Данный материал был создан при поддержке расследовательских грантов Фонда «Справедливость для Журналистов» и изначально опубликован на сайте АКИpress.
Давление на СМИ не ограничивается возбуждением уголовных дел: сейчас наблюдается попытка сформировать запрос на цензуру.
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
22 января задержали руководителя канала Temirov LIVE Болота Темирова. Ему было предъявлено обвинение в потреблении наркотических средств и в их сбыте; по данной статье ему грозит наказание до 5 лет лишения свободы.
При задержании Темирова была изъята редакционная техника, а спустя несколько дней в интернете появились материалы о деятельности расследовательского канала. . Команда Factcheck провела свой анализ и завил о том, что сведения являются фейковыми. Чуть позже в открытую сеть попало видео из личной жизни одной из сотрудниц канала.
23 января журналисты и активисты вышли на митинг к зданию МВД с требованием освободить журналиста.
Коллеги заявили, что задержание Темирова связано с его профессиональной деятельностью и расследованием о топливном бизнесе семьи главы ГКНБ Камчыбека Ташиева.
Сейчас Темиров отпущен под подписку о невыезде и находится под следствием.
Адвокат журналиста Нурбек Токтакунов, говорит, что на данном этапе важно снять все обвинения с Темирова, после его можно будет требовать наказания тех лиц, которые пытались сфабриковать дело против Темирова. Сам Темиров написал заявление в отношении сотрудников органов внутренних дел «по факту распространения видеозаписей о проведении процессуальных действий по уголовному делу в отношении Б.Темирова и личной жизни сотрудников ОФ «Нью -Медиа» в социальных сетях».
ПОЛЯРИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА: РОСТ АГРЕССИИ
В день задержания Темирова стало известно, что задержан также акын Болот Назаров, который сотрудничал с каналом Temirov LIVE. Болот Назаров на кыргызском языке в этническом жанре перепевал информацию, которую показывали на расследовательском канале. Назарову предъявили обвинение в употреблении наркотических средств.
Охват языковой аудитории является немаловажным в Кыргызстане. Государственный документ по языковой концепции информирует, что «выпускники кыргызских, узбекских, таджикских школ не владеют на должном уровне русским языком так же, как выпускники русскоязычных школ – не владеют кыргызским языком».
Тандем позволил расширить не только языковой диапазон, но и усилить влияние. В кочевой культуре акыны как правило ярко и емко выражают свое субъективное мнение и свое отношение к событиям.
После освобождения Назарова на подписку о невыезде, блогеры высказали свои позиции по ситуации: одни поддержали акына, другие осудили. В состязаниях акынов победителем становится тот, кто использует наиболее меткие и точные аргументы.
Но в условиях поляризации общества все меньше шансов на то, что стороны захотят услышать друг друга.
27 января произошла перестрелка на кыргызско-таджикской границе. Сайт Кактус медиа перепечатал материал таджикского сайта Asia-plus, который, ссылаясь на анонимный источник, написал, что первой открыла огонь кыргызская сторона. Перепечатка информации вызвала возмущение многих читателей. Редакция немедленно написала разъяснение по поводу публикации.
28 января у здания редакции прошел митинг с требованием закрыть издание Кактус Медиа, а заодно и KLOOP.
31 января в ИА АКИpress прошла пресс-конференция активистов, которые заявили, что необходимо полностью ограничить доступ к информации тем СМИ, которые «финансируются за счет НПО»
КОГДА ВОПРОСЫ ЗАДАЮТ ЖУРНАЛИСТАМ
Против Кактус медиа прокуратурой Первомайского района было возбуждено уголовное дело по статье 407 «Пропаганда войны, то есть распространение в любой форме взглядов, идей или призывов с целью вызвать агрессию одной страны против другой или развязывания военного конфликта» УК КР.
Наказание по этой статье карается лишением свободы на срок до 5 лет либо штрафом от 500 до 1000 расчетных показателей» (от 50 до 100 тысяч сомов).
Юрист Института Медиа Полиси Нурбек Сыдыков, который представляет интересы журналистов, ставших фигурантами уголовного дела, считает, что в деле отсутствует какой-либо состав преступления.
«Должна быть цель провокации, цель пропаганды войны. Но здесь цели не было», — заявил юрист изданию 24 kg.
«Мы ходим на допросы каждый день», — написала в социальных сетях учредитель издания Дина Маслова.
«Цель конкретно этого дела, на мой взгляд — действовать на нервы, возможно, склонять к переговорам, возможно, найти повод, чтобы не дать мне управлять компанией. Возможно, еще за что-то зацепиться, чтобы прийти к управлению. Но уголовное дело — это только один из инструментов борьбы с независимыми СМИ. И если анализировать весь арсенал, то целей может несколько: изменить редакционную политику, закрыть, забрать в свое управление», — считает Маслова.
На допросе в городской прокуратуре Бишкека в рамках уголовного дела за 2 дня вызвали на допрос 10 сотрудников Кактус Медиа.
ВЗГЛЯД: ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ БЕСПРИСТРАСТНЫМ?
Медиа эксперт Марат Токоев считает, что редакция Кактус медиа допустила поспешность перепечатав материал и не объяснив сразу цель публикации.
«Но нельзя возбуждать уголовное дело за перепечатку. Сейчас наблюдаем опасную тенденцию — против журналистов возбуждают дела за наркопотребление или разжигание войны, хотя на самом деле это попытка давления на сми за критику. И в данном контексте инициатива продвинуть закон об иноагентах по российской модели является звеном одной цепи», — считает Токоев.
Придать статус иностранного агента финансируемым из-за рубежа НПО, СМИ призывает бывший депутат парламента Турсунбек Бакир уулу. Инициатива имеет как сторонников, так и противников.
8 февраля состоялась пресс-конференция в АКИпресс с требованием завершить уголовное дело против «Кактус-Медиа» «до логического конца»; и придать статуса иностранного агента СМИ финансируемым из-за рубежа .
ЦЕНА ПОБЕДЫ И ПОРАЖЕНИЯ
Адвокат Токтакунов, считает, что вслед за изменением Конституции и ревизией законов может последовать ужесточение и ограничение свободы слова.
Предъявляемые журналистам обвинения по серьезным уголовным делам вынуждает журналистов думать о грозящей опасности. Другая опасность кроется в поляризации общества, в условиях которой уменьшается плюрализм мнений, усиливается противостояние сторон.
В этих условиях рост общественной агрессии может дать индульгенцию на закрытие неугодных СМИ.
Это не способствует устранению информационной пропаганды и повышению качества журналистики в стране.