[image: image9.jpg]medta

dBUB opment CBHTBI"





Промежуточный отчет мониторинга СМИ 
во время выборов в Жогорку Кеңеш КР 2020 года
Общественный Фонд «Центр Медиа Развития» подготовил отчет по итогам мониторинга работы СМИ во время парламентских выборах 2020. 
Цель мониторинга и подготовки отчета – информировать общественность о деятельности СМИ при освещении избирательного процесса и определить насколько анализируемые СМИ вели объективное и сбалансированное освещение участников избирательной кампании и их политических платформ. 

Период проведения всего мониторинга: 04 сентября — 04 октября 2020 года (4 недели).
Мониторинг охватывает 12 электронных СМИ страны, 7 информационных интернет-изданий, а также 29 кыргызскоязычных газет (из них 15 региональных), 9 русскоязычных изданий (из них 3 региональных) и 3 узбекоязычные газеты (все они региональные). Сюда вошли как государственные, так и негосударственные и СМИ.
Методика мониторинга основывается на анализе количественных и качественных показателей содержания теле-радио-передач, печатных материалов, материалов на сайтах интернет-изданий, выходивших с 4 сентября по 4 октября 2020 года. Записывался и просматривался эфир телеканалов, радио в – с 07:00 до 10:00 и с 17:00 до 24:00. Прочитывались публикации в печатных СМИ, выходящие из типографий в указанный период. Содержание интернет-изданий мониторинг проводился ежедневно. Мониторинг проводился по методике, где качественные и количественные данные четко разделены на субъекты и объекты, причастные к выборам.
Количественные показатели отражаются: для электронных СМИ в секундах, для печатных изданий в кв.см и интернет-изданий – в пикселях.
Качественные показатели устанавливаются по тону (нейтральный, позитивный, негативный), высказанному в теле-радио-эфире и напечатанному на страницах печатных и в материалах интернет-изданий.
Материалы наблюдений вводились в отформатированные эксель таблицы. В процессе ведения мониторинга обеспечивалась постоянная юридическая экспертиза результатов наблюдений.
В данном отчете представлены результаты мониторинга половины избирательной кампании во время парламентских выборов 2020 года.
Электронные СМИ
Мониторингом были охвачены следующие электронные СМИ:
1. КТРК (Бишкек)
2. Ала-Тоо24 (информационный канал КТРК, Бишкек)
3. 1-радио (относится к КТРК, Бишкек)
4. ЭлТР (госканал, Бишкек)
5. НТС (частный канал, Бишкек)
6. Апрель (ютуб канал, Бишкек)
7. Марал ФМ (частное радио, Бишкек)
8. 7-канал (частный канал, Джалал-Абад)
9. Ош ТВ (частный канал, Ош)
10. Нур ТВ (частный канал, Ош)
11. Ынтымак ТВ (региональный госканал, Ош)
12. Радио Ынтымак (региональное госрадио, Ош)
Все электронные СМИ в своих новостных программах практически ничего не сообщали о предвыборных мероприятиях партий, участвующих в выборах. Больше говорилось о ходе избирательной кампании и деятельности избирательных комиссий, избирательных участков, порядке формирования и изменения списка избирателей, участия в голосовании и т.д.
В телепередачах и новостях высказывалось много критики в адрес партий и их программ, однако СМИ старались не озвучивать названия партий.
Информационных материалов о партиях было мало, преобладали агитационные ролики и сюжеты. При этом, проплаченные партиями сюжеты часто вставлялись в новостные программы без четкого отделения их от новостного блока. На многих каналах, в частности, НТС, ЭлТР, 7 канал, Нур ТВ, агитационные сюжеты вставлялись в середину новостной программы. На всех каналах агитационные блоки вели те же дикторы, что читали новости. Из-за этого зрителям было очень сложно определять, где новостные, а где агитационные материалы. И только в Ынтымак ТВ, агитационный блок вел другой диктор.
Конституционный закон о выборах требует, чтобы информационные материалы, содержащие сведения о зарегистрированных кандидатах, политических партиях, сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, политическими партиями, давались отдельным информационным блоком, без комментариев. 
Но в законе нет положения, согласно которому агитационные материалы не должны вставляться в новостные блоки. Есть лишь требование к обязательному опубликованию реквизитов агитационных материалов: наименование и адрес организации (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства лица), изготовившей агитационные материалы, фамилию, имя, отчество лица (наименование организации, индивидуального предпринимателя), заказавшего изготовление агитационных материалов, информацию о тираже и дате их выпуска, сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, а также фамилию, имя, отчество кандидата, уполномоченного представителя политической партии, оплатившего заказ.
Однако, СМИ и журналисты в своей деятельности руководствуются не только законами, но и этическими нормами. Так, статья 7 Этического кодекса журналиста КР гласит: “Журналист должен воздержаться от создания или участия в создании рекламных материалов. В противном случае он должен сделать все, чтобы рекламные материалы были четко отделены от информационных и аналитических соответствующей рубрикацией или дополнительными указателями (символами), шрифтом и любым иным способом, чтобы коммерческий характер этих материалов сразу стал ясным для читателя, слушателя, зрителя”. Данная норма Этического кодекса нарушалась практически всеми электронными СМИ.
Согласно пункту 4.2.2. Редакционной политики ОТКР на период предвыборной кампании в Жогорку Кенеш КР 2020 года, “в рекламных материалах политических партий, связанных с выборами, нельзя использовать образы, визуальные или речевые, лиц, регулярно ведущих программы новостей и текущих событий. Информационные материалы должны быть четко отделены от агитационных, чтобы не вводить в заблуждение зрителей/слушателей КТРК”. Несмотря на это, на КТРК и Ала-Тоо 24 ведущие информационных передач сами зачитывали агитационные материалы политических партий. Более того, некоторые эфиры информационно-аналитических передач, таких как “Ой-Ордо”, “Ийгилик сырлары” и некоторых других были использованы для предвыборной агитации. Хотя во время передач на несколько секунд появлялась заставка с обязательными реквизитами агитационных материалов, однако, по нашему мнению, это является недостаточным для того, чтобы донести до зрителя агитационный характер передачи, которая длиться больше обычного агитационного ролика. 
Надо отметить, что с программами партий на эл СМИ зрители могли ознакомиться в основном только во время теледебатов, организуемых на КТРК. На этих выборах дебаты проводились раздельно для молодых лидеров партий, женщин кандидатов и лидеров партий. Однако в начале партии, участники дебатов жаловались на формат дебатов - партии могли израсходовать, выделенное для них время на взаимные споры и у них практически не оставалось времени на то, чтобы задать вопрос другим партиям. Хотя и частным каналам была дана возможность организовывать дебаты, но передач в этом формате с их стороны не было.
Стоит отметить 7-канал, Нур ТВ и радио Марал ФМ, которые для лучшего ознакомления населения с программами партий организовали передачи, каждый выпуск которой был посвящен какой-либо партии. Если на телеканалах в программу приглашали представителя партии, то на радио каждую передачу готовили сами журналисты.
Согласно изменениям в Конституционный закон о выборах 2019 года, «в информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях (независимо от форм собственности) сведения о зарегистрированных кандидатах, политических партиях, сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, политическими партиями должны даваться отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, уполномоченными представителями по финансовым вопросам, политическими партиями. В них не должно отдаваться предпочтение какому-либо кандидату или политической партии, не должна допускаться дискриминация какого-либо кандидата или политической партии, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему эфирного времени или печатной площади, отведенной для таких сообщений»
.
Данная поправка таит в себе определенные угрозы для СМИ и интернет-изданий, выпускающих информационный материал о нескольких партиях, а именно требование, что не должна допускаться дискриминация по времени освещения предвыборной деятельности политических партий, объему эфирного времени или печатной площади, отведенной для таких сообщений. Однако, эту норму практически нереально соблюсти, так как СМИ должны предоставить информацию обо всех 16 политических партиях, причем в равном объеме в одном информационном блоке. Возможно, именно это требование привело к тому, что многие СМИ не размещали информационные материалы о политических партиях, так как у них не было данных по всем 16 партиям.  
Работа госканалов заметно отличалось от работы частных СМИ. Хотя отношение государственных СМИ к освещаемым событиям в основном было нейтральным, в эфире КТРК, Ала-Тоо24, ЭлТР, Ынтымак ТВ и 1-радио преобладала информация о партии “Биримдик” - в основном из-за большого количество агитационных роликов и сюжетов (ниже график упоминаний партий в целом в КТРК и Ала-Тоо24).
[image: image1.png]KTPK

Arta-MekeH

Bup 6on

Bupumaunk

ByTyH KbiprbiactaH
BeTepaHbl BOMHbI
BamaHgaw
KbiprbiactaH

MekeH blHTbIMarb!
MekeHuM Kbiprbiac. ..
Mekerunn

Opao

Pecny6nuka
Pedopma

Couman JeMmokpatbl
YoH kasar

bliimaH Hypy

B nosut

5000

B Hentp [0 Herar

10000

15000

20000




[image: image2.png]Ana-Too24

YNoMyUHWHaHVE NapTuil B LieSIoM

Arta-MekeH

Bup 6on

Bupumaunk

ByTyH KbiprbiactaH
BeTepaHbl BOMHbI
BamaHgaw
KbiprbiactaH

MekeH blHTbIMarb!
MekeHuUM KbIprbia. ..
Mekerunn

Opao

Pecny6nuka
Pedopma

Couuan [lemMokpa...
YoH kasar

bliimaH Hypy

B nosut

o

2500

B Hentp [0 Herar

5000

7500

10000

12500




Другими наиболее упоминаемыми партиями были: Кыргызстан, Мекеним-Кыргызстан, Ата-Мекен, Республика и Бир бол.
На государственных каналах в период выборов было очень много позитивных материалов о деятельности главы государства и правительства.
Работа частных радио и телеканалов Марал ФМ, Нур ТВ, ОшТВ и НТС мало отличалась от работы государственных каналов. Разве что в них меньше было сюжетов о деятельности Президента и Правительства КР и меньше агитационных сюжетов и роликов. Но на всех каналах преобладали агитационные материалы партий, чаще всего: Биримдик, Кыргызстан, Мекеним-Кыргызстан, Ата-Мекен, Республика и Бир бол. Для примера, ниже приведен график упоминаний в целом партий на канале Ош ТВ:
[image: image3.png]OowTB

YNoMyUHWHaHVE NapTuil B LieSIoM

Arta-MekeH

Bup 6on

Bupumaunk

ByTyH KbiprbiactaH
BeTepaHbl BOMHbI
BamaHgaw
KbiprbiactaH

MekeH blHTbIMarb!
MekeHuUM KbIprbia. ..
Mekerunn

Opao

Pecny6nuka
Pedopma

Couuan [lemMokpa...
YoH kasar

bliimaH Hypy

o

B nosut

B Hentp [0 Herar

2000

L

4000

6000




Ютуб канал Апрель ТВ отличался резкой своей субъективностью в отношении определенных партий и частым использованием оценочных слов, иногда и ненормативной лексики.
На 7 канале было заметно предвзятое отношение к определенным партиям. О партиях Кыргызстан и Бүтүн-Кыргызстан канал наиболее часто давал негативные материалы, взятые из интернет-сайтов (в передаче “Сайтка саякат”). Например, ошибки на баннерах партий, история со спикером Д.Джумабековым, когда тот вручил роженице деньги, обвинение экс-замминистра К.Асанова в незаконном обогащении и т.д. При этом ведущие читали тексты как собственные, не ссылаясь на источник информации.
Интернет сайты
Объектом мониторинга были самые посещаемые и популярные информационные интернет-ресурсы страны:
1. 24.kg
2. kaktus.media
3. super.kg
4. aki.kg
5. argument.kg
6. knews.kg
7. kabar.kg
Большинство сайтов старались соблюдать все требования конституционного закона выборов, освещать тему выборов сбалансировано, объективно. Тон в основном был нейтральным, хотя в некоторых случаях было заметно предвзятое отношение интернет-издания к определенным политическим партиям, чаще всего негативное.  
Стоит отметить, что сайты на этих выборах, в отличие от предыдущих старались давать подробный анализ состава каждой политической партии и их предвыборной деятельности. В качестве примера приводим упоминание политических партий в информационных материалах на сайте 24.kg:
[image: image4.png]24 Kl

YnomuHaHue napTuii B UHgopM-aHarn. nporpaMmax

Arta-MekeH

Bup 6on

Bupumaunk

ByTyH KbiprbiactaH
BeTepaHbl BOMHbI
BamaHgaw
KbiprbiactaH

MekeH blHTbIMarbl
MekeHuUM Kbiprbia. ..
Mekerunn

Oppgo

Pecny6nuka
Pedopma

Couman lemokpa...
YoH kasar

bliimaH Hypy

B nosut

B Hentp [0 Herar

5,0E+6

1,0E+7




Все агитационные материалы имели выходные данные, однако агитационные материалы не на всех сайтах четко отделялись от основной информационной ленты.
Работа сайта argument.kg резко выделялась среди других сайтов. В освещении выборов он отличался своей несбалансированностью и резкой субъективностью. Многие материалы этого сайта, чаще всего негативного тона, можно было отнести к скрытой агитации, т.к. в них имеются явные признаки агитации, но нигде не упомянуто, что они оплачены из избирательного фонда какой-либо партии.
Газеты
Как и на всех предыдущих избирательных кампаниях прессу страны по характеру освещения выборов можно было разделить на три группы:
1-группа. Газеты, которые старались по минимуму касаться темы выборов, публикуя в основном только официальные сообщения и агитационные материалы. При этом, количество агитационных материалов в этих изданиях было незначительно. К этой группе относятся практически все региональные издания, а также Леди.кг, Супер-инфо и МК-Азия.
2-группа. Газеты, относящиеся к этой группе, готовили и собственные материалы о выборах, в то же время в них публиковалось много агитационных материалов. В целом выборы они освещали нейтрально, не было явных признаков предпочтения к какой-либо политической партии. Это такие издания, как Кыргыз туусу, Вечерний Бишкек. В качестве примера дается график упоминания политических партий и других участников избирательного процесса в газете Кыргыз туусу.
[image: image5.png]Kblprei3 Tyycy

YNoMyUHWHaHVE NapTuil B LieSIoM

Arta-MekeH

Bup 6on

Bupumaunk

ByTyH KbiprbiactaH
BeTepaHbl BOMHbI
BamaHgaw
KbiprbiactaH

MekeH blHTbIMarb!
MekeHuUM KbIprbia. ..
Mekerunn

Opao

Pecny6nuka
Pedopma

Couuan [lemMokpa...
YoH kasar

bliimaH Hypy

—

B nosut

500

B Hentp [0 Herar

1000

1500

2000

2500




[image: image6.png]Kblprei3 Tyycy

YnomuHaHue Apyrnx y4acTHUKOB VI36I/IpaTeJ'IbHOTO. ..

Mpe3ngeHt KP
MpasutenscTeo KP
MecTHas BnacTtb
LIMK/TUK

Maptun

Mexa. coobuiectso
'p. obLiectBo
paxnaHe

CMU

Bb160pbI-2020

B nos.

500

B neit. [ Her

1000

1500

2000

2500




3-группа. Это газеты, которые не скрывали своего предпочтения к определенным политическим партиям, все или большинство их материалов эмоционально окрашены, используется все богатство языка в оценке (позитивно и негативно) партий, информация не сбалансирована, этические нормы не соблюдаются. Ярким примером такого издания является газета Де-факто+.
[image: image7.png][e-dakTo +

YNoMyUHWHaHVE NapTuil B LieSIoM

Arta-MekeH

Bup 6on

Bupumaunk

ByTyH KbiprbiactaH
BeTepaHbl BOMHbI
BamaHgaw
KbiprbiactaH

MekeH blHTbIMarbl
MekeHuUM Kbiprbia. ..
Mekerunn

Oppgo

Pecny6nuka
Pedopma

Couman lemokpa...
YoH kasar

bliimaH Hypy

B nosut

—

o

500

B Hentp [0 Herar

1000

1500

2000

_

2500




[image: image8.png]medta

deve opment cemer




Общественный Фонд «Центр Медиа Развития, 
Тел.: (996312) 663006, 663009, 663013, Факс: (996312) 663006
� П.3 ст.22 Конституционного закона КР «О выборах»





11

[image: image9.jpg]