Categories: ОТРК

Жалоба на фактическую рекламу ядовитого растения аконит в новостном выпуске канала Ала-Тоо 24

17 апреля 2021 года в эфире телеканала Ала-Тоо 24 в выпуске новостей был распространен сюжет, содержание которого фактически являлось рекламой настойки корня ядовитого растения аконит джунгарский, в народе называемого «Иссык-кульский корень». Данное растение возглавляет список ядовитых растительных препаратов ВОЗ. Неправильное его употребление, даже при малейшей ошибке, может привести к смерти человека.

Ссылка на новостной сюжет: http://www.ktrk.kg/ru/news/s/56183

С 4 минуты 16 секунды сюжета дается информация, которая фактически является рекламой настойки иссык-кульского корня в качестве лекарства от коронавируса. На пресс-конференции Министр Здравоохранения КР Бейшеналиев А.С. в прямом эфире выпивает настойку иссык-кульского корня, говоря о лечебных свойствах настойки. Далее, в сюжете комментарии о лечебных свойствах настойки дает народная целительница Ажарбубу Жамангулова. Более того, ее пациенты делятся примерами чудодейственного исцеления с помощью настойки иссык-кульского корня.

Другой «эксперт» Кыяс Молдокасымов, к.и.н., рассказывает об истории использования иссык-кульского корня в традиционном лечении у кыргызов.

Также в эфире демонстрируется пластиковая бутылка со светлой мутной жидкостью и этикеткой белого цвета с изображением гор, по-видимому, раствором иссык-кульского корня. Такая демонстрация товара фактически является рекламой лекарственного препарата, который не сертифицирован, более того, является смертельно опасным.

Более того, журналисты взяли интервью у псевдо-лекаря Хашима Зайналиева, которому запрещено заниматься медицинской практикой, его лечение ранее приводило к смерти людей. Сам канал в декабре 2018 года показывал сюжет о нем, называя его «лекарем-колекарем» —  http://www.ktrk.kg/ru/news/s/26262.

Согласно статье 1 Закона КР «О рекламе» от 24 декабря 1998 года № 155, целями Закона «О рекламе» являются, в том числе, предупреждение нарушений законодательства Кыргызской Республики о рекламе, пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью.

В соответствии со статьей 2 Закона КР «О рекламе», рекламой является информация (рекламная информация), распространяемая в любой форме, с помощью любых средств о физических или юридических лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц, призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическим и юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям, а также способствовать реализации товаров, идей и начинаний. То есть фактически, весь новостной сюжет является рекламой настойки иссык-кульского корня мутно-белого цвета в прозрачной пластиковой бутылки со этикеткой с изображением гор. В аппарате президента КР журналистам сообщили, что настойку готовят в государственной резиденции главы государства, где для этого выделили специально оборудованное помещение[1].

В статье 5 Закона КР «О рекламе» изложены общие требования к рекламе, согласно части 7 статьи 5 «Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии и опасным действиям, создающим угрозу их жизни и здоровью, а также призывающим к беспорядку и панике».  Этот новостной сюжет фактически призывает граждан использовать крайне ядовитую настойку в качестве лекарства от коронавируса. Что может повлечь угрозу здоровью и жизни таких граждан.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 16 Закона КР «О рекламе», «Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники при отсутствии разрешения на их производство и (или) реализацию, а также реклама методов лечения, профилактики, диагностики, реабилитации при отсутствии разрешения на оказание таких услуг, выдаваемого Министерством здравоохранения Кыргызской Республики, не допускаются, даже в случаях получения патента на изобретение.

Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также реклама изделий медицинского назначения и медицинской техники, использование которых требует специальной подготовки, допускаются с учетом требований, предусмотренных абзацем первым настоящей части, только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников». 

Более того Всемирная Организация Здравоохранения заявила о недопустимости использования настойки, так как она не прошла каких-либо клинических исследований и, соответственно, не может быть зарегистрирован и рекомендован для широкого использования населением, заявила ВОЗ.

В связи с вышеизложенным, просим вас привлечь к ответственности Редакцию канала Ала-Тоо 24, а также всех иных лиц, нарушивших Закон КР «О рекламе».

[1] https://vesti.kg/politika/item/84902-apparat-prezidenta-nastojku-iz-issyk-kulskogo-kornya-delaem-v-rezidentsii.html

admin

Recent Posts

Блокировка TikTok лишает граждан развития бизнеса и культуры — Сергей Соколов

Директор по связям с органами власти и корпоративным вопросам в Восточной Европе и Центральной Азии TikTok Сергей Соколов прокомментировал инициативу…

1 неделя ago

WhatsApp и Telegram удалили из App Store в Китае по требованию Пекина

Пекин потребовал от Apple Inc. удалить ряд популярных мессенджеров из китайского магазина приложений. Об этом пишет газета The…

1 неделя ago

Блокировка TikTok. Платформа важна для молодежи, считает депутат

Депутат Чингиз Айдарбеков на заседании комитета по международным делам, обороне, безопасности и миграции Жогорку Кенеша поинтересовался у зампредседателя ГКНБ…

1 неделя ago

Блокировка сайта «Клооп». ГКНБ обжаловал решение Административного суда

ГКНБ обжаловал решение Административного суда о признании решения Минкульта об удалении материала с сайта «Клооп», а потом и о блокировке «Клоопа»…

1 неделя ago

«Умная молодежь уедет в поисках свободы». Как аресты журналистов отразятся на обществе

В Кыргызстане освободили лишь часть из 11 арестованных журналистов. Международное сообщество выражает обеспокоенность. Комитет по…

2 недели ago

TikTok всё. Провайдеры и мобильные операторы ограничили доступ к сервису

В ночь с 17 на 18 апреля ряд мобильных операторов и интернет-провайдеров Кыргызстана ограничили доступ…

2 недели ago