На Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики http://koomtalkuu.gov.kg/ размещен проект Закона КР, направленный на дополнение статьи 314 УК КР, то есть возможности привлечения к ответственности экстремистской организации, деятельность которой направлена на разжигание политической вражды.
Инициатор законопроекта обосновывает такие поправки приведением уголовного законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности в соответствии с Конвенцией Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму, Законом Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности», а также совершенствованием уголовно-правовых норм за вербовку, склонение в деятельность экстремистских организаций и ответственности за финансирование экстремистской деятельности.
Действительно, в статье 1 Закона КР «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской деятельностью, понимается в том числе и деятельность общественных объединений или религиозных организаций либо иных предприятий, организаций и учреждений, а также средств массовой информации независимо от форм собственности, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной (этнической) или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы.
В настоящее время, когда в республике наблюдается политическая напряженность, когда за власть борются несколько политических сил, а действия многих политиков подвергаются жесткой критике со стороны гражданского общества, включение данной нормы представляется опасным.
Во-первых, законодательство КР Республике не дает определение понятию «политическая вражда», что может породить его свободную трактовку и к уголовной ответственности за разжигание политической вражды будут привлекаться все лица, неугодные политикам, стоящим у власти, которые открыто выступают с их критикой. Все это усугубляется зависимостью судов и правоохранительных органов.
Во-вторых, законодательство Кыргызской Республики по противодействию экстремизму не отвечает многим требованиям стандартов ООН и наоборот, должно быть пересмотрено с тем, чтобы конкретизировать его термины и не допустить свободной трактовки, привлечения к ответственности невиновных и неопасных лиц.
Но вместо этого, принимаются всевозможные меры, направленные на то, чтобы расширить количество оснований для привлечения к ответственности за злоупотребление свободой слова и независимость политических взглядов. К сожалению, в последние годы Кыргызская Республика теряет свои позиции во всевозможных мировых рейтингах, в том числе по свободе слова и по уровню защиты гражданских прав. Принятие неясных законов, которые свободно и однобоко трактуются правоприменительными органами является одной из причин такого падения имиджа страны на мировой арене.
ОФ «Центр Медиа Развития»