На общественное обсуждение 23 декабря 2015 года был предоставлен законопроект «О внесении дополнений и изменений в Закон КР «О Регламенте ЖК КР»
(http://www.kenesh.kg/RU/Folders/31629-Obshhestvennoe_obsuzhdenie_zakonoproektov.aspx).
Инициаторами законопроекта являются депутаты Жогорку Кенеша КР от фракции «Республика – Ата-Журт».
«Целью поправок является урегулирование правоотношений в сфере осуществления оппозиционной деятельности в Жогорку Кенеше КР, определения парламентской оппозиции в функционировании общества и государства, принципов отношений между коалицией парламентского большинства и парламентской оппозицией, обеспечение Конституционных гарантий деятельности парламентской оппозиции на законодательном уровне». Так указано в справке обоснования.
Проектом предлагается введение в закон новой статьи 17-1 «Право на доступ к средствам массовой информации», где указывается, что «парламентская оппозиция имеет право в установленном порядке, распространять информацию о своей деятельности, не противоречащей законодательству, через СМИ всех форм собственности».
Действующие законы гарантируют членам парламента, в независимости от того, к какой коалиции они относятся, право выражать свою позицию на каналах государственных телекомпаний. Данный порядок регулируется Законом КР «О порядке освещения деятельности ЖК КР в государственных СМИ». Статья 6 гласит, что «государственные телевизионные и радиовещательные учреждения должны по письменному обращению депутатских объединений (фракций и депутатских групп) ЖК КР предоставлять им возможность выступить не более двух раз в год по республиканскому телевизионному и радиоканалу и один раз в три месяца по региональным телевизионным и радиоканалам согласно сетке вещания телевизионных и радиопрограмм». Право на равный доступ к государственным СМИ парламентской оппозиции гарантируется и статьей 17 Закона КР «О регламенте ЖК КР». Кроме этого статья 6 Закона КР «О телевидении и радиовещании» уже «обязывает в информационных блоках представлять информацию об официально обнародованной любым способом позиции всех представленных в органах власти политических сил».
Закон КР «О телевидении и радиовещании» допускает на территории Кыргызской Республики создание телерадиоорганизаций с государственной, муниципальной, общественной, частной и иной формой собственности. При этом частные телерадиокомпании создаются с целью получения собственной прибыли. Конституция КР гарантирует защиту частной формы собственности, поэтому парламентская оппозиция вправе получить доступ к эфиру у частной телерадиоорганизации, но только на возмездной основе и с учетом их редакционной политики. Дополнения, вносимые в Закон КР «О Регламенте ЖК КР», не должны противоречить нормам отраслевому Закону КР «О телевидении и радиовещании».
Кроме этого в законопроекта не уточняется на какой «установленный порядок» ссылаются инициаторы.
Помимо этого, депутаты предлагают запретить: «прерывать теле- и радиопрограммы о деятельности парламентской оппозиции рекламой и другими сообщениями».
Однако законодательством уже предусмотрен конкретный перечень телерадиопрограмм, которые запрещается прерывать рекламой. Так Закон КР «О рекламе» относит к этому перечню:
— детские и религиозные передачи;
— образовательные передачи более чем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 45 секунд;
— радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей;
— передачи, транслируемые в прямом эфире, перечень которых установлен законодательством;
— передачи, продолжительность трансляции которых составляет менее 15 минут;
— передачи, продолжительность трансляции которых составляет от 15 до 60 минут, более чем два раза.
Законодательство допускает прерывать телерадиопрограммы лишь для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в целях оповещения о введении чрезвычайного положения на той или иной территории и о порядке выполнения мероприятий, применяемых в условиях чрезвычайного положения (Конституционный закон КР «О чрезвычайном положении» от 24.10.1998 г.).
Не совсем понятно желание оппозиции запретить «в течение 20 минут до и после трансляции …теле- и радиопрограмм, официальных сообщений и информаций в Интернет-ресурсах … комментировать или оценивать содержание теле- и радиопрограмм о деятельности парламентской оппозиции», поскольку государство гарантирует телерадиоорганизациям самостоятельность и независимость в определении содержания своих программ и передач. Кроме этого согласно Конституции КР деятельность государственной власти является открытой, государственные органы осуществляют свои полномочия в интересах народа и ответственны перед народом, а Законом КР «О телевидении и радиовещании» запрещается вмешательство со стороны государственных органов и их должностных лиц в деятельность телерадиокомпаний.
На основании изложенного, мы полагаем, что для достижения указанной в законопроекте цели нет необходимости в инициировании поправок в Закон КР «О регламенте ЖК КР», а следует реформировать статью 6 Закона КР «О порядке освещения деятельности ЖК КР в государственных СМИ», прописав в ней конкретное количество часов в год, обязательных для выделения государственных СМИ для выступлений и обращений парламентской оппозиции.
Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда Бишкека в отношении…
Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда г. Бишкек в…
Международное движение Amnesty International призвало власти Кыргызстана снять «необоснованные обвинения» с журналистов Temirov Live и «Айт Айт Десе» накануне…
Ленинский районный суд Бишкека сегодня, 10 октября, огласил приговор по делу 11 бывших и действующих сотрудников издания Temirov Live.…
В Кыргызстане намерены ввести штрафы за клевету и оскорбления в СМИ и интернете. В экспертном…
Предложенный администрацией президента законопроект о наложении штрафов за распространение ложной информации в средствах информации и…