14 февраля на официальном сайте Кабинетра Министров для общественного обсуждения был размещен проект постановления Кабинета Министров «Об утверждении Положения об обжаловании недостоверной (ложной) информации в сети интернет» (далее – проект Постановления).
Закон «О нормативных правовых актах» от 20 июля 2009 года № 241 предусматривает порядок проведения общественных обсуждений проектов законов и подзаконных нормативных правовых актов. Согласно части 1 статьи 22 Закона требуется обязательное проведение общественных обсуждений проектов нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан и юридических лиц.
Вышеуказанный проект Постановления был разработан для реализации положений Закона «О защите от недостоверной (ложной) информации» от 28 июля 2021 года. В пункте 4 Справки-обоснования к проекту Постановления написано о том, что данный проект постановления не требует прохождения процедуры общественного обсуждения, так как не затрагивает интересы граждан и юридических лиц, а также не регулирует предпринимательскую деятельность. Однако, данное утверждение является не верным, поскольку предоставление полномочий государственному органу блокировать сайты или страницы сайтов в сети интернет, на которых размещена информация, предположительно ложного или оскорбительного характера для того или иного лица, непосредственным образом затрагивает право каждого на свободу слова в сети интернет, и, соответственно, проект такого Постановления в обязательном порядке подлежит прохождению всей процедуры общественных обсуждений.
Ранее, представитель Министерства культуры Б.Ибрагимов рассказывал о ходе реализации положений Закона «О защите от недостоверной (ложной) информации». По его словам основными разработчиками проекта подзаконного акта являются два ведомства: Министерство цифрового развития и Министерство культуры. Была создана межведомственная рабочая группа, куда вошли представители различных министерств и ведомств. При этом встал вопрос о финансировании работы с такими жалобами. Чиновник заявлял, что для полноценной работы с жалобами необходимо большое количество специалистов (от 50 человек и более), в том числе теологи, переводчики, юристы, лингвисты. Кроме того, для технической стороны работы по жалобам требовались специальная техника и специалисты в этой сфере. Создание такого подразделения потребовало бы значительных затрат из государственного бюджета, однако средства на его создание и развитие в государственном бюджете на 2022-2023 годы заложены не были.
Однако, в пункте 6 Справки-обоснования к проекту Постановления говорится о том, что принятие этого проекта Постановления не повлечет выделения дополнительных финансовых средств из республиканского бюджета. Это говорит о том, что функции по рассмотрению жалоб о размещении недостоверной информации будут выполнять специалисты Службы по регулированию и надзору в отрасли связи при Министерстве цифрового развития, не имеющие соответствующей квалификации, знаний, опыта для определения достоверности/недостоверности информации, распространение которой просят ограничить путем приостановления работы сайта/страницы сайта. Причем данные полномочия будут осуществляться наряду со всеми остальными их непосредственными обязанностями, что бесспорно приведет к поверхностному отношению к рассмотрению такого рода жалоб, когда любые жалобы о посягательстве на честь и достоинство в сети интернет будут в безапелляционном порядке приниматься как ложная информация, независимо от того, была ли информация действительно ложной или нет.
Согласно процедуре, прописанной в проекте Положения об обжаловании недостоверной (ложной) информации в сети интернет (далее – проект Положения), любое лицо, считающее, что в отношении него распространена недостоверная информация, может обратиться к владельцу сайта или страницы в социальных сетях с просьбой удалить тот или иной материал. Если владелец сайта или страницы отказывается удалить или не удаляет информацию в течение 24 часов после такого требования, заявитель обращается в службу по регулированию и надзору в отрасли связи при Министерстве цифрового развития и просит приостановить работу сайта или страницы со сроком до двух месяцев. В течение десяти рабочих дней со дня получения заявления или уточненных заявителем сведений государственный орган направляет интернет-провайдерам предписание о приостановлении работы сайта или страницы со сроком до двух месяцев. С момента получения предписания интернет-провайдеры в течение трех рабочих дней приостанавливают работу сайта или страницы и незамедлительно уведомляют уполномоченный государственный орган об исполнении предписания.
В самом проекте Положения не говорится о том, что заявитель, требующий приостановления работы сайта/страницы сайта в сети интернет, должен каким-либо образом доказать, что информация, ограничение которой он запрашивает, действительно является ложной, порочащей его честь, достоинство и деловую репутацию. Таким образом, данный механизм будет использоваться любыми лицами, в отношении которых была распространена информация, невыгодная для их репутации, даже если такая информация и являлась правдивой. Это будет использоваться против лиц, открыто заявляющих, например, о коррупционных деяниях, злоупотреблениях полномочиями государственными служащими, мошеннических действиях частных лиц и в других случаях.
В проекте Положения заявителю предоставляется право обжаловать отказ в рассмотрении его заявления, в порядке, установленном законодательством об административных процедурах. В то время как порядок подачи возражений на заявление со стороны лиц, работа чьих сайтов/страниц сайтов подлежит приостановлению, в проекте Положения не предусмотрен. Им не предоставляется право по предоставлению доказательств достоверности распространенной информации или каким-либо образом оспаривания законности блокировки их сайтов в досудебном порядке.
Более того, проект Постановления ставит перед интернет-провайдерами Кыргызстана технически невыполнимую задачу по блокировке сайтов/страниц сайтов, так как ни один интернет-провайдер в мире не в состоянии приостановить работу сайта или страницы, это возможно только если этот провайдер является владельцем или техническим оператором этой самой страницы. Специалист отмечает, что с технической точки зрения интернет-провайдеры сегодня ответственны только за предоставление доступа к тому или иному ресурсу в Сети. Блокировка отдельных страниц — это для них невыполнимая задача.
Учитывая вышеизложенное, необходимо проведение полноценного общественного обсуждения по проекту Постановления, в том числе принятия, рассмотрения и обобщения предложений, которые поступят от участников общественного обсуждения и обязательной подготовки по результатам общественного обсуждения итоговой информации о поступивших предложениях с обоснованием причин включения либо исключения их из проекта нормативного правового акта.
ОФ «Центр Медиа Развития»
Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда Бишкека в отношении…
Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда г. Бишкек в…
Международное движение Amnesty International призвало власти Кыргызстана снять «необоснованные обвинения» с журналистов Temirov Live и «Айт Айт Десе» накануне…
Ленинский районный суд Бишкека сегодня, 10 октября, огласил приговор по делу 11 бывших и действующих сотрудников издания Temirov Live.…
В Кыргызстане намерены ввести штрафы за клевету и оскорбления в СМИ и интернете. В экспертном…
Предложенный администрацией президента законопроект о наложении штрафов за распространение ложной информации в средствах информации и…