Однако для кыргызских властей он — иностранец и провокатор: Темирова обвиняют в фальсификации документов с целью получить внутренний и заграничный паспорта Кыргызстана, а также в их незаконном использовании для пересечения границы.
Однако ему грозит серьезное наказание — до 20 лет тюрьмы. Многие считают, что в этом деле проявляется позиция кыргызских властей относительно свободы прессы, и поэтому оно заслуживает пристального внимания.
Правоохранители занялись Темировым в начале этого года: журналист говорит, что попал в немилость главы ГКНБ, выпустив видео о коррупционных сделках его родственников.
Глава ГКНБ Камчыбек Ташиев говорит, что дело против Темирова не связано с журналистскими расследованиями, а подконтрольное ему ведомство в нем практически не участвует.
Для этого расследования журналисты OCCRP и «Клоопа» проанализировали документы по делу Темирова и узнали, что спецслужбы следили за ним задолго до того, как началось официальное расследование. Документы получены от известного журналистам источника и есть в распоряжении редакции.
По данным милиции, наиболее серьезные доказательства против Темирова нашли в ходе первоначального расследования в связи с хранением гашиша. Однако из документов следует, что ГКНБ запросил информацию о внутреннем паспорте Темирова и начал отслеживать передвижения журналиста еще за несколько месяцев до этого. И поскольку никакого дела против него тогда возбуждено еще не было, возникает вопрос, на каком основании власти интересовались Темировым.
Даже изначальное обоснование январского рейда в офис Temirov LIVE — именно тогда у журналиста нашли пакетик с гашишем — выглядит сомнительно.
В последние годы произошло два похожих случая: правозащитник Камиль Рузиев и популярная блогер Батмакан Жолболдуева нажили влиятельных врагов в кыргызской политике, а затем получили шокирующие обвинения, разрушившие их карьеры. Позже им предъявили дополнительные обвинения, в том числе в фальсификации документов.
Кыргызской юристке и правозащитнице Лейле Назгуль Сейитбек также предъявили политически мотивированные обвинения, после чего она получила убежище в Австрии. Она говорит, что кыргызские власти обычно открывают подобное дело, если хотят навредить репутации человека или получить доступ к личной информации.
«Получив разрешение начать расследование, они имеют больше власти и могут запрашивать различные данные», — рассказала она OCCRP.
Глава ГКНБ Камчыбек Ташиев и президент Садыр Жапаров заняли свои должности в конце 2020 года в результате массовых протестов после парламентских выборов. Правозащитники и политологи указывали на многочисленные нарушения демократических процессов в период смены власти. Они также предупреждали о неминуемом ослаблении кыргызской демократии из-за роста популистской риторики, принятия новой Конституции, наделяющей президента еще большей властью, и законов, ограничивающих свободу слова.
Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда Бишкека в отношении…
Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда г. Бишкек в…
Международное движение Amnesty International призвало власти Кыргызстана снять «необоснованные обвинения» с журналистов Temirov Live и «Айт Айт Десе» накануне…
Ленинский районный суд Бишкека сегодня, 10 октября, огласил приговор по делу 11 бывших и действующих сотрудников издания Temirov Live.…
В Кыргызстане намерены ввести штрафы за клевету и оскорбления в СМИ и интернете. В экспертном…
Предложенный администрацией президента законопроект о наложении штрафов за распространение ложной информации в средствах информации и…