Контактная информация

Бульвар Эркиндик 35, 720040, Бишкек.

За 27 лет независимости Кыргызской Республики свобода слова не раз подвергалась угрозам ее значительного ограничения, попыткам ввести цензуру. Практически каждый приходящий к власти президент, предпринимал те или иные меры по ограничению свободы слова, привлекал к ответственности журналистов и СМИ за распространение сведений, якобы порочащих их честь и достоинство, при этом ответственность варьировалась от уголовной до многомиллионой гражданско-правовой.

Стоит отметить, что согласно ежегодным отчетам международных организаций ситуация со свободой слова в Кыргызстане все еще оставляет желать лучшего. Так, согласно опубликованному ежегодному отчету о состоянии свободы прессы в мире международной организации «Репортеры без границ»[1], в 2020 году Кыргызстан занял 82-е место из 180 стран. Кыргызстан поднялся на 1 позицию в этом рейтинге (в 2019 году Кыргызстан был на 83-м месте).

Согласно докладу другой международной организации, Freedom House “Свобода в мире 2020” по индексу свободы прессы Кыргызстан несколько лет подряд относится к «частично свободным странам»[2].

С развитием социальных сетей и интернета результаты журналистских расследований стали распространяться с молниеносной скоростью, вызывая бурную реакцию пользователей социальных сетей. Например, ряд журналистских расследований, касающихся коррупционных схем на таможне, демонстрирующих несметные богатства лиц, обогатившихся на таких коррупционных схемах, вызвали массовое недовольство граждан, которое демонстрировалось не только в сети интернет, но также привело и к мирным митингам.

По данным Студии Светланы Марголис, полученных из рекламного кабинета Facebook, на конец 2020 года  количество пользователей из Кыргызстана в социальной сети Facebook составило 760 тысяч человек, а в социальной сети Instagram – 2,5 миллиона пользователей.[3] По данным сайта datareportal.com на начало 2020 года в Кыргызстане 9,73 мобильных телефонов были подключены к мобильному интернету[4]. Количество сайтов с доменом .kg составляет более 10 тысяч[5]. Все это позволяет нам говорить о многомиллионой аудитории граждан и юридических лиц Кыргызстана в сети интернет, включая социальные сети.

Существующая политическая культура (которая всегда является рефлексией прошлого опыта) часто подсказывает политическим лидерам решения, которые были эффективными в прошлой модели общественных отношений – когда информацию можно было контролировать, ограничивать ее распространение, единолично формировать контекст для восприятия.

Возможно поэтому в органах государственной власти с определенной периодичностью продолжаются попытки установления определенного государственного контроля над информационной средой и Интернетом – как основной средой распространения контента.

Но сегодня старые подходы контроля над информацией не работают. Сегодня у государства нет монополии на формирование повестки дня, она также формируется гражданским обществом, СМИ и другими субъектами – фактически всеми, у кого есть мобильный телефон и страница в социальных медиа.

2020 год не обошелся без попыток ограничить свободу слова. 14 мая 2020 года на сайте Жогорку Кенеша КР на общественное обсуждение был вынесен законопроект «О манипулировании информацией», инициаторами которого выступила депутат ЖК КР – Гульшат Асылбаева. Данный проект закона вызвал бурную реакции гражданского общества, так как в нем содержатся грубые нарушения конституционных прав граждан на свободу слова и выражения мнения, в частности, законопроектом устанавливается государственная цензура в интернет пространстве. И это лишь один из изъянов данного законопроекта, не говоря уже о механизмах реализации правоотношений, технических аспектах данного проекта, а также алгоритме правоотношений между субъектами, указанными в проекте закона.

Данный проект закона уже прошел все три чтения в ЖК КР (первое чтение – 17 июня, второе и третье чтения – 25 июня). Молниеносность принятия проекта закона также вызвала у общественности недовольство, так как были определенные нарушения регламента, и не были должным образом проведены общественные слушания. Из-за всплеска негатива и неблагоприятного настроения общества, связанные, во-первых, с пандемией COVID-19, и, во-вторых, с указом президента о назначении парламентских выборов на осень 2020 года, президент – Сооронбай Жээнбеков 3 августа 2020 года вернул проект закона на доработку и подписал возражение к Закону «О манипулировании информацией».

Ряд международных организаций и неправительственных международных организаций осудили принятие данного закона. ОБСЕ подготовила анализ проекта закона с привлечением международного эксперта. В своем анализе международный эксперт называет предлагаемые ограничения чрезмерными, не обосноваными законным интересом общества с точки зрения свободного обмена информацией, в том числе в Интернете, права на свободу выражения мнения, и входящими в противоречия с основными международно-правовыми документами в данной сфере.[6]  Международная неправительственная организация «Хьюман Райтс Вотч»  в своем докладе по Кыргызстану за 2020 год назвала данный закон «туманным и избыточно широким», позволяющим властям без судебной санкции давать указания об удалении с интернет-платформ контента, который чиновники сочтут «ложным» или «недостоверным».[7] Несколько неправительственных организаций также подготовили свои аналитические материалы по содержанию проекта закона и соответствующие рекомендации.[8]

Настоящий анализ подготовлен с целью выявления положений законопроекта, противоречащих международным обязательствам Кыргызской Республики, положениям Конституции КР и иным нормативным правовым актам, имеющим более высокую юридическую силу. Кроме того, в настоящем документе представлены рекомендации, касающиеся мер, которые необходимо принимать для более эффективной борьбы с фейковой информацией, не соответствующей требованиям национального законодательства.

Выводы и рекомендации

Как известно, интернет имеет трансграничный характер. Ни одно государство не может определить свои границы в Интернете, а субъектами в Интернете являются не физические или юридические лица, а сетевые объекты, особенно в свете активного развития Интернета вещей – Internet of things (IoT). Предъявление требований кыргызстанского законодательства к зарубежным интернет-ресурсам и сервисам фактически является либо попыткой регулировать весь Интернет, включая зарубежный сегмент, либо, напротив, изолировать кыргызстанский сегмент Интернета от международного.

В сети Интернет вообще затруднительно определить действие закона в пространстве, во времени и по кругу лиц, в связи с этим, традиционные методы законодательного регулирования в данной сфере неуместны.

Законопроект несет в себе высокое регулирующее воздействие. Представленный проект изобилует неточными юридическими терминами и формулировками, предлагает неэффективные меры правового регулирования для интернет отрасли, способен серьезно сказаться на снижении темпов развития отрасли в Республике, приведет к увеличению стоимости доступа к сети интернет, а также значительно ухудшит ситуацию с правами человека в Кыргызской Республике, в связи с чем его принятие в представленной редакции предполагается нецелесообразным.

 

Анализ проекта закона Кыргызской Республики «О манипулировании информацией» можно скачать здесь: Анализ проекта закона КР о манипулировании информацией _ОФ ЦМР_русский

Анализ проекта закона КР о манипулировании информацией _ОФ ЦМР_кыргызский

Share: