Мы, члены Платформы действий медиа Кыргызстана, обсудив на Круглом столе «Свобода слова в Кыргызстане: новые вызовы», прошедшем с участием депутатов Жогорку Кенеша, государственных служащих, экспертов и общественных организаций в сфере медиа, практику применения Закона Кыргызской Республики «О защите от недостоверной (ложной) информации» от 23 августа 2021 года № 101 (далее по тексту – Закон) и Порядка обжалования действий владельца сайта или страницы сайта, удаления недостоверной (ложной) информации и приостановления работы сайта или страницы сайта в связи с распространением недостоверной (ложной) информации в сети Интернет, утверждённого Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 8 апреля 2022 года № 204 (далее по тексту – Порядок), отмечаем следующее.
— «В Кыргызской Республике все равны перед законом и судом» (часть 2 статьи 24), так как для СМИ правовые последствия применения данного Закона наступают без установления факта недостоверности (ложности) информации. Таким образом, заявитель ставится Законом в более выигрышное положение, поскольку от него не требуется доказывание доводов своей жалобы, тогда как СМИ вынуждены оспаривать применённые к ним меры (приостановление работы) и достоверность опубликованной информации сначала в досудебном порядке, а затем в суде;
— «Никто не может быть принуждён к выражению своего мнения или отказу от него» (часть 2 статьи 32), поскольку предоставляет заявителю возможность принуждения СМИ к отказу от высказанного/опубликованного мнения под угрозой применения к ним административного механизма приостановления работы сайта и/или страницы сайта;
— «Каждый считается невиновным в совершении преступления и/или проступка, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» (часть 1 статьи 57), поскольку приостановление работы сайта или страницы сайта будет производиться без судебного акта.
— «Запрещается принятие законов, ограничивающих свободу слова, печати и средств массовой информации» (часть 1 статьи 63), поскольку данный Закон ограничивает свободу слова, печати и средств массовой информации подачей произвольной (без конкретного, понятного и измеримого критерия) жалобы заявителя.
Представители СМИ, гражданского общества и экспертного сообщества в области медиа, на всех стадиях законотворческого процесса (обсуждение, принятие, подписание) высказывали аргументированное мнение, что принятие Закона и попытки реализации его норм повлекут за собой множество проблем и вызовут негативные последствия.
О проблематичности исполнения/реализации норм Закона ещё до его принятия говорили и представители государственных органов (министерств и ведомств).
По этому Закону и Порядку право решать, является ли распространённая информация достоверной или недостоверной, передано самому заявителю. Механизм опровержения доводов и утверждений поданной жалобы Законом, не предусмотрен.
Согласно нормам Закона недостоверной (ложной) становится любая информация, опубликованная СМИ Кыргызстана, на которую поступила жалоба. Как в Законе, так и в Порядке полностью отсутствуют:
— орган, уполномоченный устанавливать достоверность/недостоверность информации;
— критерии и методика;
— механизм и порядок признания информации недостоверной (ложной).
Таким образом, принятый Закон, в нарушение Конституции Кыргызской Республики, подменяет судебную систему непроверенными доводами заявителя.
По результатам обсуждения мы, участники Круглого стола «Свобода слова в Кыргызстане: новые вызовы»,
Предлагаем:
Жогорку Кенешу Кыргызской Республики:
— создать рабочую группу по разработке законопроекта о признании утратившим силу Закона Кыргызской Республики «О защите от недостоверной (ложной) информации».
Кабинету Министров Кыргызской Республики:
— отменить Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики от 8 апреля 2022 года № 204 об утверждении Порядка обжалования действий владельца сайта или страницы сайта, удаления недостоверной (ложной) информации и приостановления работы сайта или страницы сайта в связи с распространением недостоверной (ложной) информации в сети Интернет.
Директор по связям с органами власти и корпоративным вопросам в Восточной Европе и Центральной Азии TikTok Сергей Соколов прокомментировал инициативу…
Пекин потребовал от Apple Inc. удалить ряд популярных мессенджеров из китайского магазина приложений. Об этом пишет газета The…
Депутат Чингиз Айдарбеков на заседании комитета по международным делам, обороне, безопасности и миграции Жогорку Кенеша поинтересовался у зампредседателя ГКНБ…
ГКНБ обжаловал решение Административного суда о признании решения Минкульта об удалении материала с сайта «Клооп», а потом и о блокировке «Клоопа»…
В Кыргызстане освободили лишь часть из 11 арестованных журналистов. Международное сообщество выражает обеспокоенность. Комитет по…
В ночь с 17 на 18 апреля ряд мобильных операторов и интернет-провайдеров Кыргызстана ограничили доступ…