тенденция оказывать предпочтение семье и друзьям действует во всех политических системах, в результате чего свободы вырождаются в привилегии. Это так же справедливо для демократий, как и для авторитарных систем», — считает американский политолог и философ Фрэнсис Фукуяма.
32 года независимости доказывают, что в нашем обществе люди идут в политику не для того, чтобы преследовать идею общественного блага. Единственная их цель — личное обогащение. В результате все, кто во власти, становятся еще богаче, ведь у них постоянный доступ к ресурсам.
И журналисты, и независимые СМИ — это единственные, кто громогласно говорит о том, кто, где и как стащил у народа. Конечно, это раздражает чиновников. Конечно, они будут пытаться заткнуть или навешать ярлык «иноагента» на тех, кто говорит правду. Конечно, они будут обвинять независимые СМИ в попытке «расшатать устои государства», ведь журналисты рассказывают о противоправных действиях власть имущих, тем самым нанося ущерб их репутации.
Да, на журналистские расследования независимые СМИ получают гранты от международных организаций, потому что никогда люди, сидящие во власти, не будут финансировать СМИ, которые проводят расследования про их сомнительные дела и действия. Никогда они не захотят развития самого жанра расследовательской журналистики.
Вторая причина, по которой кыргызстанские власти упорно продвигают «драконовские законы», — это желание угодить Кремлю.
Медиаэксперты и юристы констатировали, что отечественные законопроекты о СМИ, НПО и «иноагентах» на 90 процентов списаны с аналогичных российских. Более того, сам инициатор закона о СМИ Мурат Укушев, юрист администрации президента Кыргызстана, признался в этом, заявив: «Все мы вышли из советской системы права. Поэтому за основу берутся российские законы».
Если посмотреть на ситуацию со свободой слова и гражданским обществом в современной России, то она напоминает антиутопию «1984» Джорджа Оруэлла.
В РФ сегодня нет не только независимых СМИ, свободы слова и неправительственных организаций, работающих в сфере защиты прав человека, но фактически запрещено высказывать свое мнение, например, о войне в Украине. Тех, кто пытается выразить свой протест, подвергают наказанию в виде больших штрафов и даже реальными тюремными сроками.
Не хочется строить «конспирологических прогнозов», но и факт вручения ордена нашему президенту Жапарову из рук Путина наталкивает на мысль, что это аванс за будущее сужение демократии в виде ограничения работы независимых СМИ и НПО.
Уже сегодня можно констатировать, что в Кыргызстане больше нет демократии в том понимании, в котором мы начинали ее строить 32 года назад — с верховенством права, рыночной экономикой, свободой слова и соблюдением прав человека. Пока у нас нелиберальная демократия, которая бешено движется к авторитаризму.Верховенства права давно нет. Последние события с жесткой расправой над лидером ОПГ и последовавшей за этим кампанией массового отказа от воровских идей, к сожалению, не вызывают восторга у публики, потому что все понимают: нарушаются права человека. Да, это представители криминального мира, но это прежде всего люди.
Свобода рыночной экономики сужается, несмотря на заверения в обратном. Ни одного нового крупного инвестора из Европы или США в стране нет, и вряд ли он придет, видя происходящее.
Последний столп — свобода слова — вот-вот рухнет.
Темные времена настали для демократии Кыргызстана. Но мы должны выстоять, потому что, как только мы сойдем с пути демократии, мы тут же потеряем свою независимость.
Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда Бишкека в отношении…
Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда г. Бишкек в…
Международное движение Amnesty International призвало власти Кыргызстана снять «необоснованные обвинения» с журналистов Temirov Live и «Айт Айт Десе» накануне…
Ленинский районный суд Бишкека сегодня, 10 октября, огласил приговор по делу 11 бывших и действующих сотрудников издания Temirov Live.…
В Кыргызстане намерены ввести штрафы за клевету и оскорбления в СМИ и интернете. В экспертном…
Предложенный администрацией президента законопроект о наложении штрафов за распространение ложной информации в средствах информации и…