Представители гражданского общества Кыргызстана обратились к президенту, главе кабмина, парламенту и омбудсмену по поводу инициированных Надирой Нарматовой изменений в законы «О некоммерческих организациях», «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)» и Уголовный кодекс.
Напомним, что 26 мая 2014 года Надира Нарматова совместно с Турсунбаем Бакир уулу и Нуркамилем Мадалиевым уже вносили в парламент аналогичные изменения в некоторые законодательные акты, пытаясь внедрить понятие «иностранный агент», но депутаты уже шестого созыва проголосовали против дискриминационной инициативы.
Правозащитники и гражданские активисты отмечают, что вновь внесенный на общественное обсуждение законопроект также содержит дискриминационные нормы, противоречащие основным демократическим принципам, и в случае его принятия значительно ограничит деятельность некоммерческих организаций (НКО), включая филиалы и представительства иностранных НКО, работающих в Кыргызстане.
Законопроект предлагает установить обременительные требования для всех НКО. То есть ввести понятие «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного представителя», при этом под него попадает любая некоммерческая организация, которая получила доход от иностранных источников для достижения своих уставных целей.
В демократических странах также существует понятие «иностранный агент», однако в отличии от предлагаемого определения основным признаком его являются посреднические услуги — взаимоотношения агента и принципала. Иностранный агент действует исключительно в интересах принципала, при этом иностранным агентом может выступать любой.
Иностранное финансирование НКО никоим образом не должно являться определяющим признаком понятия «иностранный агент (представитель)», как это сделано в законопроекте, иначе идет необоснованное и несоразмерное ограничение источников дохода.
из обращения правозащитников
В обращении отмечается, что если целью законопроекта является выявление действующих в интересах иностранных государств, то понятие «иностранный агент» должно относиться не только к некоммерческим организациям, но и коммерческим и физическим лицам, иначе такое ограничение для НКО является нецелесообразным.
«Еще одним признаком предлагаемого понятия «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного представителя» является осуществление политической деятельности. В законопроекте описывается, что это такое: «НКО признается участвующей в политической деятельности, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях». Однако такое определение не соответствует понятию «политической деятельности», так как политическая деятельность — это деятельность по осуществлению политической воли, направленная на принятие участия в управлении делами государства во власти. Определение «Проведение политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях» соответствует понятию «общественная политика», — подчеркнули в своем обращении подписавшиеся.
НКО не стремится к власти. Это подмена понятий. Участие граждан в разработке и реализации государственной политики через мирные собрания является общепринятой и признанной формой взаимодействия государства и гражданского общества. Как закреплено в Конституции.
«Деятельность НКО направлена на то, чтобы государственная политика была более эффективной, а не на ее изменение, и, если они это делают в допустимых законом формах, их нельзя дискриминировать. Тем более что признается благоприятное влияние гражданского общества на политическую систему в целом. Общественная политика — это не претендующее на власть активное влияние организованных граждан на государство и общество в целях продвижения и защиты конкретных общественных интересов», — считают обратившиеся.
Одной из функций НКО является формирование общественного мнения и воздействие на улучшение государственной политики, и это не может являться основанием для признания НКО иностранным агентом.
из обращения правозащитников
НКО, осуществляя общественную политику, действуют исключительно в интересах Кыргызстана. Предлагаемый законопроект создает излишнюю бюрократию, барьеры и ограничения для НКО, которые параллельно не применяются в регулировании деятельности коммерческих организаций. Многие положения законопроекта противоречат законодательству КР, основным демократическим принципам, закрепляющим права человека на свободу объединения, а также международным обязательствам, которые взяло на себя государство.
«Законопроект пронизан идеей о том, что «иностранная помощь для НКО — это дестабилизирующая сила, угрожающая Кыргызстану». Однако самая большая часть иностранной помощи Кыргызстану предоставляется через государственные органы, значительную часть помощи иностранные и международные организации оказывают коммерческому сектору. В этой связи несправедливо видеть угрозу национальной безопасности в иностранной помощи только НКО сектору Кыргызстана», — указано в обращении.
Подписавшиеся напоминают, что во всех странах с установившимися демократическими традициями организации (в том числе НКО. — Прим. 24.kg) могут получать иностранное финансирование и использовать его для различной деятельности: продвигать законодательные реформы, выступать против политики государства по разным вопросам, участвовать наблюдателями на выборах или помогать государству в выработке политики в той или иной сфере.
В демократических странах отдельные ограничения в вопросах иностранного финансирования имеют место в отношении узких групп организаций (например политических партий. — Прим. 24.kg) и в отношении четко определенных видов деятельности — например финансирование выборных кампаний в поддержку кандидатов в государственные органы.
Правозащитники просят не рассматривать НКО как особый источник угрозы национальной безопасности.
К сожалению, сегодня Кыргызстан потерял заслуженную репутацию одной из самых прогрессивных стран в Центральной Азии и СНГ в вопросах обеспечения и защиты фундаментальных прав и свобод человека, где гражданское общество содействует парламенту, президенту и правительству в осуществлении их основной миссии — улучшении условий жизни граждан.
из обращения правозащитников
«Положения законопроекта подрывают и без того шаткое положение Кыргызстана, ослабляют его способности развивать человеческие ресурсы, привлекать иностранные инвестиции, пользоваться поддержкой своих граждан и международного сообщества для поддержания устойчивых позиций как демократического государства», — говорится в обращении.
Подписавшиеся активисты и правозащитники огласили свои требования:
● депутатам ЖК — отклонить пакет поправок, инициированных Надирой Нарматовой;
● президенту — обеспечить защиту фундаментальных прав и свобод человека в КР;
● омбудсмену КР — оказать содействие в обеспечении защиты фундаментальных прав и свобод человека в КР.
Под обращением подписались больше 30 представителей правозащитных организаций. Сбор подписей продолжается.
Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда Бишкека в отношении…
Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда г. Бишкек в…
Международное движение Amnesty International призвало власти Кыргызстана снять «необоснованные обвинения» с журналистов Temirov Live и «Айт Айт Десе» накануне…
Ленинский районный суд Бишкека сегодня, 10 октября, огласил приговор по делу 11 бывших и действующих сотрудников издания Temirov Live.…
В Кыргызстане намерены ввести штрафы за клевету и оскорбления в СМИ и интернете. В экспертном…
Предложенный администрацией президента законопроект о наложении штрафов за распространение ложной информации в средствах информации и…