«Я не знаю, как в Центральной Азии, но в России увеличивается разрыв между гражданским обществом и СМИ», — сказала Манана Асламазян, Исполнительный директор «Интерньюс-Европа» (Франция) на XI Центрально-Азиатской конференции СМИ, которая проходит в Бишкеке. В своем выступлении она рассказала об особенностях работы тренинг-центров для журналистов.
Выступая на конференции, Манана Асламазян отметила, что потребность в профессиональной переподготовке журналистов будет существовать всегда.
«Мы понимаем пользу образования, понимаем, что технологии быстро меняются, и меняется журналистская профессия. Мы понимаем, что журналистский труд не всегда хорошо оплачивается, из-за чего существует текучесть кадров», — отметила Асламязан.
Далее эксперт рассказала о том, какой тренинг необходим журналистам всегда и какие уроки она вынесла из своей 15-летней работы в области журналистского образования в качестве директора «Интерньюс-Россия», самой большой тренинг-организации в России, которая существовала с 1992 года. Асламазян также добавила, что российский опыт будет полезен для центрально-азиатского региона, так как журналистика в этих странах отличается не радикально, тем более, что страны также являются соседями.
«Во Франции, где я работаю сейчас, в отличии от России проблема переподготовки журналистов решена. Каждая компания платит налоги, часть которых попадает в специальный фонд, который занимается переподготовкой специалистов в любой области. В “Интерньюс-Франция” каждый год все сотрудники проходят бесплатный тренинг в той области, в которой им необходимо усовершенствоваться», — сказала Асламазян.
«Все тренинг-центры существуют за счет иностранных доноров. Как правило, большинство доноров хотят финансировать журналистское образование. Медиа является процессом коллективного труда и самые хорошие журналисты не смогут хорошо работать, если в их компании безграмотный директор или не существует сильного отдела продаж, оператор не знает, как обращаться с техникой и так далее. Следует помнить, что нельзя увлекаться только обучением журналистов, все категории сотрудников СМИ должны проходить обучение», — отметила эксперт.
«Любой тренинг-центр, который занимается переподготовкой журналистов, всегда встает перед стратегическим выбором: что лучше: месячный курс для 12 журналистов, в течение которого они узнают теорию, практику или 10 семинаров по три дня для 120 журналистов, которые получат приблизительные знания? Если вы хотите быть серьезным тренинг-центром и иметь долгосрочную перспективу, необходимо сочетать длительные программы с большим количеством более простых, но более многолюдных программ, что даст возможность выбрать из коротких программ тех перспективных людей, которые готовы к длительным программам», — сказала Асламазян.
Затрагивая тему преподавательских кадров, Асламазян отметила, что первое время тренинг-центры пользовались преподавателями, которые приезжали из-за рубежа, однако и здесь есть несколько негативных моментов.
«Во-первых, это дорого. Во-вторых, они не совсем хорошо понимают наши проблемы. Поэтому все чаще возникает ощущение, что необходимы собственные кадры. Необходимо развивать свой круг тренеров, для этого надо привлекать к работе в качестве тренеров самых активных, профессиональных журналистов при этом, помогая получить им методические навыки преподавания. Именно сочетание собственных и иностранных тренеров дает наиболее хороший эффект», — отметила Манана Асламазян.
В последние годы, по словам эксперта, мода на тематические семинары становится более популярной, уступая простым программам переподготовки.
«НКО, занимающиеся специфическими проблемами, такими, как СПИД и так далее, обвиняют журналистов в непрофессионализме и считают необходимым тематическую подготовку журналистов, которые занимаются в той или иной области. Я согласна, что уровень журналистики оставляет желать лучшего и не всегда работник СМИ может разобраться в изменении климата и время от времени им надо давать тематические знания. Однако мы часто увлекаемся вопросами про “что”, забывая про “как”. Сочетать семинары, где говорят про “что” с обязательными элементами “как”, очень важно для того, чтобы программы были успешными».
Также Асламазян отметила, что в последнее время становятся популярны он-лайн курсы обучения. Однако такая форма обучения значительно дороже обычного семинара и быстро устаревает.
«Он-лайн курсы в странах, где на маленькую телекомпанию приходится один компьютер и доступ к Интернет ограничен, не всегда работает. Я считаю, что он-лайн обучение необходимо, но больший эффект достигается при сочетании простых он-лайн курсов с последующими оф-лайн семинарами и практикой. Не следует уповать, что при помощи Интернет можно охватить образованием всех журналистов в стране», — отметила Асламазян.
Следующий урок, которые вынесла эксперт из своей работы, заключается в том, что «настоящие перемены в стране наступают, если СМИ поддерживаются немедийными организациями, причем работу по укреплению связей между гражданским обществом и СМИ необходимо вести постоянно».
«Я не знаю, как в Центральной Азии, но в России увеличивается разрыв между гражданским обществом и СМИ. СМИ уделяют недостаточно внимания институтам гражданского общества. Видимо потому, что государства не слишком хорошо относятся к НКО. Но я считаю, что идти навстречу друг другу необходимо».
Далее исполнительный директор «Интерньюс-Европа» привела пример из своей практики, когда они собрали вместе деканов факультетов российских университетов с руководителями коммерческих медиа. Однако взаимопонимания между ними не возникло.
«Этот разрыв существует, практики недовольны образованием выпускников, а академики считают, что необходимо, чтобы выпускник журфака хорошо знал историю журналистики, стилистику и так далее. После этой встречи 11 факультетов журналистики России объединились в организацию и решили, что к преподаванию необходимо привлекать больше практиков. В то же время медийные компании стали уделять больше внимания академическому образованию. К примеру, одна из радиостанций России открыла класс на журфаке МГУ. То есть связь практики и академического образования крайне необходима и тренинг-центры должны способствовать диалогу этих сторон», — отметила эксперт.
Манана Асламазян считает, что любые медиа-организации, которые претендуют на лидерство в своей стране, должны идти впереди самих медиакомпаний.
«Тренинг-центр должен понимать все тенденции, модные тренды, новые технологии которые сегодня существуют на медийном рынке. Только тогда тренинг-центр сможет предложить рынку востребованные программы, когда он сам постоянно будет самосовершенствоваться».
«Я согласна с тем, что журналистский труд меняется, и в университетах перестают обучать отдельно теле, радио, Интернет журналистов. Сейчас у доноров существуют виды на новые технологические семинары и доноры просят учить тому, что является новыми технологиями. Конвергенция сильно меняет работу журналистов, поэтому сейчас самой востребованной программой является та, которую мы назвали “универсальный журналист”. То есть сейчас процесс обучения журналистов требует того, чтобы мы их научили, как работать на разных медийных платформах. Универсальность – новое качество современного журналиста и этой универсальности необходимо учить так, чтобы человек понимал разницу между платформами и умел работать на разных платформах одинаково хорошо», — сказала эксперт.
Самым главным уроком Асламазян назвала то, что тренинг-центрам необходимо понимать, что деньги есть не только у иностранных доноров. Объясняя свою точку зрения, она сказала: «Иностранцы приходят и уходят, а нам необходимо продолжать существовать. Задача организации, которая позиционирует себя, как тренинг-центр, вовремя понять, в какой момент в индустрии появились деньги. Понять, за что индустрия может платить и как ее платежеспособность меняется. Это важно для долгосрочной перспективы. В России мы начали брать деньги за образование еще восемь лет назад и начали брать деньги с рекламщиков, а затем и с журналистов».
В конце своего выступления эксперт ответила на вопрос, почему, даже, несмотря на большое количество обучающих семинаров и прочего, журналистика в России все еще находится не на должном уровне: «В России есть около 150 тысяч людей, которые получают зарплату, как журналисты. Если к этому добавить побочные специальности, связанные с деятельностью медиа, эта цифра может дойти до 400 тысяч. За 15 дет работы мы смогли обучить 15 тысяч человек. Это капля в море. Размер страны имеет большое значение, и в этом смысле у стран Центральной Азии большое преимущество. Если сравнить деньги, потраченные на обучение в Армении и в России, то в Армении это один доллар США на одного человека, а в России -сотые части одного доллара. Чем меньше страна, тем эффективнее можно расходовать выделяемые средства и эффективнее получить результат изменения во всем секторе».
«Мой единственный совет – тратить деньги эффективно. В этом смысле не надо смотреть на Россию, а необходимо делать свои выводы из наших ошибок и практики», — заключила Манана Асламазян.
URL: www.bpc.kg
Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда Бишкека в отношении…
Платформа действий медиа Кыргызстана выражает глубокое возмущение несправедливым решением Ленинского районного суда г. Бишкек в…
Международное движение Amnesty International призвало власти Кыргызстана снять «необоснованные обвинения» с журналистов Temirov Live и «Айт Айт Десе» накануне…
Ленинский районный суд Бишкека сегодня, 10 октября, огласил приговор по делу 11 бывших и действующих сотрудников издания Temirov Live.…
В Кыргызстане намерены ввести штрафы за клевету и оскорбления в СМИ и интернете. В экспертном…
Предложенный администрацией президента законопроект о наложении штрафов за распространение ложной информации в средствах информации и…