Речь Постоянного координатора ООН в КР на круглом столе «Закон о защите от недостоверной (ложной) информации»: текущая ситуация и практика применения»
7 февраля 2023 года
Бишкек, «Парк Отель»
Уважаемые дамы и господа, дорогие участники!
От имени Организации Объединенных Наций в Кыргызской Республике я благодарна Платформе медиа действий и Интерньюс за приглашение выступить со вступительным словом на сегодняшнем важном мероприятии, которое является естественным продолжением диалога, состоявшегося в прошлом году в ноябре.
Я тепло приветствую представителей национальных властей, гражданского общества и журналистов, а также моих коллег из ООН, коллег из посольств и других международных организаций.
Как нам только что сообщила Тамара Валиева, мы собрались сегодня в духе открытости и конструктивного диалога, чтобы обсудить, как реализация Закона «О защите от недостоверной (ложной) информации» влияет на независимые СМИ в стране, и насколько эффективен этот закон в противодействии распространению недостоверной или «ложной» информации.
Сегодняшнее мероприятие проходит на фоне продолжающихся дискуссий в Рабочей группе по проекту Закона о СМИ, созданной при Администрации Президента. Я очень надеюсь, что обновленный законопроект будет тесно согласован с международными стандартами прав человека в области свободы выражения мнения, как это было рекомендовано Комитетом ООН по правам человека (в Заключительных замечаниях) в ноябре 2022 года. И я надеюсь, что Рабочая группа найдет время, чтобы выслушать мнения экспертов и обсудить законопроект с использованием имеющегося опыта.
В этом контексте я хотел бы поблагодарить Администрацию Президента за создание Рабочей группы по итогам последнего круглого стола, состоявшегося в ноябре. Я также хотела бы поблагодарить национальные власти за их обязательство в дальнейшем запросить Юридическое Мнение БДИПЧ/ОБСЕ и Венецианской комиссии Совета Европы по окончательному проекту Закона «О средствах массовой информации» (как только он будет готов). Помимо доступа к авторитетной юридической экспертизе по очень сложным темам, обратившись к мнению БДИПЧ и Венецианской комиссии, Кыргызская Республика наглядно продемонстрирует на практике свою политическую приверженность продвижению и соблюдению прав человека не только на международном уровне, как действующий член Совета по правам человека ООН, но, прежде всего, на национальном уровне.
Дамы и господа,
Позвольте мне напомнить, что в этом году мы отмечаем 75-ю годовщину Всеобщей декларации прав человека под лозунгом кампании «Достоинство, свобода и справедливость для всех». Разработанная представителями с различным правовым и культурным багажом и из всех регионов мира, Всеобщая декларация остается сегодня столь же актуальной, как и в конце Второй мировой войны. В этом документе международное сообщество признало, что права человека и достоинство присущи каждому человеку. Права человека не предоставляются государством. Они не могут быть отменены.
Статья 19 Всеобщей декларации гласит: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Эта свобода является основой любого демократического общества.
Позвольте мне также сослаться на Общий комментарий 34 Комитета ООН по правам человека, который объясняет содержание статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, дублирующей Всеобщую декларацию. В Общем комментарии подчеркивается позитивное обязательство всех государств, ратифицировавших Пакт, содействовать свободе СМИ и плюрализму публично выражаемых мнений — поскольку свобода выражения мнения необходима для осуществления всех прав человека и наличия подотчетного и прозрачного правительства. Прозрачность способствует укреплению доверия. А легитимные, подотчетные и эффективные государственные институты основаны на доверии со стороны граждан.
В Общем комментарии также подчеркивается, что свободная пресса и другие СМИ должны иметь возможность комментировать общественные вопросы без цензуры или ограничений и информировать общественное мнение (…) посредством свободного распространения информации и идей по общественным и политическим вопросам.
Свобода информации — это фундаментальное право человека, которое является основой всех свобод, за которые выступает Организация Объединенных Наций. Эта свобода также необходима для реализации Повестки дня на период до 2030 года и всех Целей устойчивого развития. В своем Призыве к действиям в области прав человека в 2020 году Генеральный секретарь ООН объяснил, почему это так: Разработка политики становится более актуальной, когда она осуществляется на основе информации граждан, когда женщины, мужчины, девочки и мальчики вносят свой вклад в разработку политики, которая влияет на их жизнь. Доступ к информации, участие в диалоге и, при необходимости, инакомыслие имеют важное значение в этом отношении.
Свободные СМИ — это «глаза и уши» общества, следящие за тем, как принимаются решения, как разворачиваются события и как они влияют на жизнь людей. Важность конструктивного и информированного общественного дискурса трудно переоценить. В конечном счете, это делает общество более сильным и устойчивым.
Естественно, и учитывая центральное значение свободы выражения мнений для национального развития и демократических процессов, свобода выражения мнений гарантируется Конституцией Кыргызской Республики. Статья 10 гласит: «Средствам массовой информации гарантируется право на получение информации от государственных органов и органов местного самоуправления и ее распространение, а также право на свободу выражения мнения. Цензура в Кыргызской Республике не допускается».
Дамы и господа,
Верховный комиссар ООН по правам человека и правозащитные механизмы ООН неоднократно подчеркивали, что агрессивная борьба с тем, что рассматривается как вредный контент, рискует заставить замолчать «защищенную речь»: речь, которая, согласно международному праву, разрешена. Вмешательство или удаление контента затрагивает права на свободу выражения и неприкосновенность частной жизни и может легко привести к цензуре.
Ограничительные законы позволяют государствам ограничивать неприятные им высказывания и даже заставлять замолчать представителей гражданского общества или других критиков. Такие законы во многих странах страдают от нечеткого определения того, что представляет собой «незаконный или вредный контент», и делают чрезмерный акцент на изъятии контента при ограниченном судебном надзоре. Их применение часто воспринимается как произвольные.
В связи с продолжающимися обсуждениями в Рабочей группе по проекту закона о СМИ, я хочу еще раз подчеркнуть то, что неоднократно подчеркивали различные структуры и механизмы ООН, а именно, что наиболее эффективным способом борьбы с дезинформацией является подход, основанный на правах человека.
Это означает, и здесь я повторяю свое послание от ноября прошлого года, принятие позитивных мер, таких как продвижение независимых механизмов проверки фактов и проведение кампаний общественного образования, вместо введения чрезмерных ограничений и чрезмерного регулирования свободы СМИ и криминализации и наказания за дезинформацию. Позитивные меры также включают самообязательства СМИ по соблюдению стандартов свободы выражения мнений и освещения событий, включая проверку фактов информации, как это предусмотрено в Этическом кодексе журналистов Кыргызстана.
В заключение позвольте мне процитировать Генеральную Ассамблею ООН, которая призвала государства, учитывая вышесказанное, «противодействовать дезинформации не с помощью наказаний, а с помощью политических мер, включая образование, наращивание потенциала для предотвращения и противодействия дезинформации, пропаганду и повышение осведомленности». И любое законодательство, регулирующее свободу СМИ, должно предусматривать эффективные процедуры обжалования и возмещения ущерба.
Я желаю вам продуктивной дискуссии сегодня.
Чон рахмат!