«Я давно провожу семинары для журналистов в разных странах. Уже не первый раз я встречаюсь с кыргызстанскими телевизионщиками. В отличие от других стран в Кыргызстане меня сразу же берут в оборот, на меня обрушивается шквал вопросов, возникают интересные споры», — отметил ведущий программы «Русские сенсации» на НТВ Павел Селин. В эксклюзивном интервью BPC он рассказал о том, как делать телерепортажи интересными.
Журналист телеканала НТВ Павел Селин и оператор НТВ Станислав Скрипник прибыли в Бишкек для проведения практических семинаров “Специальный репортаж”, организуемых Internews.
В начале интервью Павел Селин отметил, что это его пятый визит в Бишкек. До этого тележурналист снимал в республике сюжет об открытии авиабазы в Манасе, делал специальные репортажи для «Намедни» и новостных программ. Последние два визита были в рамках сотрудничества с организацией Internews, Селин делится своим опытом в тележурналистике с сотрудниками СМИ Кыргызстана на семинарах и тренингах.
«Я давно провожу семинары для журналистов в разных странах. Уже не первый раз я встречаюсь с кыргызстанскими телевизионщиками. В отличие от других стран в Кыргызстане меня сразу же берут в оборот, на меня обрушивается шквал вопросов, возникают интересные споры. На мой взгляд, у кыргызстанцских телевизионщиков есть одна общая черта – у них горят глаза, когда они занимаются любимым делом. Мне нравится работать здесь, кыргызстанские журналисты показывают хороший уровень, и главное, у них есть желание чему-то научиться», — отметил Селин.
Говоря о том, над чем следует поработать кыргызстанским журналистам, Павел Селин посоветовал им быть «менее серьезными». «Главный недостаток журналистов всех стран, особенно постсоветского региона – это излишняя серьезность. Однажды Владимир Шахрин из группы “Чайф” рассказал мне в интервью: “Я очень часто молодым музыкантам говорю: вы чего такие серьезные, как будто ракету строите? Это должно быть удовольствие, немножко игра”. В журналистике то же самое. Несмотря на то, что мы освещаем серьезные темы, надо относиться к жизни веселее».
Селин подчеркнул, что «на любую, даже самую серьезную тему можно сделать интересный, веселый, зажигательный, интригующий телерепортаж». «Когда материал начинают подавать слишком серьезно, то уже на второй-третьей минуте клонит ко сну. Нужно разнообразие. В этом и проявляется профессионализм. Леонид Парфенов ввел в российскую журналистику понятие инфотейнмента, то есть, по принципу, информируя, развлекай. В любом случае телевидение – это шоу, это действие, которое должно заставить зрителя не отрываться от экрана», — отметил журналист НТВ.
«Это как в театре. Если актерский состав умеет держать паузу и работать так, что ни один зритель не кашлянет, значит то, что происходит на сцене, интересно публике, — сказал он в продолжение темы. — В моем понимании среднестатистический зритель – это человек, который приходит уставший с работы домой, включает телевизор и ужинает. Если то, что на экране заставляет его оторваться от еды и просмотреть все десять минут спецрепа, значит, репортаж удался. А для этого как раз таки надо подавать тему веселее».
«Я увлекаюсь неожиданными ходами. Например, в одном из моих фильмов речь идет о румынском лидере Николае Чаушеску, впоследствии расстрелянном. Мы экранизировали историю, о которой все знали, но никто не мог рассказать. У него была любимая собака – черный лабрадор. Он ее настолько любил, что поселил на отдельной вилле с отдельным штатом охраны и обслуги. Когда он хотел видеть любимца, то его привозили к нему на лимузине. Тогда мы наняли лимузин, нашли собаку, и сыграли это, — рассказал Селин. — Я сел в лимузин с огромной тарелкой колбасы и сыра. Первые несколько секунд, когда я рассказывал эту историю, зритель не знал, что я в машине не один, и только на последних секундах этого стендапа, видно, что рядом со мной сидит огромный черный пес, которому я подсовываю тарелку с едой».
О профессионализме в журналистике Павел Селин сказал следующее: «Я и сейчас не чувствую себя большим профессионалом. Очень хочется сделать несколько фильмов, которые давно в планах. Например, о молодежных “движениях несогласных” разных стран. Хочется понять, что заставляет молодых людей идти против течения. В этом есть как позитив, так и негатив, так как многие люди настроены фанатично и по-экстремистски».
Далее Павел Селин подчеркнул: «Безусловно, телевидение не делается единолично. В нашей команде четыре автора или корреспондента, 8 продюсеров, которые помогают в организации съемок, шеф-редактор, старший продюсер, директор и администратор».
Отвечая на вопрос, в каких жанрах тележурналистики сегодня легче всего проявить себя, Селин отметил:
«Есть люди, которым доставляет удовольствие работать в новостях с их безумной гонкой за событиями. Я работал в новостях, в этом есть определенный адреналин. А кто-то предпочитает делать grand reports, это уже больше публицистика. Я думаю, можно выразить себя в любом жанре, который тебе интересен. Сейчас я делаю сорокаминутные фильмы. Мне удается рассказать достаточно много. Лично я сейчас получаю неимоверное удовольствие от проекта, в котором работаю», — заключил Павел Селин.
Павел Селин начинал свою журналистскую карьеру с работы внештатником в новостях на воронежском телевидении. С 1997 года — внештатный корреспондент НТВ в Центральной России, позже — директор Белорусского бюро НТВ. Работал в программе Леонида Парфенова «Намедни», был корреспондентом программ «Сегодня», «Программа максимум», «Главный герой». В настоящее время Павел Селин является одним из авторов программы «Русские сенсации».
URL: www.bpc.kg