Специальный докладчик ООН по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение Ирен Хан обратилась к руководству Кыргызстанапо поводу предлагаемого проекта закона «О СМИ».
Спецдокладчик напомнила, что пятая редакция законопроекта опубликована администрацией президента 13 мая для консультаций до 14 июня.
По словам Ирен Хан, документ вызывает ряд вопросов и опасений в отношении свободы выражения мнений и свободы СМИ в Кыргызстане. В частности когда речь о регулировании онлайн-пространства. Ирен Хан напомнила, что она ранее в нескольких докладах высказывала предостережение, что цифровое регулирование со стороны правительства не должно использоваться для ограничения свободы выражения мнений в интернете сверх того, что допустимо в соответствии с международным правом.
Кроме того, в докладе о свободе СМИ в цифровую эпоху я отметила, что журналисты не стоят выше закона, но в силу своей функции и общественного интереса к раскрытию информации они имеют право на особую правовую защиту.
Ирен Хан
Она добавила, что государства обязаны не только воздерживаться от произвольных ограничений, но и должны вводить законодательные и нормативные меры в соответствии с международными стандартами в области прав человека, чтобы журналисты могли безопасно и беспрепятственно выполнять свою работу.
Ирен Хан отмечает, что применение документа, регулирующего деятельность СМИ, слишком широкое и обобщенное. Об этом свидетельствует статья 9. В ней говорится, что «под средствами массовой информации понимаются периодические печатные издания, теле- и радиопередачи, веб-сайты в телекоммуникационной сети Интернет и другие электронные средства массовой информации, а также информационные агентства, зарегистрированные в качестве средств массовой информации и осуществляющие сбор, обработку и распространение сообщений и материалов на основе информации».
«Таким образом, законопроект использует всеобъемлющий подход и применим ко всем видам СМИ. Хотя регулирование определенных СМИ может полностью соответствовать международным стандартам, я рекомендую воздержаться от применения «единого подхода для всех», который может создать чрезмерно широкие и расплывчатые обязательства в отношении совершенно разных видов СМИ. Это снижает правовую определенность и потенциально открывает возможности для злоупотребления законодательством и далеко идущих ограничений свободы выражения мнений. В этом случае меня особенно беспокоит тот факт, что законопроект приравнивает интернет-сайты к традиционным СМИ, вводя новые требования к регистрации, не учитывая специфические характеристики интернета, такие как его транснациональный характер», — подчеркнула Ирен Хан.
Она считает, что документ предоставляет слишком широкие и несоразмерные полномочия правительству Кыргызстана по регулированию онлайн-пространства, что может серьезно подорвать свободный поток информации в Сети и препятствовать праву граждан Кыргызстана на доступ к информации любого рода.
Эта обеспокоенность усугубляется тем, что в нынешней редакции действие законопроекта не ограничивается только СМИ, а может быть направлено на все виды веб-сайтов, распространяющих любой тип информации.
Ирен Хан отметила обеспокоенность по поводу обязательной регистрации СМИ.
По ее словам, это создает неоправданные барьеры для работы медиа. «Законопроект не учитывает разнообразие СМИ, которое включает гражданскую журналистику, блогеров и других лиц, осуществляющих журналистскую деятельность в более неформальной, неструктурированной или индивидуальной манере. Также представляется, что вопросы, по которым необходимо предоставить информацию для регистрации, более обширны, чем для других юридических лиц, таких как коммерческие и некоммерческие организации. Кроме того, меня беспокоит, что требование сообщить примерную тематику, специализацию, предполагаемую периодичность выпуска, максимальный объем СМИ, источники финансирования, информацию, в каких других СМИ заявитель является учредителем, владельцем, главным редактором, открывает двери для неоправданного вмешательства государства в редакционную работу СМИ, что может быть равносильно цензуре», — заявила спецдокладчик ООН.
Наконец, требования для регистрации интернет-сайтов еще не определены кабинетом министров КР, что усиливает правовую неопределенность и двусмысленность последствий закона для онлайн-контекста, в том числе в отношении его экстратерриториального применения и возможного внесудебного наложения ограничений на СМИ и интернет.
Ирен Хан
Спецдокладчика беспокоят и ограничения на доступ ко всем видам иностранных СМИ, включая иностранные интернет-сайты, если нет предварительного разрешения правительства.
Это может иметь серьезные последствия, например в отношении доступности услуг прямых онлайн-трансляций иностранных СМИ в Кыргызстане, и рискует серьезно затруднить право граждан Кыргызстана на доступ к информации из различных источников.
«Законопроект, похоже, не учитывает транснациональную природу интернета, потенциально блокируя доступ к информации из иностранных источников для граждан Кыргызстана, подрывая свободный поток информации», — указала Ирен Хан.
Она добавила, что статья 5 законопроекта запрещает «злоупотребление» свободой выражения мнения, свободой слова и печати, а также правом на получение и распространение информации. Статья 54 вводит ответственность за «злоупотребление свободой слова и печати», а статья 55 вводит обязательство по компенсации «морального вреда».
«Я признаю обязательство государств запретить пропаганду войны и пропаганду национальной, расовой или религиозной ненависти, которая представляет собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Ограничения свободы слова в законопроекте напрямую (prima facie) выходят за рамки допустимых ограничений свободы слова вследствие использования размытых и неопределенных терминов, таких как «терроризм», и материалов, которые могут нарушить «честь и достоинство» отдельных лиц и нанести ущерб их «деловой репутации». В своих докладах я выражала обеспокоенность по поводу использования законов в качестве орудия против журналистов и по поводу того, что такими неопределенными и слишком широкими терминами можно легко злоупотреблять для неоправданного ограничения свободы слова», — отметила Ирен Хан.
Такие двусмысленные законы создают правовую неопределенность, оказывая сдерживающее влияние на свободу прессы и свободу выражения мнений в целом.
Ирен Хан выразила обеспокоенность по поводу распространения статьи 5 законопроекта на материалы, пропагандирующие однополые браки и наносящие вред здоровью и нравственности населения. Она считает, что существует риск подорвать доступ к информации, в том числе в области сексуального и репродуктивного здоровья и прав, и ввести дискриминацию в отношении лиц по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности.
Спецдокладчик раскритиковала норму, вводящую ограничения на собственников СМИ, назвав ее положение дискриминационным и несоразмерным. «Запрещая создание СМИ иностранцам, лиц без гражданства, закон фактически лишает значительную часть населения возможности заниматься журналистикой и выражать свое мнение, особенно в свете широкого определения понятия «СМИ» в этом законе», — отметила Ирен Хан.
Она подчеркнула, что законопроект вводит узкое понимание журналистики и игнорирует факт, что журналистской деятельностью могут заниматься самые разные субъекты, включая гражданских журналистов и блогеров. Возможность же лишения аккредитации на основании распространения «ложной информации, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию государственного органа или органа местного самоуправления, предоставившего аккредитацию», может быть использована в качестве санкции против лиц, критически освещающих общественные события.
Постоянный страх лишения аккредитации на неопределенных и порой субъективных основаниях может привести к самоцензуре, негативно влияя на свободу прессы и право общества на получение информации.
По мнению Ирен Хан, законопроект использует широкие и многочисленные основания для установления «злоупотребления правами» журналистов, в том числе на основе таких расплывчатых терминов, как «уважение деловой репутации, чести и достоинства граждан, должностных и юридических лиц».
Проект закона о СМИ, если он будет принят, будет иметь серьезные последствия для свободы выражения мнения в Кыргызстане.
Ирен Хан
Спецдокладчик призывает власти Кыргызстана приостановить процесс принятия закона, обратиться за международной поддержкой и экспертизой и обеспечить всесторонний процесс консультаций.
Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда Бишкека в отношении…
Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда г. Бишкек в…
Международное движение Amnesty International призвало власти Кыргызстана снять «необоснованные обвинения» с журналистов Temirov Live и «Айт Айт Десе» накануне…
Ленинский районный суд Бишкека сегодня, 10 октября, огласил приговор по делу 11 бывших и действующих сотрудников издания Temirov Live.…
В Кыргызстане намерены ввести штрафы за клевету и оскорбления в СМИ и интернете. В экспертном…
Предложенный администрацией президента законопроект о наложении штрафов за распространение ложной информации в средствах информации и…