Глава Госагентства связи Б.Нурматов
Развитие рынка телекоммуникаций и отрасли информационных технологий в Кыргызстане необходимо предоставить частным компаниям-операторам связи, но при этом необходимо обеспечить честную конкуренцию и направлять их развитие. Причинами экспоненциального развития отрасли телекоммуникаций и вообще информационных технологий во всем мире является либерализация этого рынка, то есть допуск и привлечение частных инвестиций, а также введение института независимых регуляторов, основная цель которых развитие конкуренции на этом рынке.
Развитие рынка телекоммуникаций и отрасли информационных технологий в Кыргызстане необходимо предоставить частным компаниям-операторам связи, но при этом необходимо обеспечить честную конкуренцию и направлять их развитие. Такое мнение выразил в интервью агентству АКИpress директор Государственного агентства связи при Правительстве Кыргызстана Байыш Нурматов.
По его словам, причинами экспоненциального развития отрасли телекоммуникаций и вообще информационных технологий во всем мире является либерализация этого рынка, то есть допуск и привлечение частных инвестиций, а также введение института независимых регуляторов, основная цель которых развитие конкуренции на этом рынке.
Какие проблемы и задачи сейчас стоят перед отраслью телекоммуникаций (ТКМ) и конкретно перед ГАС?
Основная задача — мы должны стараться не быть последними в движении к информационному обществу. Пока не будут в достаточной мере развиты информационные технологии (ИТ) и производительность труда во всех отраслях будет низкой, мы всегда будем отставать. В Кыргызстане основная проблема для развития отрасли ИТ — это развитие инфраструктуры. Цель достаточно простая — полный комплекс услуг связи в каждый дом и каждому человеку. Формулируется просто, но делается очень непросто.
Тут нужно параллельно решать несколько задач. Во-первых, обеспечить большую пропускную способность магистралей. Пока этого не будет, ничего остального не будет. Тут у нас есть достаточно большие успехи. У нас на данный момент нет монопольного оператора в этой области и целый ряд компаний имеет свои магистрали и развивает их. Тем не менее, здесь до окончательного решения задач еще далеко. То есть мы должны иметь хотя бы до районного уровня скоростные магистрали. Вторая задача — последняя миля. Непосредственно довести до абонента весь комплекс услуг. Эта задача по разному решается различными операторами, как сотовой, так и фиксированной связи и операторами передачи данных. Третья задача — это вещание, одно из важных направлений развития электросвязи. Сейчас появились новые технологии цифрового вещания, которые позволят резко увеличить количество телевизионных программ. Нами сейчас разработана небольшая информационная система, которая позволяет видеть и нам, и правительству, и всем остальным как идет развитие транспортной среды.
Кроме этого, перед нами стоит задача, чтобы ведомство имело полномочия регулировать рынок, то есть объективно судить и давать оценку игроков рынка ТКМ. Для этого ничего не нужно изобретать, надо посмотреть и сделать анализ международных норм. Для независимого регулятора, который мог бы выполнять свои задачи и способствовать развитию отрасли и экономики, есть 2 краеугольных камня — финансовая и политическая независимость. В плане финансовой независимости у нас пока вроде все нормально, механизм финансирования у нас идет не из бюджета, а за счет отчислений от операторов связи. Что касается политической независимости, ее необходимо решать в законодательном русле. Если регулятор действует по команде и используется «телефонное право» — это уже не регулятор. В этом плане нужно обеспечить независимость регулятора. Тут можно использовать опыт других стран.
Что значит независимый регулятор и как он может повлияет на развитие рынка ТКМ?
Здесь нужно кое-что разъяснить. В конце 60-х годов 20 века стало ясно, что происходит переход от индустриального общества к информационному. Стали выяснять, на чем так называемое информационное общество будет зиждиться. Информационное общество — это когда в полной мере используются ИТ в деятельности и жизни человека. ИТ могут развиваться только вслед за развитием коммуникационных инфраструктуры. В 70-х годах это стало четко ясно, также стала ясной чрезвычайная важность развития или вхождения страны в информационное общество. В Европе провели многочисленные исследование, в конце 70-х годов эти обсуждения были завершены и результаты оказались интересными. Весь мир обсуждал проблемы. Были проведены мировые конференции, на которых были сделаны выводы и выработаны рекомендации и большинством стран они были выполнены.
Выводы и рекомендации заключались в том, что ни одно государство за счет бюджета не сможет обеспечить масштабное развитие отрасли ТКМ и информационных технологий. В связи с этим была неизбежной либерализация рынка ТКМ и назрела необходимость модернизировать законы о ТКМ, а также ввести институт независимых регуляторов, основная задача которых заключается в способствовании развитию конкуренции на этом рынке. Буквально в 90-х годах прошлого века, так как меняется законодательство, меняется отношение на рынке и мы наблюдаем бум развития отрасли. Если в 70-х годах такие регуляторы были только в США и они имели приоритет в развитии, то в 90-х годах они уже появились и в развитых, и в развивающихся странах. Сейчас уже в 156 странах из 191 стран-членов Международного союза электросвязи (МСЭ) введен институт независимых регуляторов.
Какие результаты? Из-за того что открылся рынок ТКМ, в отрасль были вложены огромные средства частных инвестиций, которые позволили значительно увеличить инвестиции в науку в области ТКМ и ИТ. Очень быстро происходит развитие отрасли, экспоненциальное, думаю, каждый знает как развивается отрасль.
В Кыргызстане первым среди стран СНГ появился независимый регулятор — в 1997 году было образовано Национальное агентство связи. Далее они появились в Грузии, на Украине и других странах. Но, к сожалению, свой статус мы пока не реализовали в полной мере.
В Кыргызстане рынок мобильной связи весьма развит и, насколько я знаю, рынок почти насыщен. Что касается развития Интернета, то его проникновение оставляет желать лучшего. Как это влияет на развитие общества и как можно развивать Интернет в стране, может принудительно?
Принудительно не требуется, как только человек получил возможность приобщиться к Интернету, он начинает ее использовать, так как это хорошая возможность приобщиться к знаниям. Тут проблема, как я и говорил,, высокоскоростного доступа. К сожалению, у нас он развит только в Бишкеке, ну и в небольшой мере в других населенных пунктах. Для развития Интернета нужны высокоскоростные каналы связи, в большинстве населенных пунктах его нет. Раз нет Интернета, бесполезно говорить об электронном правительстве, электронной торговле и тому подобное. Вот для решения этих проблем нам и нужно развивать широкополосный доступ и пропускные способности магистралей.
Может быть есть необходимость в масштабной, национальной задаче по развитию доступа к Интернету в стране. Интернетизации всех школ, обладминистраций и т.д. Для того чтобы развивать производительность труда, как вы говорите, и соответственно экономики.
Ну естественно развитие Интернета прямо влияет на развитие во всех сферах, поэтому это задача очень важная. Но думаю это задача операторов связи. Мы будем проводить анализ возможностей операторов связи. Мы сейчас собираем информацию об оказываемых услугах связи в каждом населенном пункте и мы озадачим каждого оператора в меру его возможностей идти в регионы, а не только в Бишкеке тут толкаться.
Какие меры будут приниматься для того чтобы мотивировать их идти в регионы?
Многие операторы, возможно, хотели бы идти в регионы, но так как там нет магистралей, и поэтому сейчас основная задача — развитие магистралей. Для этого мы сейчас для всех компаний, которые хотя развивать ИТ в регионах, даем зеленый свет. Кроме этого, бесспорно будут такие населенные пункты, где коммерческой выгоды нет. В силу наших географических условий — сложного горного рельефа, строительство инфраструктуры обходится гораздо дороже, чем в странах с равнинной местностью. Поэтому мы в проекте изменения в законы рассматриваем возможность создания своего рода защитного Фонда. И там, где себестоимость выше, чем возможный доход, из этого Фонда оператору будут компенсироваться убытки. Во многих странах такое предусмотрено.
Насколько я знаю, некоторые функции по контролю и развитию ТКМ рынка в Кыргызстане осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций. Не отражается ли дублирование функций на развитии рынка?
Практически во всех странах есть и Министерство и регулятор в области связи. Тут просто необходимо разделение функций, чтобы они не мешали, а дополняли друг друга. У нас есть разделение функций, мы учли опыт других стран. Министерство — это политический орган и оно принимает политические решения в области связи и часто эти решения связаны с интересами государства. Оно обладает законодательной инициативой, ведет международные отношения в области связи. У регулятора нет такой задачи, его задача регулировать рынок, независимо от того государственное предприятие или частное, у него не должно быть ко всем совершенно одинаковое отношение. У нас разные механизмы действий и разные задачи и мы обладаем полномочиями по регулированию рынка. Другой вопрос, когда вновь назначенные люди пытаются перетянуть одеяло на себя.
http://analitika.akipress.org