Заявление
ОФ «Центр Медиа Развития» на проект Конституции Кыргызской Республики, вынесенный на общественное обсуждение 17 ноября 2020 года
Проект Конституции КР – угроза правам человека и свободе слова в Кыргызстане
С 17 ноября 2020 года на общественное обсуждение был вынесен проект новой редакции Конституции Кыргызской Республики, инициированный 80 депутатами ЖК КР.
Данный проект Конституции КР несет в себе ряд угроз как для прав человека и гражданина, так и для свободы СМИ, и, соответственно, не должен быть выдвинут на референдум.
Уже в преамбуле проекта Конституции содержатся положения, которые представляют угрозу для демократического государства, в частности «верховенство права» было изменено на «верховенство нравственных ценностей». Это значит, что в случае каких-либо противоречий между законом и чьими-то нравственными ценностями, которые могут быть очень разнообразными, будут применяться нравственные ценности той стороны, которая будет иметь больше ресурсов – экономических, социальных, политических и т.д.
Право на доступ к информации
Статья 19 Всеобщей декларации прав человека гласит:
«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».
Данное право было более детально зафиксировано также в статье 19 другого международного договора – Международного пакта о гражданских и политических правах:
«1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.
- Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.
- Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:
- a) для уважения прав и репутации других лиц;
- b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».
Кыргызская Республика одной из первых из постсоветских стран присоединилась к МПГПП[1], что налагает на нее обязательства по соблюдению данного международного договора.
Однако, несмотря на обязательства перед международным сообществом, в проекте Конституции КР право на доступ к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется только для СМИ. Остальные лица лишаются данного права. В частности, в данном проекте Конституции КР нет статьи, которая бы имела аналогичные права и гарантии, представленные в Статье 33 ныне действующей Конституции КР, а именно:
«Статья 33.
- Каждый имеет право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом.
- Каждый имеет право на ознакомление в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях со сведениями о себе.
- Каждый имеет право на получение информации о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, юридических лиц с участием государственных органов и органов местного самоуправления, а также организаций, финансируемых из республиканского и местных бюджетов.
- Каждому гарантируется доступ к информации, находящейся в ведении государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Порядок предоставления информации определяется законом.
- Никто не может быть подвергнут уголовному наказанию за распространение информации, порочащей или унижающей честь и достоинство личности».
Кроме того, по проекту Конституции КР гражданам не предоставляется право на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также в международные органы по правам человека за защитой нарушенных прав и свобод. Данные права гарантируются в статье 41 действующей Конституции КР.
Уголовное наказание за распространение информации, порочащей или унижающей честь и достоинство личности может быть возвращено!
Пункт 2 Статьи 27 проекта Конституции КР гласит: “Человеческое достоинство в Кыргызской Республике абсолютно и неприкосновенно. Оскорбление достоинств человека преследуется по закону». Более того, достоинство оппозиционного большинства ценится еще больше, и его никто не может ущемлять[2].
Также, как было указано выше, в проекте Конституции КР отсутствует норма, согласно которой «Никто не может быть подвергнут уголовному наказанию за распространение информации, порочащей или унижающей честь и достоинство личности». Данная норма содержится в п. 5 ст. 33 действующей Конституции КР.
Принятие этого положения будет означать огромный откат от демократических принципов и свободы слова. Ранее, благодаря обширной и продолжительной кампании, как международных организаций, так и гражданского общества клевета и оскорбление были декриминализованы, то есть уже не считаются уголовным преступлением. В настоящее время физические и юридические лица могут подавать иски в рамках гражданского судопроизводства в защиту чести, достоинства и деловой репутации. Данная практика является общепризнанной.
Это все, скорее всего, приведет к тому, что граждане и представители СМИ будут в уголовном порядке преследоваться за материалы, которые по мнению объектов критики являются порочащими честь, достоинство и деловую репутацию этих лиц. Такое преследование возможно даже за распространение материалов, которые являются достоверными и основаны на фактах.
Нравственные ценности (Чьи? Какие?) выше закона и все должны им подчиняться
Статья 23 проекта Конституции гласит:
«1. В Кыргызской Республике запрещаются печатные издания, в том числе издания на электронных носителях, зрелища и общественные мероприятия, противоречащие общепризнанным нравственным ценностям, традициям народов Кыргызстана, а также международным стандартам.
- 2. Распространение в средствах массовой информации сведений, содержание которых может нанести вред нравственности и культуре народа Кыргызстана, ограничивается или запрещается в соответствии с законом».
Согласно пункту 4. Статьи 31 действующей Конституции КР, «Запрещается пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной ненависти, гендерного и иного социального превосходства, призывающая к дискриминации, вражде или насилию».
Кроме того, статья 23 Закона КР «О средствах массовой информации» содержит перечень информации, распространение которой запрещено. Соответствующие нормы, предусматривающие ответственность за распространение такой информации, содержатся как в уголовном, так и в административном и гражданском законодательстве.
Самую большую опасность в Статье 23 проекта Конституции таят в себе фразы «общепризнанные нравственные ценности, традиции народов Кыргызстана, нравственность», так как они не имеют четких рамок и практически любые выгодные для властимущих принцип или норма могут быть отнесены к таким нравственным ценностям и традициям. Например, сейчас в Кыргызстане все еще сохраняется традиция умыкания невест, значит ли это, что если СМИ опубликует материал, который критикует эту традицию, то это СМИ могут запретить? Что мешает законодателю вводить ограничения, основанные на нормах национального законодательства, соответствующего международным обязательствам Кыргызстана?
Эта статья, по сути, вводит цензуру на СМИ и интернет-издания, зрелища и общественные мероприятия, которые противоречат абстрактным и неопределенным понятиям общественной нравственности. Закон уже не играет особой роли.
Настоящим заявлением ОФ «Центр Медиа Развития» выражает полное несогласие с проектом Конституции КР и считает его антидемократическим и антинародным.
[1] Кыргызская Республика присоединилась постановлением Жогорку Кенеша КР от 12 января 1994г.N 1406-XII.
[2] Статья 35 проекта Конституции КР
Заявление_MDC_Конституция_181120