Categories: Новости

ОБРАЩЕНИЕ Платформы действий медиа Кыргызстана и гражданского общества

Мы, члены Платформы действий медиа Кыргызстана, обсудив на Круглом столе «Свобода слова в Кыргызстане: новые вызовы», прошедшем с участием депутатов Жогорку Кенеша, государственных служащих, экспертов и общественных организаций в сфере медиа, практику применения Закона Кыргызской Республики «О защите от недостоверной (ложной) информации» от 23 августа 2021 года № 101 (далее по тексту – Закон) и Порядка обжалования действий владельца сайта или страницы сайта, удаления недостоверной (ложной) информации и приостановления работы сайта или страницы сайта в связи с распространением недостоверной (ложной) информации в сети Интернет, утверждённого Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 8 апреля 2022 года № 204 (далее по тексту – Порядок), отмечаем следующее.

  1. Закон противоречит следующим нормам Конституции Кыргызской Республики:

— «В Кыргызской Республике все равны перед законом и судом» (часть 2 статьи 24), так как для СМИ правовые последствия применения данного Закона наступают без установления факта недостоверности (ложности) информации. Таким образом, заявитель ставится Законом в более выигрышное положение, поскольку от него не требуется доказывание доводов своей жалобы, тогда как СМИ вынуждены оспаривать применённые к ним меры (приостановление работы) и достоверность опубликованной информации сначала в досудебном порядке, а затем в суде;

— «Никто не может быть принуждён к выражению своего мнения или отказу от него» (часть 2 статьи 32), поскольку предоставляет заявителю возможность принуждения СМИ к отказу от высказанного/опубликованного мнения под угрозой применения к ним административного механизма приостановления работы сайта и/или страницы сайта;

— «Каждый считается невиновным в совершении преступления и/или проступка, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» (часть 1 статьи 57), поскольку приостановление работы сайта или страницы сайта будет производиться без судебного акта.

— «Запрещается принятие законов, ограничивающих свободу слова, печати и средств массовой информации» (часть 1 статьи 63), поскольку данный Закон ограничивает свободу слова, печати и средств массовой информации подачей произвольной (без конкретного, понятного и измеримого критерия) жалобы заявителя.

  1. Закон принят вопреки мнению специалистов в области медиа о негативных последствиях его принятия, что и доказала последующая практика его применения.

Представители СМИ, гражданского общества и экспертного сообщества в области медиа, на всех стадиях законотворческого процесса (обсуждение, принятие, подписание) высказывали аргументированное мнение, что принятие Закона и попытки реализации его норм повлекут за собой множество проблем и вызовут негативные последствия.

О проблематичности исполнения/реализации норм Закона ещё до его принятия говорили и представители государственных органов (министерств и ведомств).

  1. Порядок, вводящий нормы Закона в действие, увеличил негативный эффект его применения, что продемонстрировано на примере приостановления работы сайтов «Respublica» и «24.kg»

По этому Закону и Порядку право решать, является ли распространённая информация достоверной или недостоверной, передано самому заявителю. Механизм опровержения доводов и утверждений поданной жалобы Законом, не предусмотрен.

Согласно нормам Закона недостоверной (ложной) становится любая информация, опубликованная СМИ Кыргызстана, на которую поступила жалоба. Как в Законе, так и в Порядке полностью отсутствуют:

— орган, уполномоченный устанавливать достоверность/недостоверность информации;

— критерии и методика;

— механизм и порядок признания информации недостоверной (ложной).

Таким образом, принятый Закон, в нарушение Конституции Кыргызской Республики, подменяет судебную систему непроверенными доводами заявителя.

По результатам обсуждения мы, участники Круглого стола «Свобода слова в Кыргызстане: новые вызовы»,

Предлагаем:

Жогорку Кенешу Кыргызской Республики:

— создать рабочую группу по разработке законопроекта о признании утратившим силу Закона Кыргызской Республики «О защите от недостоверной (ложной) информации».

Кабинету Министров Кыргызской Республики:

— отменить Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики от 8 апреля 2022 года № 204 об утверждении Порядка обжалования действий владельца сайта или страницы сайта, удаления недостоверной (ложной) информации и приостановления работы сайта или страницы сайта в связи с распространением недостоверной (ложной) информации в сети Интернет.

admin

Recent Posts

Блокировка TikTok лишает граждан развития бизнеса и культуры — Сергей Соколов

Директор по связям с органами власти и корпоративным вопросам в Восточной Европе и Центральной Азии TikTok Сергей Соколов прокомментировал инициативу…

6 дней ago

WhatsApp и Telegram удалили из App Store в Китае по требованию Пекина

Пекин потребовал от Apple Inc. удалить ряд популярных мессенджеров из китайского магазина приложений. Об этом пишет газета The…

6 дней ago

Блокировка TikTok. Платформа важна для молодежи, считает депутат

Депутат Чингиз Айдарбеков на заседании комитета по международным делам, обороне, безопасности и миграции Жогорку Кенеша поинтересовался у зампредседателя ГКНБ…

1 неделя ago

Блокировка сайта «Клооп». ГКНБ обжаловал решение Административного суда

ГКНБ обжаловал решение Административного суда о признании решения Минкульта об удалении материала с сайта «Клооп», а потом и о блокировке «Клоопа»…

1 неделя ago

«Умная молодежь уедет в поисках свободы». Как аресты журналистов отразятся на обществе

В Кыргызстане освободили лишь часть из 11 арестованных журналистов. Международное сообщество выражает обеспокоенность. Комитет по…

2 недели ago

TikTok всё. Провайдеры и мобильные операторы ограничили доступ к сервису

В ночь с 17 на 18 апреля ряд мобильных операторов и интернет-провайдеров Кыргызстана ограничили доступ…

2 недели ago