Исковые требования Минкульта к Азаттык должны быть отозваны
24 января 2023 года
Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики КР (далее Минкульт) 17 января 2023 года обратилось с исковым заявлением в Ленинский районный суд о прекращении деятельности учреждения «Азаттык Медиа», как СМИ «Радио Азаттык». В заявлении министерство указывает Закон КР «О СМИ» ст. 23 «Перечень информации, не подлежащей публичному распространению», а, конкретно, на пункт «в», где сказано, что в СМИ не допускается: «пропаганда войны, насилия и жестокости, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости к другим народам и нациям». Минкульт в своем иске ссылается на собственное решение от 26 октября 2022 года, вынесенное в отношении учреждения «Азаттык Медиа» о блокировке сайта редакции на основании Закона КР «О защите от недостоверной (ложной) информации».
Как мы ранее уже сообщали, закон «О защите от ложной (недостоверной) информации» в данном случае был применен незаконно, поскольку нормы указанного закона регулируют вопросы распространения недостоверной информации, под которой согласно этому же закону понимается: «информация не соответствующая действительности, порочащая честь, достоинство и деловую репутацию другого лица». Прописанный законом механизм и порядок его реализации, утвержденный Кабинетом Министров КР 8 апреля 2022 года, предполагает блокировку сайта исключительно по заявлению граждан или юридических лиц, которые считают, что в отношении них распространены недостоверные сведения, порочащие их честь, достоинство или деловую репутацию. В данном случае, подобного заявления в адрес министерства не поступало. Министерство самостоятельно 24 октября 2022 г. выдвинуло на основании закона «О защите от ложной (недостоверной) информации» требование об удалении программы, которая распространена не на сайте, а в социальной сети Youtube на канале «Настоящее время. Азия». В этом письме министерство не указало заявителя (в отношении которого, как предполагается, были распространены порочащие честь, достоинство или деловую репутацию этого лица недостоверные сведения), поскольку такого лица изначально не было и нет, по настоящее время. Поэтому считаем, что полномочия Минкульта по блокированию сайта учреждения «Азаттык Медиа», были незаконно и необоснованно применены.
В настоящее время за допущенные действия Минкульт проходит административным ответчиком по иску учреждения «Азаттык Медиа», которое просит суд признать решение государственного органа по блокированию сайта редакции — незаконным и необоснованным. Но Минкульт, не дожидаясь рассмотрения административного иска и вынесения решения по существу, обращается с иском о прекращении деятельности учреждения «Азаттык Медиа» как СМИ.
Обоснование иска Минкульта в виде нарушения «Азаттык Медиа» норм, касающихся запрета пропаганды войны, насилия и жестокости, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости к другим народам и нациям — является серьезным обвинением. Ведь пропаганда представляет собой умышленное, систематическое распространение идей и взглядов для разжигания вооруженного конфликта. Нетерпимость же к другим народам и нациям должна быть обусловлена призывами к насилию, унижению или выражена распространением информации об исключительности какой-либо нации, народа. Но такой информации, редакция «Азаттык Медиа» не распространяла, была озвучена лишь информация официальных государственных органов двух государств.
В иске указано, что ведущий программы взял комментарий у представителей обеих сторон. В данном случае, действия редакции соответствовали профессиональным стандартам работы журналистов, когда сбор информации осуществляется с предоставлением аргументов двух сторон. При этом журналист с таджикской стороны полностью зачитала информацию из пресс-релиза, подготовленного пресс-центром Погранвойск Таджикистана. А информацию официальных государственных органов Кыргызской Республики озвучила журналист кыргызской редакции «Азаттык Медиа» в этой же программе. Согласно статьи 26 закона о «СМИ» КР органы СМИ не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если эти сведения получены от информационных агентств или пресс-служб государственных и общественных органов.
Кроме этого, на озвученную информацию пресс-службы Погранвойск Таджикистана редакция «Азаттык Медиа» предоставила опровержение. Об этом подтверждает и сам Минкульт, указав в своем иске, что представитель «Азаттык Медиа» с кыргызской стороны опроверг данную информацию. Также следует обратить внимание, что информация о позиции государственных органов Таджикистана помогла нашим государственным органам оперативно и своевременно отреагировать на недостоверную информацию, распространяемую на территории Кыргызстана. Этому есть подтверждение, когда МВД КР опроверг распространяемую МИДом Таджикистана недостоверную информацию (https://www.gov.kg/ru/post/s/21937-kr-iim-tazhikstandyn-tyshky-ishter-ministrliginin-maalymaty-chyndykka-dal-kelbeyt).
В иске Минкульта указано, что официальный Таджикистан в своем пресс-релизе ссылался на архивную фотографию разрушенного дома, как инструмент манипуляции. Но, обращаем внимание, что, именно, кыргызстанские независимые редакции, специализирующиеся на фактчекинге, провели серию расследований и разоблачений различного рода дезинформации, распространяемой на тему происходящего вокруг границ. Так, независимыми медиа Кыргызстана были выявлены факты распространения недостоверной информации с таджикской стороны, использование троллей в соцсетях, разоблачена дезинформация со стороны официальных источников Таджикистана.
Именно перед лицом угроз национальной безопасности наличие свободных, профессиональных, ответственных негосударственных СМИ трудно переоценить, так как следование профессиональным стандартам в целях поиска истины и обеспечивает установление доверия к предоставляемой информации. В этом контексте, именно, наши журналисты, регулярно повышающие свою профессиональную квалификацию по проведению расследований и проверке фактов, стали достоверным источником информации для международного сообщества, которое обращалось к материалам наших журналистов, доверяя представленным ими фото и видео-фактам.
Прекращение работы СМИ судом может быть признано обоснованным только если нарушения требований законодательства, влекущие за собой общественно опасные последствия, допущены со стороны СМИ систематически и злонамеренно, и этому есть документально подтвержденные доказательства. Иск, предъявленный министерством, безосновательный, поскольку в нем не приведены реальные факты и основания, подтверждающие систематическое нарушение законодательства со стороны «Азаттык Медиа», имеющего общественно опасные последствия. Закрытие учреждения «Азаттык Медиа» повлечет за собой не только ограничение свободы слова и плюрализма в СМИ, но и ограничение прав граждан на доступ к информации.
В связи с изложенным, мы требуем Минкульт отозвать исковое заявление о прекращении деятельности учреждения «Азаттык Медиа» и, в целом, прекратить давление на независимые медиа.
ОФ «Институт Медиа Полиси»
Независимый союз журналистов
ОО «Журналисты»
Фонд расследовательской журналистики
Нурдин Дуйшенбеков,
ОО «Журналисты»
Фонд Медиа Консалт
Абдумомунов Сабыр
Асель Оторбаева,
ИА «24.kg»
Махинур Ниязова,
ИА «24.kg»
Factcheck.kg
Нургуль Абдыкеримова
Кайыргуль Урумканова,
Govori TV
Дина Маслова,
Kaktus.Media
Дмитрий Ложников,
Апрель
Таалай Дуйшенбиев,
телеканал «Некст-ТВ»
редакция «Арча Медиа»
Эльмира Токтогулова
Динара Ошурахунова
Дилбар Алимова,
ПолитКлиника
Азат Рузиев,
Баштан Башта
Аделя Лаишева
Тамара Валиева
Марат Токоев
Улан Үсөйүн,
Баштан Башта
Асель Сооронбаева