Кабмин одобрил законопроект, регулирующий вопросы управления КТРК

Кабмин одобрил законопроект «О Национальной телерадиовещательной корпорации КР», регулирующий вопросы управления КТРК. Соответствующее постановление подписал Акылбек Жапаров 4 февраля.

Документ рассмотрит Жогорку Кенеш.

Законопроект направлен на регулирование вопросов управления Национальной телерадиовещательной корпорации и создание условий для развития информационного пространства, а также дальнейшего совершенствования национального телерадиовещания.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Предметом регулирования настоящего Закона являются организационно-правовые основы деятельности Корпорации, ее юридический статус, а также основные направления реализации государственной политики в области подготовки объективной информации (национального медиаконтента) и другой телерадиопродукции на территории Кыргызской Республики и за ее пределами.

Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики, регулирующее деятельность Корпорации

Корпорация в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Кыргызской Республики в области средств массовой информации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, Уставом Корпорации, а также международными договорами, вступившими в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

Основные понятия, применяемые в настоящем Законе, регулируются в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О телевидении и радиовещании».

Глава 2. Организационно-правовые основы деятельности Корпорации

Статья 4. Юридический статус Корпорации

1. Корпорация имеет особый статус государственного учреждения.

2. Корпорация является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные счета, имущество, закрепленное за ней на праве оперативного управления, печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим фирменным наименованием на государственном и официальном языках и собственные знаки символики.

3. Корпорация, а также организации, предприятия и подразделения, входящие в ее состав, не подлежат приватизации. Особенности Корпорации как субъекта хозяйственной деятельности устанавливаются настоящим Законом и Уставом Корпорации.

4. Запрещается неправомерное вмешательство органов государственной власти и местного самоуправления, граждан, организаций и учреждений в деятельность Корпорации.

Статья 5. Свобода и независимость Корпорации

1. Право Корпорации на свободный поиск, получение, производство и распространение массовой информации гарантируется государством.

2. Выпуск телерадиовещательной продукции осуществляется свободно, независимо и без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией и законами Кыргызской Республики.

3. Не допускается осуществление цензуры и создание организационных структур, в обязанности которых входит осуществление цензорских функций.

Статья 6. Цель и задачи Корпорации

1. Корпорация создана с целью информирования населения Кыргызской Республики о текущих событиях в области внутренней и внешней политики, культуры, образования, науки, духовной жизни и других сферах, представляющих общественный интерес, и осуществляет свою деятельность в соответствии с законами Кыргызской Республики.

2. Основные задачи Корпорации:

— осуществление национального телерадиовещания, производство и трансляция передач и программ отечественного производства в соответствии с лучшими традициями отечественной и мировой культуры;

— осуществление национальной информационной политики, направленной на сохранение общественного согласия, мира и безопасности, в том числе информационной, и целостности государства;

— содействие сохранению и укреплению межнационального единства, объединения и сплоченности граждан;

— формирование единого информационного телевизионного и радиовещательного пространства Кыргызской Республики и активизация его вхождения в мировые информационные процессы;

— содействие уполномоченным государственным органам в проведении информационной политики по формированию и поддержке позитивного имиджа Кыргызской Республики;

— распространение объективной информации о Кыргызской Республике, ее внутренней и внешней политике, о процессах, происходящих в стране и за рубежом, распространение официальных сообщений;

— оперативное информирование общественности о деятельности органов государственной власти, социально-политических и других событиях в Кыргызской Республике и за рубежом;

— обеспечение высоких стандартов журналистики, толерантности, уважения прав каждого человека;

— создание и распространение на высоком профессиональном, художественном и техническом уровне информационных, учебных, аналитических, экономических, публицистических, культурных, художественных, научных, просветительских, развлекательных, спортивных и иных передач;

— развитие образовательных, воспитательных телерадиопрограмм для детей и юношества;

— освещение в равной мере деятельности всех ветвей государственной власти, избегая создания преимущественного положения отдельным государственным органам и организациям;

— предоставление равных возможностей для свободного выражения мнения различных национальных, социальных, возрастных и иных групп населения;

— освещение вопросов охраны и защиты от семейного насилия в целях формирования в общественном сознании неприятия любых форм насилия и недопущения пропаганды любых форм дискриминации;

— освещение вопросов охраны окружающей среды, бережного отношения к природе и защиты биоразнообразия;

— производство и распространение программ, направленных на развитие государственного языка, национальных, культурных и исторических традиций;

— освещение жизни кыргызстанцев, проживающих на территории Кыргызской Республики и за ее пределами;

— хранение материалов, составляющих художественную ценность;

— осуществление иной деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 7. Права и функции Корпорации

1. Корпорация обязана:

— осуществлять сбор и распространение достоверной, объективной информации на всей территории страны в соответствии с Конституцией и законодательством Кыргызской Республики;

— распространять официальные сообщения органов государственной власти и местного самоуправления;

— обеспечивать разнообразие медиаконтента, телерадиопрограмм, принимая во внимание все направления, актуальные вопросы, востребованные обществом;

— обеспечить выделение 30 процентов эфирного времени от совокупного объема вещания теле- и радиоканалов Корпорации детским, юношеским, образовательным и развлекательным программам;

— проводить мероприятия, направленные на совершенствование и развитие материально-технической базы национального телерадиовещания;

— развивать сотрудничество с международными организациями и учреждениями в области телерадиовещания и электронных средств массовой информации;

— вырабатывать единую политику развития государственной телерадиовещательной деятельности с учетом успешного мирового опыта в области телерадиовещания, телекоммуникаций и технологий;

— пополнять архив телерадиовещательной продукцией, производимой Корпорацией;

— осуществлять телевизионное производство отечественных фильмов и сериалов в целях улучшения социально-культурной сферы.

2. Корпорация имеет право:

— получать необходимую информацию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики от государственных органов и органов местного самоуправления, общественных и частных организаций, учреждений, предприятий и их должностных лиц для организации телерадиовещания;

— самостоятельно осуществлять свою деятельность в соответствии с принципами объективности и открытости информации, согласно положениям настоящего Закона и законодательства Кыргызской Республики о средствах массовой информации;

— создавать, реорганизовывать или ликвидировать филиалы и представительства, иные подведомственные предприятия и учреждения, корпункты, творческо-производственные объединения, в том числе за рубежом, с предоставлением им полной творческой, хозяйственной самостоятельности и возложением ответственности за выпускаемую продукцию;

— изготавливать и реализовывать собственную аудио- и видеопродукцию, архивную теле- и радиовещательную продукцию;

— ежегодно предоставлять на безвозмездной основе и/или в порядке обмена на рекламное эфирное время до 50 процентов всего эфирного времени для продукции программ культурно-просветительской, спортивной, экономической, социальной направленности, производимой сторонними теле- и (или) радиовещательными организациями, производителями контента;

— размещать на безвозмездной основе с согласия правообладателей видеопродукцию отечественных и зарубежных производителей, а также частных лиц;

— осуществлять консультационную, рекламно-издательскую, обучающую и другие формы деятельности, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики;

— разрабатывать и принимать в установленном порядке инструкции, положения, правила и другие внутриведомственные нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением;

— образовывать координационные и экспертные советы, временные творческие коллективы и рабочие группы по проблемам телевидения и радио;

— привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов, включая зарубежных, по вопросам совершенствования деятельности Корпорации;

— оказывать широкий спектр рекламно-информационных услуг, платные услуги (работы) в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

— сотрудничать с отечественными и международными телерадиовещательными организациями;

— выступать участником (учредителем) в организациях, создаваемых третьими лицами, с согласия собственника;

— входить в различные ассоциации, союзы и международные общественные организации по вопросам в области телерадиовещания;

— оказывать платные услуги в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

— осуществлять иные права, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики, необходимые для выполнения возложенных на Корпорацию задач.

Статья 8. Структура Корпорация

1. В структуру Корпорации входят:

— Республиканский радиотелецентр;

— Областные государственные телерадиокомпании;

— Студия «Кыргызтелефильм» имени Дооронбека Садырбаева.

2. Корпорация в установленном порядке может присоединять другие телерадиовещательные организации, компании, студии и творческо-производственные объединения.

Статья 9. Реклама

1. Корпорация осуществляет распространение рекламы на телеканалах и радио, в программах и передачах в порядке, предусмотренном законами Кыргызской Республики «О рекламе» и «О телевидении и радиовещании».

2. Передача рекламных объявлений должна быть ограничена следующим образом:

— рекламные материалы не вводят потребителей в заблуждение, не угрожают их интересам;

— рекламные объявления, действующие на подсознание, не разрешаются;

— в рекламных объявлениях нельзя использовать образы, визуальные или речевые, лиц, регулярно ведущих программы новостей и текущих событий;

— рекламные объявления об алкогольных напитках не должны выходить на радио и телевидении независимо от форм собственности с 7 до 22 часов;

— рекламные объявления об игорном бизнесе не разрешаются;

— рекламные объявления порнографического характера, а также об оружии не разрешаются;

— реклама лекарств, медицинских средств, продукции и техники медицинского назначения, производство и продажа которых не разрешается в установленном законодательством порядке, запрещается;

— реклама методов лечения, профилактики, диагностики и реабилитации, применение которых не разрешается соответствующим органом исполнительной власти, не допускается.

3. Корпорация транслирует рекламы политических партий и кандидатов на выборные должности или рекламные материалы только в период предвыборной кампании согласно законодательству Кыргызской Республики о выборах.

4. Производство и трансляция коммерческой и социальной рекламы разрешается.

Статья 10. Спонсорство

Благотворительная и спонсорская деятельность Корпорации по созданию и/или трансляции телерадиопрограмм, теле- и радиопередач, аудиовизуальных и иных произведений осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава 3. Организация деятельности Корпорации

Статья 11. Орган управления Корпорации

1. Корпорацию возглавляет генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Кыргызской Республики.

2. Генеральный директор имеет трех заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности генеральным директором.

3. Генеральный директор Корпорации:

— утверждает Устав Корпорации, редакционную политику, вносит изменения и дополнения в иные документы, регулирующие деятельность Корпорации;

— осуществляет общее руководство деятельностью Корпорации в соответствии с настоящим Законом и Уставом Корпорации и несет ответственность за все ее операции и виды деятельности;

— организует выполнение стоящих перед Корпорацией задач, издает приказы и распоряжения, утверждает внутренние инструкции, положения и правила;

— утверждает структуру, штатное расписание работников Корпорации, ее подведомственных подразделений и корреспондентских пунктов;

— создает, реорганизует и ликвидирует структурные подразделения Корпорации;

— утверждает нормы расходования средств на приемы иностранных делегаций и отдельных лиц, проведение различных мероприятий, связанных с деятельностью Корпорации, в рамках средств, предназначенных на эти цели;

— несет персональную ответственность за результаты деятельности Корпорации;

— ежегодно направляет Президенту Кыргызской Республики отчет о деятельности Корпорации;

— заключает договоры с юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательством Кыргызской Республики для реализации задач Корпорации.

4. Совещательным органом в Корпорации является коллегия, состоящая из 9 человек. В состав коллегии входят генеральный директор и его заместители. Другие члены коллегии назначаются генеральным директором из числа работников Корпорации.

5. Коллегию возглавляет генеральный директор Корпорации. В отсутствие генерального директора заседания коллегии проводит один из заместителей генерального директора.

Статья 12. Ежегодный аудит

Корпорация подлежит ежегодному обязательному аудиту финансовой и хозяйственной деятельности со стороны Счетной палаты Кыргызской Республики.

Статья 13. Имущество и финансирование деятельности Корпорации

1. Финансирование Корпорации осуществляется из средств республиканского бюджета.

2. Финансирование также может осуществляться за счет:

— рекламы, грантовых и добровольных взносов, спонсорских средств;

— собственных средств, полученных от реализации эфирного, рекламного времени, аудио- видеопродукции, работ, услуг, других видов хозяйственной деятельности;

— доходов, связанных с использованием авторских прав;

— иных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

3. Движимое и недвижимое имущество Корпорации является государственной собственностью, закрепляются за Корпорацией на праве оперативного управления и отражаются на ее самостоятельном балансе.

Корпорация в пределах, установленных законодательством Кыргызской Республики, ее Уставом, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом.

Глава 4. Программная и редакционная политика Корпорации

Статья 14. Программная политика Корпорации

1. Корпорация предлагает широкий спектр информационных, просветительских и развлекательных вещательных программ на всей территории страны в интересах всего населения Кыргызской Республики с учетом всего ее этнического, культурного разнообразия.

2. Корпорация осуществляет современное и высококачественное вещание, отражающее весь диапазон существующих в обществе мнений и взглядов, удовлетворяет информационные интересы и потребности широких слоев населения.

3. Корпорация предоставляет услуги вещания в соответствии c Конституцией Кыргызской Республики и законами Кыргызской Республики, а также Уставом Корпорации.

Статья 15. Редакционная политика Корпорации

1. В своей деятельности работники Корпорации руководствуются законодательством Кыргызской Республики, а также редакционной политикой и другими внутренними актами, принятыми в соответствии с настоящим Законом.

Работники руководствуются этическими стандартами, содержащимися в редакционной политике, отражают плюрализм мнений и не допускают выражения собственного мнения в информационно-новостных программах. Главными стандартами подачи информации должны быть точность, достоверность, сбалансированность, полнота и доступность, а также четкое разграничение фактов и авторских комментариев.

2. Особая осторожность соблюдается в материалах о несовершеннолетних, жертвах преступлений, пострадавших от стихийных бедствий и катастроф.

3. Уважается частная жизнь, принцип непредвзятости к подозреваемым, обвиняемым и подсудимым, защищается конфиденциальность источников информации и псевдонимов.

Статья 16. Распределение эфира и информационное вещание

1. Корпорация предоставляет полную и оперативную информацию о всех общественно значимых событиях, происходящих в Кыргызской Республике и мире. Информационные сообщения должны быть непредвзятыми, сбалансированными и независимыми. Комментарии должны быть четко отделены от фактов.

2. Корпорация в соответствии с настоящим Законом и внутренними актами самостоятельно определяет общественно значимые темы.

3. Корпорация предоставляет бесплатное эфирное время Президенту Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Председателю Кабинета Министров Кыргызской Республики, председателю Верховного суда Кыргызской Республики, председателю Конституционного суда Кыргызской Республики для официальных выступлений.

Статья 17. Доступ к информации. Конфиденциальность журналистских источников

1. Корпорация имеет право транслировать парламентские слушания, заседания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Кабинета Министров Кыргызской Республики, Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, а также другие официальные мероприятия с участием Президента Кыргызской Республики, Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики, председателя Верховного суда Кыргызской Республики, председателя Конституционного суда Кыргызской Республики как в записи, так и в прямом эфире на безвозмездной основе.

2. Корпорация имеет право доступа к архивам, документам и информации, находящимся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.

3. Корпорация имеет право свободного доступа к культурным, спортивным и другим мероприятиям, которые доступны для широкой публики и представляют общий информационный интерес.

4. Конфиденциальность источников информации (включая материалы, «добытые» журналистами) гарантируется законодательством в области средств массовой информации. Раскрытие источников может быть только на основании решения суда в связи с возможным нанесением существенного ущерба общественным интересам.

Статья 18. Право на опровержение и ответ

Физическое лицо или юридическое лицо, в отношении которых были распространены сведения, не соответствующие действительности, нарушающие их права и законные интересы и/или унижающие честь, достоинство и деловую репутацию лица, имеют право на опровержение и/или ответ (комментарий либо собственное толкование обстоятельств дела) в эфирах Корпорации.

Порядок осуществления права на опровержение и ответ регулируется в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Кыргызской Республики.

Статья 19. Ответственность Корпорации

Корпорация, ее работники, а также лица, нарушившие требования настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

2. Кабинету Министров Кыргызской Республики в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

3. Установить, что Корпорация является правопреемником Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики.

4. До приведения в соответствие с настоящим Законом действующие нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

5. Признать утратившими силу:

— Закон Кыргызской Республики «Об Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики» от 21 декабря 2011 года № 247 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, от 18 ноября 2011 года № 1340-V);

— Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «Об Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики» от 6 июня 2013 года № 90 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 25 апреля 2013 года № 3048-V).

Президент Кыргызской Республики

https://bulak.kg/2022/02/18/kabmin-odobril-zakonoproekt-reguliruyushhij-voprosy-upravleniya-ktrk/

admin

Recent Posts

Платформа действий медиа Кыргызстана призвала отменить приговоры четырем журналистам

Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда Бишкека в отношении…

2 месяца ago

ЗАЯВЛЕНИЕ ПЛАТФОРМЫ ДЕЙСТВИЙ МЕДИА КЫРГЫЗСТАНА

Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда г. Бишкек в…

2 месяца ago

Дело 11 журналистов. Amnesty International призывает снять обвинения

Международное движение Amnesty International призвало власти Кыргызстана снять «необоснованные обвинения» с журналистов Temirov Live и «Айт Айт Десе» накануне…

2 месяца ago

Дело 11 журналистов. Часть подсудимых получила тюремный срок

Ленинский районный суд Бишкека сегодня, 10 октября, огласил приговор по делу 11 бывших и действующих сотрудников издания Temirov Live.…

2 месяца ago

В Кыргызстане введут штрафы за оскорбления в СМИ и интернете

В Кыргызстане намерены ввести штрафы за клевету и оскорбления в СМИ и интернете. В экспертном…

3 месяца ago

«Давайте напишем, что это одно из отделений ГКНБ или МВД». За что депутаты раскритиковали карательный законопроект Минкульта?

Предложенный администрацией президента законопроект о наложении штрафов за распространение ложной информации в средствах информации и…

3 месяца ago