«Сейчас у вас пытаются регулировать Интернет. Это просто смешно. Конечно, можно отрегулировать Интернет, но это тупиковый путь. Можно отрегулировать восход и заход Солнца, но это не значит, что восходить и заходить оно будет так, как кто-то напишет. Как можно отрегулировать глобальную сеть и зачем это делать?», — такого мнения придерживается известный украинский медиа-специалист Зоя Казанжи, ответившая на вопросы ВРС.
ВРС: Как вы оцениваете состояние медиа-НПО Кыргызстана?
Зоя Казанжи: Сначала необходимо определить, что представляют собой медиа-НПО. Медиа-НПО — это неправительственная организация, которая финансируется любыми структурами кроме государства и направлена на развитие и поддержку медиа-среды, тех людей, которые заботятся о совершенствовании медиа-среды для СМИ и журналистов.
НПО достаточно много в каждой стране, это те организации, которые занимаются проблемами морального плана, преследуют гуманитарную цель и занимаются решением трудностей, на которые не хватает сил у органов власти.
На моих тренингах было около 17 представителей кыргызстанских медиа-НПО – это достаточно значительная сила. В этом плане стоит отметить, что Кыргызстан не проходит путь развития, отличный от иных стран постсоветского пространства. НПО в Кыргызстане представляют собой то же самое, что представляют собой медиа-НПО в Украине, то есть они не лучше и не хуже.
К НПО-организациям относятся по-разному, бытует мнение, что это «грантоеды» — люди, которые живут на гранты. Общество всегда подозревает страны, которые вкладывают деньги в развитие медиа, что они хотят навязать свое влияние. Однако влияние навязывается совершенно другими путями и не такими явными. В этом случае мы сбрасываем со счетов такую вещь, как благотворительность и создание безопасного информационного простора вокруг себя.
Например, я живу очень хорошо, у меня хороший дом, а вокруг у всех все плохо и мои соседи могут у меня в доме разбить окна. Точно также экономически благополучные страны, заинтересованы в том, чтобы их соседи не доставляли им хлопот и не были опасными с точки зрения развития и существования.
Медиа-НПО можно рассматривать как кормушку, а можно, как образовательную программу. К примеру, можем ли мы сейчас заплатить 1 000 долларов за 10 дневное обучение? Нет. Поэтому существуют программы, которые обучают журналистов, как профессионально работать.
Я обучалась, как медиа-консультант за счет средств института Всемирного банка, дальше я работала по заказу грантовых организаций в медиа-образовании. Сейчас в Украине пришло такое время, что я работаю по частным заказам. Так получилось, что мое обучение по грантовым программам дало возможность себя зарекомендовать, усовершенствовать, заняться профессиональным уровнем и мои услуги стали востребованы в медийной бизнес-среде. Сегодня очень сложно сказать, по чьему заказу я больше работаю, грантовых организаций или для бизнеса, то есть издательские дома могут заказать тренера, обеспечить ему достойную оплату, потому что в результате это им приносит дополнительные деньги, когда речь идет о качественной журналистике.
В Кыргызстане та же проблема, что и в Украине. Когда начался резкий, бурный экономический рост, в Украине мы научились делать газету, как бизнес, научились работать с рекламой, у нас хороший дизайнерский уровень. Однако однажды мы поняли, что контент, журналистское наполнение оставляет желать лучшего. Даже есть такая шутка, что в России есть хорошие журналисты, но нет свободы слова, а в Украине есть свобода слова, но нет хороших журналистов.
ВРС: В каких направлениях, по вашему мнению, кыргызстанским медиа-НПО необходимо усилить деятельность?
Зоя Казанжи: Проводя тренинги для медиа-НПО Кыргызстана, я выделила несколько достаточно четких направлений, в которых им необходимо работать.
Во-первых, это понимание, кто мы такие, самоидентификация, что представляет собой журналистское сообщество. Кроме того, в Кыргызстане нет даже статистики: сколько в стране журналистов, какого они возраста, какое у них образование.
Далее, определив, кто мы такие, необходимо определить, кто наша аудитория, на кого мы работаем. В Кыргызстане не существует медиа-измерения аудитории, нет исследований рекламного и потребительского рынка. Только потом можно делать выводы и прогнозировать, на какой стадии мы находимся и куда нам двигаться, потому что, не понимая, что у нас сейчас, мы не поймем, куда идти дальше.
Второй момент — это обучение, переквалификация и повышение квалификации журналистов. Я уверена, что уровень образования на факультетах журналистики в Кыргызстане очень низкий, в Украине он тоже низкий. Кроме того, люди приходят в журналистику необязательно после факультета журналистики, им нужна переквалификация.
В-третьих, когда мы понимаем, что мы умные, мы можем говорить о соблюдении профессиональных стандартов и этических норм.
В-четвертых, — это защита прав, лоббирование законов, создание благоприятной законодательной среды.
В-пятых, это профессиональное признание, то есть награды, конкурсы, мероприятия для журналистов. Плохо, что в Кыргызстане этого нет, государство не готово это поддерживать. Готовы ли сами СМИ это делать и тратить на это деньги? Вряд ли. Тогда остаются медиа-НПО, посредники между донорами и потребителями, СМИ и журналистами.
В Кыргызстане практически нет профессиональных конкурсов, не на что ровняться. При этом стоит отметить, что в жюри такого конкурса должны быть профессионалы, к чьему мнению прислушиваются, то есть конкурс не должен быть ангажирован. Когда журналисту дают грамоту МВД, это означает, что он обслуживает МВД, а не все общество. То есть журналисту стыдно иметь награды, но так не должно быть. Пулитцеровская премия — это признание, а грамота от МВД – это смешно.
Поэтому когда есть национальная премия – это всегда хорошо, это и есть какие-то стандарты, к которым надо тянуться. Журналистский имидж тоже необходимо укреплять, потому что общество плохо относится к журналистам, оно им не доверят и в этом мы сами виноваты. Люди любят ту информацию, которая им полезна, которая им помогает жить, выжить, им не нужны лубочные картинки про жизнь ваших вождей. Они хотят читать о себе подобных — это правило журналистики. Для того чтобы это понимать, необходимо заниматься образованием и самосовершенствоваться.
ВРС: Какой положительный опыт у украинских медиа-НПО могут извлечь кыргызстанские?
Зоя Казанжи: Может быть, потому что это Восток, мне кажется, что в Кыргызстане есть восточная неспешность. Вы раскачиваетесь медленно. Возможно, это от того, что мы ближе к Западу, мне кажется, что украинская сфера медиа-НПО более динамична. Упущенная возможность – это всегда упущенная возможность, мне кажется, на это следует обратить внимание и быть более динамичными.
ВРС: Каким должно быть законодательство, регулирующее работу медиа-НПО?
Зоя Казанжи: Зачастую представители власти говорят журналистам, что уровень журналистики низкий, вот когда работники СМИ научаться писать, станут профессионалами, тогда у них и будут хорошие законы. Однако непринятие стандартных цивилизованных медийных законов никоим образом не должно оправдываться низким качеством журналистики.
Законы, как в Кыргызстане, так и в Украине хороши, потому что мы двигаемся в одном направлении, обе страны подписывали международные конвенции и у нас есть обязательство приводить свои законы в соответствии с европейскими, то есть законодательство у нас хорошее, но вопрос в том, работает ли оно? Парадокс, но самое хорошее медийное законодательство на просторах СНГ в Туркменистане, где оно не работает.
Кыргызстан имеет печальный опыт принятия закона и «О телевидении и радиовещании». Сейчас у вас пытаются регулировать Интернет. Это просто смешно. Конечно, можно отрегулировать Интернет, но это тупиковый путь. Можно отрегулировать восход и заход Солнца, но это не значит, что восходить и заходить оно будет так, как кто-то напишет. Как можно отрегулировать глобальную сеть и зачем это делать?
Мы часто говорим, каким должно быть медийное законодательство, вносятся поправки, но проблема в другом. Она заключается в том, что журналисты Кыргызстана плохо знают свои права и обязанности. В результате, многие из них подвергаются искам, причем, только потому, что они не понимают, что они делают, им не хватает знаний.
Я бы не говорила с точки зрения вменяемости законов, хорошие они или плохие, это ваши дела и вы с этим разберетесь, как и мы разобрались, но речь идет о том, что надо объединяться против внедрения невменяемых законов, и соблюдать те законы, которые есть на территории страны в отношении медиа.
Интервью подготовила Екатерина Иващенко, ВРС
Источник: http://www.bpc.kg/perspective/110-26-11-08
Директор по связям с органами власти и корпоративным вопросам в Восточной Европе и Центральной Азии TikTok Сергей Соколов прокомментировал инициативу…
Пекин потребовал от Apple Inc. удалить ряд популярных мессенджеров из китайского магазина приложений. Об этом пишет газета The…
Депутат Чингиз Айдарбеков на заседании комитета по международным делам, обороне, безопасности и миграции Жогорку Кенеша поинтересовался у зампредседателя ГКНБ…
ГКНБ обжаловал решение Административного суда о признании решения Минкульта об удалении материала с сайта «Клооп», а потом и о блокировке «Клоопа»…
В Кыргызстане освободили лишь часть из 11 арестованных журналистов. Международное сообщество выражает обеспокоенность. Комитет по…
В ночь с 17 на 18 апреля ряд мобильных операторов и интернет-провайдеров Кыргызстана ограничили доступ…