На Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики http://koomtalkuu.gov.kg/ размещен проект Закона КР, направленный на дополнение статьи 314 УК КР, то есть возможности привлечения к ответственности экстремистской организации, деятельность которой направлена на разжигание политической вражды.
Инициатор законопроекта обосновывает такие поправки приведением уголовного законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности в соответствии с Конвенцией Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму, Законом Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности», а также совершенствованием уголовно-правовых норм за вербовку, склонение в деятельность экстремистских организаций и ответственности за финансирование экстремистской деятельности.
Действительно, в статье 1 Закона КР «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской деятельностью, понимается в том числе и деятельность общественных объединений или религиозных организаций либо иных предприятий, организаций и учреждений, а также средств массовой информации независимо от форм собственности, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной (этнической) или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы.
В настоящее время, когда в республике наблюдается политическая напряженность, когда за власть борются несколько политических сил, а действия многих политиков подвергаются жесткой критике со стороны гражданского общества, включение данной нормы представляется опасным.
Во-первых, законодательство КР Республике не дает определение понятию «политическая вражда», что может породить его свободную трактовку и к уголовной ответственности за разжигание политической вражды будут привлекаться все лица, неугодные политикам, стоящим у власти, которые открыто выступают с их критикой. Все это усугубляется зависимостью судов и правоохранительных органов.
Во-вторых, законодательство Кыргызской Республики по противодействию экстремизму не отвечает многим требованиям стандартов ООН и наоборот, должно быть пересмотрено с тем, чтобы конкретизировать его термины и не допустить свободной трактовки, привлечения к ответственности невиновных и неопасных лиц.
Но вместо этого, принимаются всевозможные меры, направленные на то, чтобы расширить количество оснований для привлечения к ответственности за злоупотребление свободой слова и независимость политических взглядов. К сожалению, в последние годы Кыргызская Республика теряет свои позиции во всевозможных мировых рейтингах, в том числе по свободе слова и по уровню защиты гражданских прав. Принятие неясных законов, которые свободно и однобоко трактуются правоприменительными органами является одной из причин такого падения имиджа страны на мировой арене.
ОФ «Центр Медиа Развития»
Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда Бишкека в отношении…
Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда г. Бишкек в…
Международное движение Amnesty International призвало власти Кыргызстана снять «необоснованные обвинения» с журналистов Temirov Live и «Айт Айт Десе» накануне…
Ленинский районный суд Бишкека сегодня, 10 октября, огласил приговор по делу 11 бывших и действующих сотрудников издания Temirov Live.…
В Кыргызстане намерены ввести штрафы за клевету и оскорбления в СМИ и интернете. В экспертном…
Предложенный администрацией президента законопроект о наложении штрафов за распространение ложной информации в средствах информации и…