Можно ли журналистам баллотироваться в депутаты ЖК? Если да, то какие ограничения их профессиональной деятельности предусмотрены законодательством КР? Что прописано по этому поводу в Этическом кодексе Журналиста Кыргызстана?
Конституционный Закон «О выборах Президента КР и депутатов ЖК КР» (далее – конституционный Закон о выборах) не содержит запрета на участие журналистов в выборных процессах в качестве кандидата в депутаты ЖК, однако, существуют определенные особенности и ограничения на такое участие.
Журналист в выборном процессе в основном участвует в информационном обеспечении выборов:
А) освещает процесс выборов, то есть осуществляет информирование избирателей о ходе подготовки и проведении выборов. В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 22 конституционногоЗакон о выборах «Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенства кандидатов, политических партий, в них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, политической партии».
Таким образом, если журналист участвует в выборных процессах также и в роли кандидата в депутаты, то ему необходимо четко придерживаться требований этой нормы при подготовке информационных материалов, а именно обеспечить:
— объективность,
— достоверность информационных материалов,
— чтобы они не нарушали равенства политических партий,
— и в них не отдавалось предпочтения какой бы то ни было политической партии».
Вероятнее всего, журналисту, который также является членом определенной партии, будет сложно придерживаться данных требований, и его информационный материал может быть расценен в качестве агитационного со всеми вытекающими из этого последствиями.
Б) Может готовить агитационные материалы политических партий (статьи, видеоролики и т.д.), в этом случае, к агитационному материалу будут применяться требования пункта 2 статьи 27, а именно: «Все печатные и иные агитационные материалы должны содержать наименования и адреса организации (фамилии, имена, отчества и адреса места жительства лиц), изготовившей агитационные материалы, фамилию, имя, отчество лица (наименование организации), заказавшего изготовление данных агитационных материалов, информацию об их тираже и дате их выпуска, а также фамилию, имя, отчество кандидата, уполномоченного представителя политической партии, оплатившего заказ. Распространение агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.»
Помимо вышеуказанного, пункт 17 статьи 22 конституционного Закона о выборах содержит следующие ограничения деятельности журналистов, которые баллотируются в депутаты ЖК:«Журналистам, другим творческим работникам… запрещается вести информационные теле- и радиопрограммы, участвовать в освещении выборов через данные средства массовой информации, если указанные лица являются … кандидатами либо их представителями в соответствии с настоящим конституционным Законом. Данное правило не касается агитационных выступлений указанных лиц при использовании кандидатами бесплатного эфирного времени на каналах государственных и местных телерадиоорганизаций в порядке, предусмотренном статьей 24 настоящего конституционного Закона.»
Вышеуказанная норма касается только теле- и радиожурналистов, и введена с целью избежать введения в заблуждение телезрителей и радиослушателей и возможности злоупотребления своими полномочиями таких журналистов.
Таким образом, если журналист желает участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты, он должен придерживаться следующих требований:
— обеспечить, чтобы его информационные материалы были объективными, достоверными, не нарушали равенства политических партий, и в них не отдавалось предпочтение какой бы то ни былополитической партии;
— обеспечить, чтобы все агитационные материалы, подготовленные им содержали все необходимые реквизиты, в соответствии с требованиями п.2.ст.27 конституционного Закона о выборах;
— не участвовать в освещении выборов, если он является теле- или радиожурналистом, а выступать на телевидении или радио только в качестве представителя своей партии.
Что прописано по этому поводу в Этическом кодексе Журналиста Кыргызстана?
Из сказанного ранее видно, что журналисту будет сложно одновременно выполнять требования, предъявляемые к его профессиональной деятельности и должным образом вести работу в качестве кандидата в депутаты, поэтому, Этическим кодексом журналиста Кыргызстана была введена статья 5 следующего содержания: «Журналист должен воздержаться от членства в какой-либо партии, политической деятельности, работы на государственной службе или в органах местного самоуправления. В противном случае он должен сообщать об этом читателям, слушателям, зрителям».То есть журналист не должен скрывать свое членство в какой-либо партии, более того, он должен открыто сообщить об этом своей аудитории.