Контактная информация

Бульвар Эркиндик 35, 720040, Бишкек.

В панельной дискуссии «Представительство журналистики: Саморегулирование СМИ в регионе» выступила Нургуль Абдыкеримова, директор Общественного Фонда «Центр Медиа Развития», инициатор создания органа саморегулирования в КР и секретарь Комиссии по рассмотрению жалоб на СМИ.

История создания органа саморегулирования.

В декабре 2007 года состоялся первый в истории независимого Кыргызстана Съезд журналистов. В нем принимали участие около 120 делегатов от СМИ и неправительстваенных медиаорганизаций (медиа-НПО) всех регионов страны. Они обсудили и приняли Этический кодекс журналиста Кыргызстана.

Участники форума решили, что журналистика Кыргызстана должна попробовать встать на путь самостоятельного разрешения споров между потребителями информации и сотрудниками СМИ. Съезд учредил такой орган саморегулирования – Комиссию по рассмотрению жалоб на СМИ, избрал её состав, включающий представителей журналистского сообщества, неформальных деятелей и членов общественных объединений. Они избираются на республиканских конференциях или съездах журналистов.

Преимущества и значимость работы Комиссии включают:
• Защиту прав читателей/зрителей/слушателей: они получают возможность обращаться с жалобами на СМИ, если считают, что их права были нарушены, или им был причинен вред. Таким образом обеспечивается механизм защиты интересов общества и индивидуальных лиц.
• Регулирование профессионального поведения журналистов: Комиссия обладает правом рассматривать жалобы и определять, нарушают или нет публикации этические нормы и стандарты. Это способствует саморегулированию деятельности журналистов и повышает их ответственность перед обществом.
• Разрешение конфликтов без участия суда: Комиссия предоставляет цивилизованный механизм исчерпания информационных споров между СМИ и читателями/зрителями/слушателями. Это позволяет избежать длительных и дорогостоящих судебных процессов и способствует мирному разрешению конфликтных ситуаций.
• Образовательную роль: орган саморегулирования публикует свои решения и рассылает их в вузы, где преподают журналистику. Это помогает студентам избежать подобных ошибок в своей будущей работе и способствует повышению профессионального уровня начинающих, молодых журналистов.
• Общественное влияние: документы Комиссии могут быть опубликованы в СМИ, на которые поступают жалобы, а также в других источниках информации. Это оказывает публичное воздействие на нарушителей этических норм и способствует формированию ответственного журналистского сообщества.

В целом Комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ в Кыргызстане является важным органом саморегулирования, продвигающим высокие стандарты журналистики и защиту интересов общества. Она учреждена на основе Этического кодекса журналиста Кыргызстана, который определяет нормы и принципы, которыми СМИ и их сотрудники должны руководствоваться в своей повседневной профессиональной работе.

Решения Комиссии могут быть опубликованы в тех же СМИ, на которые поступили жалобы, а также в других СМИ для информирования общественности о нарушениях профессиональной этики. Кроме того, её документы рассылаются на журналистские факультеты вузов, чтобы стать полноправным учебно-воспитательным материалом в подготовке будущих журналистов.

Таким образом, Комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ в Кыргызстане играет важную роль в поддержании высоких стандартов журналистики, защите интересов общества и саморегулировании отношений между СМИ, их сотрудниками и потребителями информации. Она предоставляет цивилизованный механизм разрешения споров и способствует повышению профессионального уровня журналистов.

Рассмотрение конфликтов между СМИ и потребителями информации

Разрешение информационных споров является основополагающей задачей всех органов саморегулирования журналистской деятельности в мире. Причём Комиссия является не средством цензуры или надзора в этой сфере, а учреждением, которое помогает журналистам компетентно и с минимальными рисками выполнять свой профессиональный долг.
Основой для рассмотрения информационных конфликтов является Этический кодекс журналиста Кыргызстана. Получив жалобу, Комиссия должна выяснить, имело ли место в действительности указанное там нарушение Этического кодекса, и если да, то насколько серьезным оно было. Все процедуры обсуждения заявлений и принятия решений изложены в Положении о Комиссии.
Первым этапом является предварительное рассмотрение жалобы. Его смысл в том, чтобы определить, может ли Комиссия её принимать, или конфликтная ситуация не входит в зону ответственности органа саморегулирования.
На втором этапе жалоба рассматривается по существу. Комиссия стремится к тому, чтобы этот процесс происходил в присутствии обеих сторон. Такая практика обусловлена тем, что мы во всех случаях стремимся наладить отношения между участниками конфликта.
Третий этап – вынесение решения. В соответствии с Положением о Комиссии мы можем принимать в этом случае три вида документов.

1. Предупреждение. Принимается в случаях, когда Комиссия расценила нарушение этических норм журналистом или СМИ, ставших объектом рассмотрения Комиссии, как непреднамеренную ошибку. Предупреждение не является обязательным для публикации, оно направляется журналисту, руководителю СМИ и лицу, обратившемуся с заявлением.
2. Заявление. Принимается в случаях, когда действия журналиста или СМИ расцениваются Комиссией как существенно нарушившие нормы журналистской этики. Этот документ направляется журналистам, руководителям СМИ, которые стали объектом слушаний Комиссии; заявителю; распространяется среди СМИ и их сотрудников, подписавших Этический кодекс журналиста Кыргызстана. Они обнародуют или не обнародуют Заявление по своему усмотрению.
3. Заявление в форме общественного порицания. Принимается в случаях, когда действия журналистов или СМИ расцениваются Комиссией как сознательное нарушение норм журналистской этики и являются несовместимыми с профессиональными и этическими стандартами. Заявление в форме общественного порицания распространяется как можно шире в СМИ всеми доступными Комиссии средствами.

Для органа саморегулирования важно примирение конфликтующих сторон. Поэтому Комиссия гибко подходит к рассмотрению каждой жалобы. Не всякое разбирательство заканчивается вынесением решения. Если участники спора достигают «мирового соглашения», то Комиссия ограничивается составлением протокола, в котором подробно описывает ситуацию.
Кроме того, каждое обращение по поводу нарушения сразу же становится частью нашего образовательного процесса. Все жалобы используются Комиссией в вузовских учебно-воспитательных мероприятиях среди студентов и журналистов. Мы считаем важным использование конкретных жалоб и решений по ним для того, чтобы уже сегодня будущий или действующий журналист должен понимать, как и почему ему нельзя поступать завтра.

• На сегодняшний день значимость Комиссии по рассмотрению жалоб на СМИ как площадки досудебного разбирательства возросла во много раз, так как общество начало привыкать к такой практике, и граждане предпочитают не доводить дело до суда, а попытаться решить конфликт мирным путем.

• Мы призываем рассматривать информационные споры цивилизованным способом. Орган саморегулирования представляет собой альтернативу государственному контролю над медиаиндустрией. Он обеспечивает возможность самостоятельно регулировать отношения в сфере, где участники медиаиндустрии сами принимают решения и разрабатывают правила. Это способствует сохранению независимости и свободы СМИ, помогает предотвратить цензуру и вмешательство со стороны государства или других сторон, позволяя журналистам самим упорядочивать свою профессиональную деятельность.

Органы саморегулирования способствуют развитию доверия общества к СМИ, повышению качества информации, предоставляемой со стороны СМИ. Они могут обеспечивать надлежащую проверку фактов, точность и достоверность публикаций, а также борьбу с дезинформацией и фейковыми новостями.

Как отметила представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Тереза Рибейро: «Ситуация со свободой слова ухудшается во всех странах Центральной Азии. Принимаются противоречивые законы, растут разные формы нападок против свободы СМИ и свободы выражения мнения, наблюдаем физические нападки на журналистов и онлайн-кампании по притеснению журналистов.
Там, где журналисты подвергаются давлению, рано или поздно демократия тоже подвергается давлению».

Мы считаем, что необходимо уделять гораздо большее внимание продвижению норм и правил журналистской этики и профессиональных стандартов среди студентов факультетов журналистики высших учебных заведений. Нам представляется очень важным, чтобы ещё на студенческой скамье в сознании будущих журналистов утверждалось убеждение, что их компетентность и соответствие требованиям, предъявляемым к их завтрашней профессии, немыслимы не только без информационно-технологических умений и навыков, присущих всем сферам современной журналистики, но и без неукоснительного и осознанного выполнения морально-нравственных установлений и норм профессиональной этики, — поскольку студенческая среда в силу социальных и возрастных особенностей гораздо более восприимчива к новым идеям.
Мы считаем, что следовать этическим стандартам наши будущие коллеги должны приучаться ещё в вузе, чтобы их не приходилось доучивать, что называется, уже «на марше», в ходе повседневной работы в редакции газеты, Интернет-издания, на радиостанции и в телевизионной студии.

Share: