Юристы правовой клиники «Адилет» проанализировали четвертый по счету проект нового закона о СМИ, представленный на суд рабочей группы администрацией президента.
В анализе говорится, что отражены лишь те предложения и рекомендации, которые носят, скорее, второстепенный или технический характер.
По неучтенным комментариям к положениям документа, которые носят дискриминационный и ограничивающий характер, администрация президента не предоставила никаких обоснований или объяснений.
Юристы подчеркнули, что подобного рода действия со стороны инициаторов законопроекта нарушают установленные законодательством принципы и требования по нормотворческой технике.
«Несмотря на то что рабочая группа работает уже с четвертым вариантом законопроекта о СМИ, неизменными остаются определенные положения, которые с момента инициирования документа присутствуют во всех дорабатываемых вариантах документа. Именно эти положения несут в себе наиболее серьезные риски неправомерных и недопустимых отступлений от гарантий прав человека на свободу слова и свободу выражения мнения, защищаемых международными договорами, участником которых является Кыргызстан, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также Конституцией страны», — констатируют юристы.
В соответствии со статьями 32 и 33 Конституции КР каждый имеет право на свободу мысли и мнения, право на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати. Никто не может быть принужден к выражению своего мнения или отказу от него. Каждый имеет право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом.
Эксперты указывают, что таким образом, несмотря на предложения и комментарии к документу со стороны медиасектора и гражданского общества, положения доработанного проекта продолжают ставить под угрозу институт свободы слова в Кыргызстане, а также свободную деятельность независимых СМИ и журналистов, включая зарубежные СМИ.
Одним из ограничений, которые сохранились в доработанном законопроекте, выступает введение принудительного порядка регистрации СМИ в качестве юридических лиц, в том числе сетевых изданий и веб-сайтов в интернете, которые также наделяются статусом СМИ.
«Принудительная регистрация СМИ в качестве юридического лица противоречит общепринятому в международной практике принципу самоопределения, на которой базируется деятельность журналистов и редакций. Кроме того, сами требования и условия по процедуре регистрации носят избирательный и дискриминационный характер в сравнении с порядком регистрации, предусмотренным для других видов юридических лиц. Так, объем информации, который государство желает получать от СМИ, существенно превышает объем требований, предъявляемых к коммерческим организациям. По общим правилам, установленным Законом «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)», не предусмотрено каких-либо требований о предоставлении информации об источниках финансирования или о том, в отношении каких других юридических лиц заявитель является учредителем или собственником», — добавили юристы.
Согласно проекту, к одному лишь заявлению о регистрации СМИ государство устанавливает ряд требований:
При этом администрация президента до сих пор не предоставила какой-либо информации о целесообразности введения подобного списка требований к заявлению СМИ.
Уместным представляется также отметить, что создание СМИ является одним из способов реализации права каждого человека на свободу объединения, которое находится под защитой основных международно-правовых документов и Конституции.
Свобода объединений — это право человека, жизненно необходимое для функционирования демократии, а также важнейшее условие реализации других основных свобод.
«Наделение статусом СМИ сетевых изданий и веб-сайтов, которое предусмотрено в законопроекте о СМИ, и ужесточение законодательных требований в отношении данных субъектов, как уже было выше упомянуто, нарушает один из основных принципов деятельности средств массовой информации — принцип самоопределения в качестве журналистов и СМИ. При этом определения понятий «сетевое СМИ» и «веб-сайт», указанные в проекте, дают основания полагать, что абсолютно все сетевые издания и веб-сайты приравниваются к СМИ», — отмечается в анализе.
Еще одним подтверждением этого является то, что в документ так и не были включены какие-либо признаки и критерии отнесения тех или иных источников массовой информации к СМИ. Определение понятия «средство массовой информации» включает в себя только перечисление тех субъектов, которые в соответствии с законопроектом признаются в качестве СМИ.
Не раз уже отмечалось, что правовое вмешательство в деятельность сетевых изданий и веб-сайтов должно основываться на различных исследованиях и подробном анализе специфики и особенностей указанных источников, поскольку они имеют существенные отличия от традиционных СМИ, таких как телерадиовещание или печатное издание. Существенно важным представляется также предварительное изучение сложившейся на сегодняшний день международной практики в вопросах регулирования деятельности интернет-СМИ.
Результатом подобных исследований должно стать не копирование опыта других государств, а принятие таких законодательных и институциональных решений, которые бы в полной мере соответствовали уникальной культуре, традициям и укладу общественных отношений в Кыргызстане, а также обеспечили надлежащее соблюдение обязательств республики в рамках подписанных международных документов и Конституции.
Отдельного внимания требует наделение государственных органов, а именно Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры, необоснованно широкими полномочиями и возможностями по регулированию и вмешательству в деятельность СМИ. Так, основанием для прекращения судом деятельности СМИ являются неоднократные, в течение 12 месяцев нарушения редакцией требований настоящего закона, по поводу которых Министерством юстиции либо Генеральной прокуратурой вынесены письменные предупреждения учредителю и редакции.
«При этом в документе не содержится каких-либо упоминаний о предупреждениях со стороны указанных государственных органов, порядке и основаниях для таких предупреждений, о возможности и сроках устранения нарушений со стороны СМИ, а также о праве на обжалование таких предупреждений. И все обозначенные недоработки и пробелы еще раз свидетельствуют о несоответствующем качестве документа и о поспешности его принятия. Кроме того, существенно важным моментом является тот факт, что полномочия, присваиваемые Министерству юстиции и Генеральной прокуратуре, выходят за рамки установленной законодательством компетенции и функционала указанных органов», — подчеркивают юристы .
Возможность создания (учреждения) СМИ в Кыргызстане будут иметь только граждане страны. Иностранные граждане и лица без гражданства в случае принятия законопроекта в представленном виде будут лишены такого права.
В «Адилете» считают, что инициаторы законопроекта о СМИ в попытках урегулировать деятельность и организацию медиа в рамках правового русла, к большому сожалению, переходят все допустимые границы и, нарушая Конституцию страны и общепризнанные международные стандарты, делают практически невозможной реализацию права на свободу слова, свободу выражения мнения и печати в Кыргызстане.
Вместе с тем поскольку сроки, предусмотренные для доработки законопроекта рабочей группой, пролонгированы до 15 мая, гражданское общество и медиасектор все же надеются на достижение консенсуса по основным положениям документа.
Напомним, это уже четвертый вариант проекта закона «О СМИ». Очередная редактура документа опять подготовлена без учета замечаний и предложений медиасообщества, юристов и журналистов.
Изначально эксперты Института медиа полиси и правовой клиники «Адилет», проанализировав проект закона, отмечали, что он существенно ограничивает права на свободу слова, информации и СМИ.
Активное обсуждение документа привело к образованию рабочей группы по доработке проекта закона. Она создана по распоряжению президента 7 декабря 2022-го.
9 января 2023 года чиновники представили медиасообществу новый вариант законопроекта. Он обязывает популярных блогеров регистрироваться, а также накладывает на них обязанности СМИ, что, по мнению экспертов, безусловно, повлечет ограничение свободы слова и выражения мнения, будет сдерживать критические дискуссии по вопросам, представляющим общественный интерес.
В третьем варианте норму о блогерах исключили, но остальные предложения медиасообщества не учли.
Члены рабочей группы также подготовили свои возражения на концепцию проекта закона.
Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда Бишкека в отношении…
Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда г. Бишкек в…
Международное движение Amnesty International призвало власти Кыргызстана снять «необоснованные обвинения» с журналистов Temirov Live и «Айт Айт Десе» накануне…
Ленинский районный суд Бишкека сегодня, 10 октября, огласил приговор по делу 11 бывших и действующих сотрудников издания Temirov Live.…
В Кыргызстане намерены ввести штрафы за клевету и оскорбления в СМИ и интернете. В экспертном…
Предложенный администрацией президента законопроект о наложении штрафов за распространение ложной информации в средствах информации и…