На общественное обсуждение 23 декабря 2015 года был предоставлен законопроект «О внесении дополнений и изменений в Закон КР «О Регламенте ЖК КР»
(http://www.kenesh.kg/RU/Folders/31629-Obshhestvennoe_obsuzhdenie_zakonoproektov.aspx).
Инициаторами законопроекта являются депутаты Жогорку Кенеша КР от фракции «Республика – Ата-Журт».
«Целью поправок является урегулирование правоотношений в сфере осуществления оппозиционной деятельности в Жогорку Кенеше КР, определения парламентской оппозиции в функционировании общества и государства, принципов отношений между коалицией парламентского большинства и парламентской оппозицией, обеспечение Конституционных гарантий деятельности парламентской оппозиции на законодательном уровне». Так указано в справке обоснования.
Проектом предлагается введение в закон новой статьи 17-1 «Право на доступ к средствам массовой информации», где указывается, что «парламентская оппозиция имеет право в установленном порядке, распространять информацию о своей деятельности, не противоречащей законодательству, через СМИ всех форм собственности».
Действующие законы гарантируют членам парламента, в независимости от того, к какой коалиции они относятся, право выражать свою позицию на каналах государственных телекомпаний. Данный порядок регулируется Законом КР «О порядке освещения деятельности ЖК КР в государственных СМИ». Статья 6 гласит, что «государственные телевизионные и радиовещательные учреждения должны по письменному обращению депутатских объединений (фракций и депутатских групп) ЖК КР предоставлять им возможность выступить не более двух раз в год по республиканскому телевизионному и радиоканалу и один раз в три месяца по региональным телевизионным и радиоканалам согласно сетке вещания телевизионных и радиопрограмм». Право на равный доступ к государственным СМИ парламентской оппозиции гарантируется и статьей 17 Закона КР «О регламенте ЖК КР». Кроме этого статья 6 Закона КР «О телевидении и радиовещании» уже «обязывает в информационных блоках представлять информацию об официально обнародованной любым способом позиции всех представленных в органах власти политических сил».
Закон КР «О телевидении и радиовещании» допускает на территории Кыргызской Республики создание телерадиоорганизаций с государственной, муниципальной, общественной, частной и иной формой собственности. При этом частные телерадиокомпании создаются с целью получения собственной прибыли. Конституция КР гарантирует защиту частной формы собственности, поэтому парламентская оппозиция вправе получить доступ к эфиру у частной телерадиоорганизации, но только на возмездной основе и с учетом их редакционной политики. Дополнения, вносимые в Закон КР «О Регламенте ЖК КР», не должны противоречить нормам отраслевому Закону КР «О телевидении и радиовещании».
Кроме этого в законопроекта не уточняется на какой «установленный порядок» ссылаются инициаторы.
Помимо этого, депутаты предлагают запретить: «прерывать теле- и радиопрограммы о деятельности парламентской оппозиции рекламой и другими сообщениями».
Однако законодательством уже предусмотрен конкретный перечень телерадиопрограмм, которые запрещается прерывать рекламой. Так Закон КР «О рекламе» относит к этому перечню:
— детские и религиозные передачи;
— образовательные передачи более чем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 45 секунд;
— радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей;
— передачи, транслируемые в прямом эфире, перечень которых установлен законодательством;
— передачи, продолжительность трансляции которых составляет менее 15 минут;
— передачи, продолжительность трансляции которых составляет от 15 до 60 минут, более чем два раза.
Законодательство допускает прерывать телерадиопрограммы лишь для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в целях оповещения о введении чрезвычайного положения на той или иной территории и о порядке выполнения мероприятий, применяемых в условиях чрезвычайного положения (Конституционный закон КР «О чрезвычайном положении» от 24.10.1998 г.).
Не совсем понятно желание оппозиции запретить «в течение 20 минут до и после трансляции …теле- и радиопрограмм, официальных сообщений и информаций в Интернет-ресурсах … комментировать или оценивать содержание теле- и радиопрограмм о деятельности парламентской оппозиции», поскольку государство гарантирует телерадиоорганизациям самостоятельность и независимость в определении содержания своих программ и передач. Кроме этого согласно Конституции КР деятельность государственной власти является открытой, государственные органы осуществляют свои полномочия в интересах народа и ответственны перед народом, а Законом КР «О телевидении и радиовещании» запрещается вмешательство со стороны государственных органов и их должностных лиц в деятельность телерадиокомпаний.
На основании изложенного, мы полагаем, что для достижения указанной в законопроекте цели нет необходимости в инициировании поправок в Закон КР «О регламенте ЖК КР», а следует реформировать статью 6 Закона КР «О порядке освещения деятельности ЖК КР в государственных СМИ», прописав в ней конкретное количество часов в год, обязательных для выделения государственных СМИ для выступлений и обращений парламентской оппозиции.
Директор по связям с органами власти и корпоративным вопросам в Восточной Европе и Центральной Азии TikTok Сергей Соколов прокомментировал инициативу…
Пекин потребовал от Apple Inc. удалить ряд популярных мессенджеров из китайского магазина приложений. Об этом пишет газета The…
Депутат Чингиз Айдарбеков на заседании комитета по международным делам, обороне, безопасности и миграции Жогорку Кенеша поинтересовался у зампредседателя ГКНБ…
ГКНБ обжаловал решение Административного суда о признании решения Минкульта об удалении материала с сайта «Клооп», а потом и о блокировке «Клоопа»…
В Кыргызстане освободили лишь часть из 11 арестованных журналистов. Международное сообщество выражает обеспокоенность. Комитет по…
В ночь с 17 на 18 апреля ряд мобильных операторов и интернет-провайдеров Кыргызстана ограничили доступ…