17 апреля 2021 года в эфире телеканала Ала-Тоо 24 в выпуске новостей был распространен сюжет, содержание которого фактически являлось рекламой настойки корня ядовитого растения аконит джунгарский, в народе называемого «Иссык-кульский корень». Данное растение возглавляет список ядовитых растительных препаратов ВОЗ. Неправильное его употребление, даже при малейшей ошибке, может привести к смерти человека.
Ссылка на новостной сюжет: http://www.ktrk.kg/ru/news/s/56183
С 4 минуты 16 секунды сюжета дается информация, которая фактически является рекламой настойки иссык-кульского корня в качестве лекарства от коронавируса. На пресс-конференции Министр Здравоохранения КР Бейшеналиев А.С. в прямом эфире выпивает настойку иссык-кульского корня, говоря о лечебных свойствах настойки. Далее, в сюжете комментарии о лечебных свойствах настойки дает народная целительница Ажарбубу Жамангулова. Более того, ее пациенты делятся примерами чудодейственного исцеления с помощью настойки иссык-кульского корня.
Другой «эксперт» Кыяс Молдокасымов, к.и.н., рассказывает об истории использования иссык-кульского корня в традиционном лечении у кыргызов.
Также в эфире демонстрируется пластиковая бутылка со светлой мутной жидкостью и этикеткой белого цвета с изображением гор, по-видимому, раствором иссык-кульского корня. Такая демонстрация товара фактически является рекламой лекарственного препарата, который не сертифицирован, более того, является смертельно опасным.
Более того, журналисты взяли интервью у псевдо-лекаря Хашима Зайналиева, которому запрещено заниматься медицинской практикой, его лечение ранее приводило к смерти людей. Сам канал в декабре 2018 года показывал сюжет о нем, называя его «лекарем-колекарем» — http://www.ktrk.kg/ru/news/s/26262.
Согласно статье 1 Закона КР «О рекламе» от 24 декабря 1998 года № 155, целями Закона «О рекламе» являются, в том числе, предупреждение нарушений законодательства Кыргызской Республики о рекламе, пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью.
В соответствии со статьей 2 Закона КР «О рекламе», рекламой является информация (рекламная информация), распространяемая в любой форме, с помощью любых средств о физических или юридических лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц, призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическим и юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям, а также способствовать реализации товаров, идей и начинаний. То есть фактически, весь новостной сюжет является рекламой настойки иссык-кульского корня мутно-белого цвета в прозрачной пластиковой бутылки со этикеткой с изображением гор. В аппарате президента КР журналистам сообщили, что настойку готовят в государственной резиденции главы государства, где для этого выделили специально оборудованное помещение[1].
В статье 5 Закона КР «О рекламе» изложены общие требования к рекламе, согласно части 7 статьи 5 «Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии и опасным действиям, создающим угрозу их жизни и здоровью, а также призывающим к беспорядку и панике». Этот новостной сюжет фактически призывает граждан использовать крайне ядовитую настойку в качестве лекарства от коронавируса. Что может повлечь угрозу здоровью и жизни таких граждан.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 16 Закона КР «О рекламе», «Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники при отсутствии разрешения на их производство и (или) реализацию, а также реклама методов лечения, профилактики, диагностики, реабилитации при отсутствии разрешения на оказание таких услуг, выдаваемого Министерством здравоохранения Кыргызской Республики, не допускаются, даже в случаях получения патента на изобретение.
Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также реклама изделий медицинского назначения и медицинской техники, использование которых требует специальной подготовки, допускаются с учетом требований, предусмотренных абзацем первым настоящей части, только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников».
Более того Всемирная Организация Здравоохранения заявила о недопустимости использования настойки, так как она не прошла каких-либо клинических исследований и, соответственно, не может быть зарегистрирован и рекомендован для широкого использования населением, заявила ВОЗ.
В связи с вышеизложенным, просим вас привлечь к ответственности Редакцию канала Ала-Тоо 24, а также всех иных лиц, нарушивших Закон КР «О рекламе».
[1] https://vesti.kg/politika/item/84902-apparat-prezidenta-nastojku-iz-issyk-kulskogo-kornya-delaem-v-rezidentsii.html
Директор по связям с органами власти и корпоративным вопросам в Восточной Европе и Центральной Азии TikTok Сергей Соколов прокомментировал инициативу…
Пекин потребовал от Apple Inc. удалить ряд популярных мессенджеров из китайского магазина приложений. Об этом пишет газета The…
Депутат Чингиз Айдарбеков на заседании комитета по международным делам, обороне, безопасности и миграции Жогорку Кенеша поинтересовался у зампредседателя ГКНБ…
ГКНБ обжаловал решение Административного суда о признании решения Минкульта об удалении материала с сайта «Клооп», а потом и о блокировке «Клоопа»…
В Кыргызстане освободили лишь часть из 11 арестованных журналистов. Международное сообщество выражает обеспокоенность. Комитет по…
В ночь с 17 на 18 апреля ряд мобильных операторов и интернет-провайдеров Кыргызстана ограничили доступ…