Досрочные президентские выборы в Кыргызстане были назначены на фоне политического кризиса, возникшего в стране после парламентских выборов. Публикация предварительных результатов голосования, свидетельствующих о том, что в новом парламенте будут доминировать пропрезидентские партии, вызвала протесты. В результате Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов КР (ЦИК) 6 октября 2020 года объявила результаты парламентских выборов недействительными. Страну потряс политический кризис, который привел к нестабильной ситуации и проходил в условиях борьбы за власть между широким спектром сил.
Стоит отметить, что пост-выборная ситуация 2020 года в Кыргызстане отличается от событий 2005 и 2010 годов. Борьба за власть проходила в очень жесткой борьбе с использованием неправовых методов. При этом все государственные институты не предпринимали никаких действий, что привело к абсолютной безвластии.
Власть фактически перешла в руки протестующих, однако оппозиция не смогла договориться мирным и правовым путем, и борьба продолжилась с использованием физической силы и угроз. Оппозиция разделилась на две основные группы, одна из которых предлагала выдвинуть на пост премьер-министра С.Жапарова (бывший член парламента), а другая О.Бабанова (премьер-министр в 2011-2012 гг.). 9 октября на площади Ала-Тоо произошло столкновение сторонников С.Жапарова и А.Атамбаева и О.Бабанова. С.Жапаров выиграл в этой борьбе и занял пост премьер-министра.
10 октября на внеочередном заседании парламента была принята программа и состав правительства С.Жапарова. Сторонники С.Жапарова продолжали требовать отставки президента, 15 октября президент С.Жээнбеков подал в отставку. Полномочия президента перешли к премьер-министру С.Жапарову. Далее начались кадровые перестановки, практически весь кабмин был заменен и сменены главы правоохранительных органов. Также С.Жапаров заявил о необходимости переноса парламентских выборов на более поздний срок, а приоритетом выставил проведение президентских выборов и конституционной реформы с целью перехода к президентской форме правления. В частности, гражданам на референдуме будет предложено определить форму правления — президентскую или парламентскую — или выбрать третий вариант «против всех».
Данное заявление вызвало неоднозначную реакцию со стороны общественности, многие эксперты и юридическое сообщество выступили с критикой и заявили о ряде нарушений конституционных норм в принимаемых решениях со
стороны власти. 10 декабря, депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики приняли во втором и третьем чтениях законопроект о проведении референдума по государственному устройству. Безусловно, принятие такого важного законопроекта в сжатых сроках не могло не вызвать волну критики со стороны профессионального сообщества. Тем не менее, досрочные президентские выборы и проведение референдума были назначены на 10 января 2021 года, и Садыр Жапаров подал в отставку 14 ноября, чтобы иметь возможность баллотироваться на пост президента на этих выборах.
В преддверии выборов в избирательном законодательстве были внесены изменения, которые бурно обсуждались во время парламентских выборов, и по мнению парламентариев, которые непосредственно влияют на весь выборный процесс. Изменения в избирательном законодательстве Кыргызстане коснулись отмены голосования по форме № 2 (изменение избирательного адреса, то есть на голосование не по месту жительства), также был снижен избирательный порог — с семи до трех процентов, и избирательного залога — с пяти до одного миллиона сомов.
Регистрация кандидатов на пост президента закончилась 14 декабря 2020 года. Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов зарегистрированы 18 кандидатов на должность президента Кыргызстана[1]. Предвыборная агитация началась 15 декабря 2020 года и закончится в 8.00 утра 9 января 2021 года. Президент избирается на один шестилетний срок прямым всеобщим голосованием. Если ни один из кандидатов не наберет более половины голосов в первом туре, в течение 20 дней будет проведен второй тур между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов.
Методология
Цель мониторинга и подготовки отчета – информировать общественность о деятельности СМИ при освещении избирательного процесса и определить насколько анализируемые СМИ вели объективное и сбалансированное освещение участников
избирательной кампании и их политических платформ.
Период проведения всего мониторинга: 15 декабря 2020 года — 10 января 2021 года.
Мониторинг охватывает 11 электронных СМИ страны, 7 информационных интернет-изданий, а также 25 кыргызскоязычных газет (из них 13 региональных), 7 русскоязычных изданий (из них 3 региональных) и 2 узбекоязычные газеты (все они региональные). Сюда вошли как государственные, так и негосударственные и СМИ.
Методика мониторинга основывается на анализе количественных и качественных показателей содержания теле-радио-передач, печатных материалов, материалов на сайтах интернет-изданий, выходивших с 15 декабря 2020 года — 10 января 2021 года. Записывался и просматривался эфир телеканалов, радио в – с 07:00 до 10:00 и с 17:00 до 24:00. Прочитывались публикации в печатных СМИ, выходящие из типографий в указанный период. Мониторинг содержания интернет-изданий проводился ежедневно. Мониторинг проводился по методике, где качественные и количественные данные четко разделены на субъекты и объекты, причастные к выборам.
Количественные показатели отражаются: для электронных СМИ в секундах, для печатных изданий в кв.см и интернет-изданий – в пикселях.
Качественные показатели устанавливаются по тону (нейтральный, позитивный, негативный), высказанному в теле-радио-эфире и напечатанному на страницах печатных и в материалах интернет-изданий.
Материалы наблюдений вводились в отформатированные эксель таблицы. В процессе ведения мониторинга обеспечивалась постоянная юридическая экспертиза результатов наблюдений.
В данном отчете представлены предварительные результаты мониторинга избирательной кампании во время президентских выборов 2021 года.
Полную версию промежуточного отчета можно скачать здесь: Промежуточный отчет мониторинга СМИ_Выборы президента 2021
Директор по связям с органами власти и корпоративным вопросам в Восточной Европе и Центральной Азии TikTok Сергей Соколов прокомментировал инициативу…
Пекин потребовал от Apple Inc. удалить ряд популярных мессенджеров из китайского магазина приложений. Об этом пишет газета The…
Депутат Чингиз Айдарбеков на заседании комитета по международным делам, обороне, безопасности и миграции Жогорку Кенеша поинтересовался у зампредседателя ГКНБ…
ГКНБ обжаловал решение Административного суда о признании решения Минкульта об удалении материала с сайта «Клооп», а потом и о блокировке «Клоопа»…
В Кыргызстане освободили лишь часть из 11 арестованных журналистов. Международное сообщество выражает обеспокоенность. Комитет по…
В ночь с 17 на 18 апреля ряд мобильных операторов и интернет-провайдеров Кыргызстана ограничили доступ…