«Возможно, за это время те же люди, которые были инициаторами роспуска, начнут «долбать» телевидение, и я уверена, что оно опять превратится в проходной двор, как было раньше, когда любой мог зайти и сказать: “А давай я буду главный, и ты будешь лоббировать мою партию”», — сказала в интервью ВРС Елена Воронина, независимый эксперт, член Наблюдательного совета ОТРК.
ВРС: Как вы прокомментируете инициативу некоторых депутатов о роспуске Наблюдательного совета ОТРК?
Елена Воронина: Складывается парадоксальная ситуация: со стороны парламента исходит угроза развитию общественного телерадиовещания. Депутатов надо вернуть в первый класс, чтобы они поняли, что такое парламентаризм. Я даже не говорю о том, что они хотят распустить Наблюдательный совет, я говорю о том, что сегодня исходит угроза будущим и существующим реформам общественного телерадиовещания именно со стороны парламента, это для меня нонсенс.
Во-первых, если они хотят включить в Наблюдательный совет пять человек от депутатов, то тогда возникает вопрос: каким образом они будут исключать действующих пятерых членов Наблюдательного совета, с какой формулировкой? Сегодня депутаты говорят о том, что декрет – это не нормативно-правовой акт. Но страна живет по большому количеству декретов, тогда давайте изменять все декреты.
Для меня все это выглядит таким образом, что они способствуют дестабилизации. Я вижу, что идет некий конфликт между парламентом и президентом, потому что президент своим указом определила состав Наблюдательного совета. А Наблюдательный совет – это не какие-то шпионы, как говорят депутаты, это люди, которых рекомендовала общественность, различные гражданские институты, академическая, творческая общественность, правозащитное, медийное сообщество, 15 человек прошли открытые, прозрачные процедуры отбора.
Да, реформы требуют времени, нельзя сказать, что с выбором генерального директора у нас сразу появится общественное телерадиовещание. Есть стратегия, она разработана, представлена президенту, общественности, она размещена в различных социальных сетях в Интернете, коллектив ОТРК ознакомлен с этой стратегией. То есть постепенно начинается работа по улучшению контента. Если сравнить со вчерашним днем, как работала, например, новостная служба «Ала-Тоо» и как она сейчас предоставляет новости, — это небо и земля. Есть изменения в лучшую сторону именно в отношении общественного телерадиовещания.
Мне кажется, что люди, которые инициируют так называемые «реформы» путают понятия, что такое — общественное и что такое — мое. Они опять хотят телевидение и радио сделать инструментом своих личных амбиций, интересов. При этом забывают о том, что общественное телевидение — это не политическое, не региональное, не государственное телевидение. Если они действительно хотят служить общественному телерадиовещанию, пусть почитают философию, культуру телерадиовещания других стран, как оно развивается.
Почему депутаты сегодня делают все для того, чтобы опять внести в общество какой-то дестабилизирующий оттенок? Почему они забывают о том, что не так давно говорили, что общественное телевидение нужно? А сегодня через Наблюдательный совет они увидели ненужность общественного телевидения. Хорошо, мы уйдем, распустимся, ни один из членов Наблюдательного совета не будет держаться за это место, потому что это общественная работа, на реформирование общественного телевидения мы тратим много времени как свободного, так и профессионального. Интересно, согласятся ли те люди, которые сегодня инициируют роспуск Наблюдательного совета, работать на этих же началах.
У многих членов депутатского корпуса есть диктатура пессимизма. На мой взгляд, первый звонок о роспуске Наблюдательного совета прозвучал в тот момент, когда один из кандидатов на место заместителя генерального директора не был отобран на эту позицию. Согласно положению «Об общественном телерадиовещании» генеральный директор предоставляет Наблюдательному совету кандидатуры, но совет не проводит выборы заместителя генерального директора. Генеральный директор решил, что этот человек не будет работать в его команде, а он в ответ выводит своих якобы сторонников на площадь в защиту своих личных интересов. Если мы посмотрим, как проходило это событие, то увидим, что среди сторонников не было творческих людей и того коллектива, о котором он говорил. Получается, что люди, которые были не согласны с политикой генерального директора, пошли окольными путями к депутатам.
Начало было положено тогда, когда человек, не отобранный генеральным директором на позицию заместителя, пошел и пожаловался. Давайте сегодня будем отходить от этой культуры: «Всех долой, я самый умный, самый компетентный». Давайте позволим реформам двигаться дальше, давайте дадим коллективу, который выбрал генерального директора и который сегодня уже начинает реализовывать стратегию, время поработать. Еще не прошло полгода с момента выборов генерального директора и начала реализации стратегии по ОТРК.
ВРС: Как вы считаете, к чему может привести роспуск Наблюдательного совета?
Елена Воронина: Если представить, что Наблюдательный совет все-таки распустят, что от этого получит страна и общество в целом? Опять затормозятся реформы, пока организуют новый Наблюдательный совет, опять начнется разработка документов, положений, а народ так и будет получать новости в дозированном объеме. Возможно, за это время те же люди, которые были инициаторами роспуска, начнут «долбать» телевидение, и я уверена, что оно опять превратится в проходной двор, как было раньше, когда любой мог зайти и сказать: «А давай я буду главный, и ты будешь лоббировать мою партию».
Если наши депутаты действительно хотят, чтобы у нас было общественное телевидение и радио, дайте поработать сегодняшней команде ОТРК, дайте реализовать все первые стратегические задачи, которые были разработаны и приняты президентом и журналистским коллектива ОТРК. Сегодня мы видим, что изменения уже есть, а если сейчас мы все это остановим, мы опять останемся в хвосте, и будем регрессировать, а не прогрессировать.
Сегодня на членов совета и так навешали столько ярлыков, что мы не профессионалы и так далее. А вы сами поработайте; легче всего критиковать, а что-то предлагать никто не может. Когда мы говорим нашему сообществу о том, чтобы они пришли и помогли нам, из десятерых приходят только двое и на общественных началах дают нам свою компетенцию, свои мозги. Хорошо, что есть такие люди, которые не хотят ни пиарить, ни афишировать себя, а депутаты, вместо того, чтобы делать что-то дельное, инициируют такие парадоксальные кампании.
Пожалуйста, приходите, работайте. Просто жалко тот ресурс, который у нас есть, — он пойдет в другие, чужие, непрофессиональные руки, и мы опять получим мыльный пузырь. Над нами будет смеяться не только журналистское сообщество соседних стран, но и весь мир: «Раз вы декларировали, что у вас будет общественное телевидение, то давайте делайте его».
Мне кажется, что этой инициативой депутаты просто дестабилизируют ситуацию, и хотят пойти на открытый конфликт и с президентом, потому что президент поддерживает Наблюдательный совет, стратегию, она только за то, чтобы все эти задачи были реализованы. Президент на встрече 3 февраля открыто говорила, что она будет содействовать повышению квалификационного потенциала команды ОТРК, она будет разговаривать с министерствами образования, науки, культуры России, с российскими телевизионными институтами, куда есть хорошая возможность отправлять коллектив на повышение квалификации. У нас в планах развивать телевизионное пространство, будут и каналы «Культура», и «Парламент». Главное — чтобы давали работать и нам, и коллективу, который сегодня говорит о том, что, наконец, прекратились шараханья из стороны в сторону, и они сейчас спокойно работают.
URL: http://bpc.kg/news/12662-16-02-11