



## ОТЧЕТ МОНИТОРИНГА ПЕЧАТНЫХ СМИ КЫРГЫЗСТАНА

Общественный Фонд «Центр Медиа Развития» проводит мониторинг печатных СМИ  
Кыргызстана 2015г.

Период: МАЙ 2015

Эксперты: Мамбеталиев К.  
Жумагулов С.  
Джаныбаева А.  
Абдыкеримова Н.

**Цель мониторинга** – сохранение доверия к прессе со стороны общества, повышение ответственности печатных СМИ КР в деле формирования общественного мнения.

**Задачи мониторинга** - анализ публикаций по следующим аспектам: отход от этического кодекса журналистов, от принципов социальной толерантности, допущение случаев нетерпимости, нарушения законодательных норм, давление на СМИ, преследования журналистов, расследования криминала, конфликты, скандалы, столкновения, территориальные споры, международные отношения, судопроизводство, соотношение формы содержанию, требования к жанрам, рубрикам и публикациям в печатных СМИ.

### **Печатные СМИ, включенные в мониторинг:**

**Русскоязычные** газеты Кыргызстана ( 9 газет):

«Слово Кыргызстан», «Вечерний Бишкек», «Дело №», «Деньги & Власть», «Новые Лица», «Объектив», «Общественный рейтинг», «МСН», «Мегаполис».

**Кыргызскоязычные** газеты (17 газет):

«ЭРКИН ТОО», «Кыргыз туусу», «Алиби», «ФАБУЛА», «Асман плюс», «Ачык саясат plus», «АЗИЯ news», «Айат», «Айбат», «Асаба», «De-Факто», «Жаны Агым», «Жаны ОРДО», «Кабар юг тв», «МАЙДАН.kg», «Мекен инфо», «Супер! инфо»

**Всего – 26 газет** (на русском – 9, на кыргызском – 17)

Из них 20 – еженедельные, 4 – два раза в неделю, 2 – три раза неделю.

### **Предмет анализа:**

1. Нарушения норм Этического кодекса журналистов Кыргызстана
2. Этническая, религиозная, языковая нетерпимость, региональная конфронтация
3. Международные отношения, территориальные споры, приграничные стычки
4. Криминал, конфликтные ситуации, скандальные события

5. Нарушения норм законодательства Кыргызстана, судопроизводство
6. Журналистские расследования, давление на СМИ, преследования журналистов
7. Соответствие внешнего оформления внутреннему содержанию
8. Жанры, рубрики, публикации, требования к печатным СМИ

## 1. Этический кодекс и законодательство

### Нарушения норм Этического кодекса журналистов КР

Газеты «Слово Кыргызстана» (01.05.2015), «Де-Факто» (01.05.2015), «Дел №» (06.05.2015) «Айбат» (10.05.2015) опубликовали результаты проверки по фактам, изложенным в обращении «Вечернего Бишкека» под заголовком «Скверное время водителя и телохранителей», которое было адресовано на имя президента республики от 17 апреля 2015 г. Речь в обращении шла о том, что Ф.Ниязов, И.Илмиянов и Э.Мамбеталиев оказывают давление на суд. Президент поручил провести Генпрокуратуре и ГКНБ проверку этого. Проверка установила, что у «Вечернего Бишкека» нет подтверждающих документов, источник информации не установлен. *Это свидетельствует о том, что газета «Вечерний Бишкек» в своем публичном обращении допустила нарушение статьи 18 ЭКЖ, где предписано «воздерживаться от цитирования анонимных экспертов».*

Газета «Деньги и Власть» (08.05.2015) опубликовала материал под названием «БОТ может стать супергероем», где речь идет о экс-премьере О.Бабанове, который якобы может быть втянут в круговорот, моделируемых извне. Газета сообщает, что разыгрывается схожий с Украиной сценарий, что дирижирует этим процессом временный американский посол Майлз, что инструкции и финансы передаются «надежным людям» подальше от Бишкека. *Эта информация от указанной газеты идет вразрез со статьей 10 ЭКЖ, где указано на необходимость четкого отделения друг от друга фактов, суждений и предположений.*

В газете «Новые Лица» (14.05.2015) в статье «Кто стоит за скандалом вокруг «Вечерки» (автор С.Бегунова) напечатан со ссылкой на сайт «Маалымат.кг» приводятся слова редактора этого сайта Дайырбека Орунбекова - «пусть русские. Узбеки и корейцы убираются, не топчут святую кыргызскую землю». *В данном случае налицо нарушение статьи 6 ЭКЖ, где указано на недопустимость использования журналистом СМИ слов, которые содержат в себе пропаганду национальной нетерпимости. Сайт не входит в разряд СМИ, подлежащих ответственности перед законом, поэтому нарушение допущено именно автором газеты Светланой Бегуновой, которая допустила информацию, не подлежащую публичному распространению. Это есть также нарушение статьи 23 Закона о СМИ, где содержатся пункты о запрещении распространять материалы, нарушающие нормы гражданской и национальной этики, а также пропагандировать национальную нетерпимость к другим народам и нациям.*

Аналогичное нарушение содержится в публикации газеты «Объектив» (14.05.2015), которая поместила на своих страницах слова одного из лица из социальной сети «Фейсбук». Вот эти слова - «В силу многонациональности и отсутствия народ образующей нации (узбеки не нация)

Узбекистан развалится. Половина Узбекистана - это исторически кыргызские земли». *Здесь также очевиден факт нарушения указанных выше норм ЭКЖ (статья 6) и Закона о СМИ (статья 23).*

Газета «Искра» (21.05.2015) перепечатала интервью с Аскармом Акаевым, которое он дал редактору газеты «Жаны Ордо» Б.Назаралиеву. Здесь он говорит, что американцы не смогли ему простить открытие российской авиабазы в Канте, что они действовали через Розу Отунбаеву, которая является агентом США. Они дали поручение устранить меня от власти. В течение 10 лет я не говорил об этом. Посольство США открыто начало свои подлые действия в мой адрес. *Газеты нарушили статью 10 ЭКЖ, где предписано отделять друг от друга «факты, суждения и предположения». В данном контексте слова Акаева представлены как истина, не требующая доказательств. Также не исполнена норма статьи 2 ЭКЖ, где журналисту предписано противостоять попыткам исказить информацию.*

Указанное интервью Акаева перепечатано с переводом на русский язык в газете «Деньги и Власть» (29.05.2015). Здесь обнародованы «признания» экс-президента о сделке по Кумтору, он сказал, что инициаторами этой сделки были Чынгыз Айтматов и Насирдин Исанов. Также он сформулировал вопрос, звучит он дословно так: «Ваш президент (Атамбаев) смог обеспечить функционирование заводов, купленных на сворованные грантовые средства, которые нашел я?» *В отличие от указанных выше газет «Деньги и Власть» через свои комментарии четко отделила друг от друга факты, суждения и предположения, приведя доказательство того, что Акаев много лет работал с международным мошенником Б.Бирштейном, который привел к нам инвестора для Кумтора. Редакция своими комментариями продемонстрировало противостояние попыткам исказить информацию, что рекомендовано статьей 2 ЭКЖ.*

Газета «Объектив» (28.05.2015) опубликовала материал из «Фейсбука», где имело место словесная перепалка между руководителем телеканала ОТРК И.Карыпбекова и представителя молодежного движения «Жаны муун» А.Турдукулова, который заявил оппоненту следующее - требую от вас извинений, если нет, то вызываю на мужской разговор, поговорим теперь с кулаками, оскорбления от ваших шавок не готов терпеть. *Обнародование подобного диалога идет в разрез ЭКЖ, где сказано, что «журналист не должен сводить личные счёты через СМИ» (статья 22), а также «не должен наносить ущерб своим коллегам, должен уважать их честь и достоинство» (статья 23).*

Газета «Вечерний Бишкек» (29.05.2015) сообщила о деталях критического обсуждения в Жогорку Кенеше информационной политики ОТРК, где депутат Б.Кадыров отметил, что телеканал допускает мировоззренческие нарушения, а депутат А.Сасыкбаева заявила, что на телеканале отмечены злоупотребления свободой слова, что там нет сбалансированности, что иногда сюжеты и новости подаются с особой агрессией и определенным интересом.

Газета «Эл деми» (01.05.2015) разместила на всю полосу статью «Былыр Ысык-Көлгө 5 миллион эс алуучу келсе, быйыл андан көп келээри күтүлүүдө» («Если в прошлом году Иссык-Куль посетило 5 миллионов туристов, то в этом ожидается еще больше»). С первых строк автор взялся хвалить правительственных и местных чиновников, называя всех их по фамилиям, за высокую готовность к туристическому сезону. А ведь уровень сервиса в этом курортном регионе пока еще оставляет желать лучшего. Тем самым издание нарушило требование Этического кодекса журналиста, статья 7-я которого гласит: «Журналист должен воздерживаться от создания или участия в создании рекламных материалов. В противном случае он должен сделать все, чтобы

*рекламные материалы были четко отделены от информационных и аналитических соответствующей рубрикацией или дополнительными указателями (символами), шрифтом и любым иным способом, чтобы коммерческий характер этих материалов сразу стал ясным для читателя, слушателя, зрителя».*

Такое же нарушение допущено в газете «Кыргыз Туусу» (19.05.2015), где на целой полосе размещена статья под названием «Көгүлтүр Ысык-Көл» с логотипом санатория («Голубой Иссык-Куль»). Корреспондент рассказывает о видах лечения, об условиях проживания и т.п. Следом идет интервью руководителя санатория, которая перечисляет об услугах, которые предоставляет санаторий «Голубой Иссык-Куль». Причем статья сопровождается различными фотографиями, включая общий вид курортного учреждения. Одним словом, рекламный характер статьи не вызывает споров.

В газете «Эгемен» (14.05.2015) опубликована политическая сатира по поводу перебранки между президентами Атамбаевым и Каримовым, имевшей место 8 мая в Москве. Автор Т. Алымбеков описал это происшествие в стихотворной форме как словесную дуэль двух президентов. Однако фраза, вложенная при этом автором в уста президента Узбекистана Ислама Каримова, не выдерживает никакой критики и грубо нарушает все нормы журналистской и общечеловеческой этики. Вот цитата в оригинале: «Чунки 1,5 млн өзүмбек алты жүз та ишак, миң кочирди ойкыртып кирип кеганимизда ондайды көрмаган Итлердин йүреги түшүп, уу ичип елдилар эле ку...» Вот её перевод на русский язык: «Потому как когда мы, 1,5 млн самостий-узбеков (вариант: «суверен-узбеков») вломились на шестистах ревущих ишаках и тысяче мулов, ничего подобного дотоле не выдавший Итлер ведь насмерть перепугался и покончил с собой, выпив яду». (Частный случай неологизма «өзүмбек» построен на игре слов «өзбек», то есть «узбек», и «өзүмбек», то есть некий человек, считающий себя самостийным, суверенным, мы, дескать, сами с усами – прим.пер.). Этот сатирический пассаж грубо нарушает Этический кодекс журналистов КР (ЭКЖ КР): «6. Недопустимо использование журналистом средств массовой информации в ущерб интересам общества, правам человека и гражданина, для пропаганды войны и насилия, расовой, национальной, половой, региональной, религиозной, сексуальной, социальной нетерпимости».

Газета «Супер-инфо» (14.05.2015) целую полосу посвятила вопросам насилия над детьми под названием «Атасы беш айлык баласын мууздап өлтүрүп, анан өз жанын кыйган» («Родной отец зарезал пятимесячного ребенка, затем покончил с собой»). В данной публикации автор описывает, каким жестоким образом родной отец убил своего ребенка, затем совершил самоубийство. Вначале приведём несколько эпизодов из оригинала статьи: «25 жаштагы жаран өзүнүн беш айлык уулун ашкана бычагы менен мууздап салган. Андан соң өзүнүн колунун күрөө тамырын жана тамагын кескилеп, натыйжада кансырап каза тапкан» («25-летний гражданин сначала зарезал кухонным ножом своего пятимесячного ребенка. Затем перерезал себе вены на руке и яремную вену на шее, в результате чего умер из-за потери крови»); «Көргөндөр баласынын башы үзүлөйүн деп, ары-бери шылкылдап баратканын көрүшкөн» («Свидетели видели едва не оторвавшуюся голову его сына, которая болталась из стороны в сторону»). «Тынымсыз ыйлаган баласын соорото албай, аракка тойгон атасы күч менен төрт айлык ымыркайды шкапка чаап салган» («Не сумев успокоить своего непрерывно плачущего ребенка, вдрызг пьяный отец изо всех сил ударил четырёхмесячного пладенца об шкаф»). Далее автор перечисляет множество фактов

жестокости обращения с детьми. Здесь обращает на себя внимание то обстоятельство, что издание грубо нарушает нормы журналистской и человеческой этики, согласно которым недопустимо смакование подробностей таких тяжких преступлений, как убийства, описание пыток и других жестоких видов обращения. Таким образом, нарушена следующая статья ЭКЖ: *«Журналист должен воздержаться от поведения, которое может нанести вред или ухудшить физическое и психологическое состояние жертв преступлений, несчастных случаев и чрезвычайных происшествий, а также их родственников и близких»*. Вместе с тем, газета нарушила ещё одну статью Этического кодекса журналистов КР: *«6. Недопустимо использование журналистом средств массовой информации в ущерб интересам общества, правам человека и гражданина, для пропаганды войны и насилия, расовой, национальной, половой, региональной, религиозной, сексуальной, социальной нетерпимости»*.

Газета «Фабула» в своём номере от 29.05.2015 опубликовала статью под названием «Апандинин баласынын жоруктары» («Приключения сына Апанди») с коллажом, где герой статьи Алмаз Кадыркулов сидит на осле. Учитывая то обстоятельство, что фольклорный герой Апанди (в литературном кыргызском языке – Апенди) является ярко выраженным сатирическим персонажем, выбор действующего лица для обыгрывания в коллаже уже говорит об изначальной цели его использования в качестве мишени для насмешек. Так что заголовок и коллаж уже выходят за рамки этических норм, априори вызывая неприязнь читателей к персоне Кадыркулова. В тексте говорится о том, что Кадыркулов занял должность руководителя Фонда госимущества путем фальсификации документов. При этом приводится ряд примеров, каким именно образом тот якобы этого достиг. В то же время автор проигнорировал элементарное требование *статей 10 и 17 ЭКЖ Кыргызстана, где соответственно говорится, что «Факты, суждения и предположения должны быть четко отделены друг от друга» и что «Точки зрения оппонентов должны быть представлены сбалансированно»*.

**Нарушение норм законов Кыргызской Республики «О средствах массовой информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики»**

Газета «Вечерний Бишкек» (15.05.2015) дала в качестве опровержения сведения, которые были опубликованы в этой газете 01.11.2013, 27.06.2014, 08.07.2014 и 03.04.2015. Речь шла о господине Борисе Воробьеве - экс-директоре театра русской драмы им. Ч.Айтматова. По его иску к газете суд установил, что сведения, опубликованные газетой, не соответствуют действительности. *Опровержение дано на основе статьи 17 Закона «О СМИ», где предписано публиковать подобное в обязательном порядке в случае установления «не соответствия действительности» сведений, обнародованных СМИ.*

Газета «Кабар ТВ» (08.05.2015) посвятила целую полосу так называемому «Ошскому миллионеру», главе Ошской областной таможни Раиму Матраимову. Все выступившие в один голос называют его коррупционером. Вот несколько примеров из статьи: «Матраимовдун кызматта калуусунун күчү эмнеде? Топтогон пулунда экени жалганбы?» («На чём основано то, что Матраимов остаётся на своей должности? Разве секрет, что все в деньгах?») - так говорит известный деятель Азимбек Бекназаров. «Мына ушундай коррупциялык бийликке Раимге



окшогон «акча жасагычтар» негизги тармактарды башкарып отурушат» («У этой коррупционной власти основными сферами управляют люди типа Раима, «делатели денег», - вторит Бекназарову другой политик, Асан Бектуров. Таким образом, издание нарушило целый ряд норм Закона о СМИ КР и Этического кодекса журналистов КР, в том числе норму *гражданской и национальной этики, что регулируется статьей 23 Закона о СМИ КР, а также статьей 20 Закона о СМИ КР, которые прямо предписывают проверять достоверность своих сообщений, а также статьи 10 и 17 ЭКЖ Кыргызстана, где соответственно говорится, что «Факты, суждения и предположения должны быть четко отделены друг от друга» и что «Точки зрения оппонентов должны быть представлены сбалансированно».*

Такое же нарушение **отмечено** в газете “Жаңы Ордо” (22.05.2015) в заметке под названием “Баардык жерде Тайырдын кулагы көрүнөт” (“Везде торчат уши Тайыра”). В ней говорится, в частности, о том, что Тайырбек Сарпашев продал сыну депутата квартиру в строящемся доме, однако сын депутата до сих пор не оформил квартиру на себя. В конце издание делает такой вывод: “Тыйындуу жердин баарында Сарпашевдун кулагы көрүнүп жаткандыктан, коррупция менен күрөшкөн башкы прокуратура Өкмөттүн биринчи орун басарын да дыкат иликтесе көп нерсе чыкчудай”. (“Поскольку везде, где крутятся большие деньги, торчат уши Сарпашева, то, если бы борющаяся с коррупцией Генеральная прокуратура тщательно расследовала и первого заместителя (главы – прим.Т.Т.) Правительства, многое бы вылезло наружу”). Эта заметка от начала до конца построена исключительно на предположениях и суждениях, что является нарушением целого ряда норм Закона о СМИ КР и Этического кодекса журналистов КР, в том числе *статьи 20 Закона о СМИ КР, которая предписывает проверять достоверность своих сообщений, а также статьи 10 ЭКЖ Кыргызстана, где соответственно говорится, что «Факты, суждения и предположения должны быть четко отделены друг от друга».*

В газете “Фабула” (15.05.2015) размещена заметка под названием «Жорулардын жортуулубу?» («Налет «стервятников?»), в которой говорится о начале предвыборной кампании лидеров партии «Ата-Журт – Республика» Бабанова и Ташиева следующим образом: «Казактан катын алып, баш тырмашкан бажалардын саясый ишмердүүлүгүнө ичи чыккандар деле жокко эсе» («Да почти и нет таких, кто был бы доволен политической деятельностью свояков, женившихся на бабах-казашках и почёсывающих себе голову»). Это лишь один пример из данной заметки, которая уже своим заголовком и тем более содержанием нарушает ряд положений Закона о СМИ КР и Этического кодекса журналистов КР, в том числе норму *гражданской и национальной этики, что регулируется статьей 23 Закона о СМИ КР, а также соответствующую статью ЭКЖ КР: «6. Недопустимо использование журналистом средств массовой информации в ущерб интересам общества, правам человека и гражданина, для пропаганды войны и насилия, расовой, национальной, половой, региональной, религиозной, сексуальной, социальной нетерпимости».*

## 2. Резонансные публикации

### Этническая конфронтация и языковые проблемы

Газеты «Айбат» (08.05.2015) и «Деньги и Власть» (08.05.2015) передали официальную информацию от управления Ошской городской милиции о том, что имеют место анонимные

телефонные звонки в милицию, содержание которых касается сферы межэтнических отношений, говорится, мол, в таком-то месте идет раздача оружия местным гражданам, в таком-то месте началась драка между узбекской и кыргызской молодежью. Милиция все эти сигналы проверяет с выездом на место, но информация оказывается ложной.

Газета «Вечерний Бишкек» (20.05.2015) сообщила о ситуации в Оше, где сотрудники правоохранительных органов задержали группу иностранцев, у которых были проблемы с документами. Они оказались гражданами США, Канады, Швеции, Бразилии, Кореи и Украины, состоящими в общественном фонде христианско-протестантского движения «Культура и традиция». Правоохранительные органы полагают, что они могли своими действиями спровоцировать межнациональный конфликт, поэтому они отправили их в Бишкек, откуда решением суда их следует депортировать.

Газета «Вечерний Бишкек» (22.05.2015) опубликовала материал под названием «Дружинники-каратели» (автор Нарын Айып), где ставится под сомнение деятельность народной дружины «Кырк чоро», которая своими рейдами вызывает опасения, а властные структуры ей потакают. Эти дружинники в оголтелой форме хвалят апрельскую революцию и втаптывают в грязь всех, кто в чем-то где-то усомнится. Автор сравнил их со штурмовиками Гитлера, которые в 1920-х годах насаждали идеи национал-социализма. Он полагает, что виновата в таких вещах сама власть, которая не может навести порядок в обществе законными методами. В этом же номере газеты помещена статья под названием «Дал по морде гею - уже герой?» (автор Ольга Дядюченко), где спрашивается, до какого предела могут пойти эти активисты, если их не остановить. Автор отмечает, это есть стремление внедрить экстремистскую форму управления обществом с националистическим уклоном, также она отметила реплику спикера кыргызского парламента о том, что сегодня очень нужны такие организации как «Кырк чоро».

### **Религиозная нетерпимость**

Газета «Майдан» (20.05.2015) дала информацию, что в мечети села Кок-Серек Ала-Букинского района верующие вступили в конфликт, разделились на две стороны. Имам мечети призвал не присоединяться к секте «Орда», ему возразили сторонники этой секты, которая запрещена в России и Казахстане.

Газета «Общественный рейтинг» (21.05.2015) дала интервью с заведомом Госкомиссии по делам религий КР Б.Осмоновым, где он заявил, что дела по организации «хаджа и умры» надо вернуть в ведение государства, под кураторство вице-премьера по социальному блоку, и создать штаб из представителей государственных органов и гражданского сектора.

В этой же газете (номер от 28.05.2015) опубликовано интервью с Евгением Сатановским (Институт Ближнего Востока, Москва). Он особо отметил следующее: «С точки зрения исламизма Киргизию вряд ли удастся спасти, потому что в стране работают организации, которые даже в Саудовской Аравии запрещены. Число исламистских организаций здесь исчисляется сотнями, поэтому Киргизия является одной из слабых звеньев на постсоветском пространстве. Не случайно Катар и Саудовская Аравия пару лет назад открыли здесь свои посольства. Основным плацдармом для организации «центральноазиатской весны», то есть свержения правительства Узбекистана - это как раз Киргизия». Относительно ситуации в регионе ЦА он сказал, что вся пограничная с Туркменией полоса захвачена исламскими боевиками, в связи с чем туркменские власти

скапливают на границе всех, кого только могут. Также дана информация, что судья из Ошского горсуда Р.Кожомкулов будет отвечать за «либерализм» к террористам, ему теперь придется объяснять Совету судей, почему он не рискнул запретить те террористические организации, которые известны всему миру в качестве таковых.

Газета «Дело №» (27.05.2015) опубликовала материал под названием «Террористы запрещены официально», где сообщается, что теперь в Кыргызстане будут сажать за связь с такими организациями, как «Фронт ан-Нусра», «Катибат аль-Имам Бухари», «Жаннат Ошиклари». Такое решение принял Ошский городской суд, установив запрет на деятельность указанных организаций.

### **Регионализм**

Газета «Искра» (06.05.2015) дала заметку с цитатой из высказываний премьер-министра Т.Сариева. После прихода к власти К.Бакиева, в 2005 году, когда начался процесс оголтелого захвата земель со стороны сторонников этого президента, он встал на защиту этих земель в Чуйской области и решительно заявил так - «Чуйские земли захватили сарты, выгоним отсюда ошан».

### **Международные отношения**

Газета «Дело №» (06.05.2015) опубликовало результаты проведенного в Кыргызстане социологического исследования. Опрос проводился от американской неправительственной организации «Международный республиканский институт». 57 % респондентов считают, что для нашей страны экономическое сотрудничество с США несет угрозу. Относительно сотрудничества с Россией в таком смысле высказался всего лишь 1 %.

Газета «Вечерний Бишкек» (06.05.2015) опубликовала интервью с Дэниэлом Розенблюмом (заместитель помощника госсекретаря США), который сказал, что они право Кыргызстана войти в ЕАЭС, но выражают беспокойство в том смысле, чтобы это не создало проблем при выполнении международных обязательств Кыргызстана в рамках Всемирной торговой организации.

Газета «Искра» (06.05.2015) поместила материал под интригующим заголовком «Атамбаевский верный кадр Сапар Исаков имел «секретную» беседу с посольством США», где оглашена конфиденциальная информация, посол США Т.Гэллер сообщает, что господин С.Исаков в свое время заявил экс-руководителю администрации президента М.Садыркулову о своем несогласии относительно закрытия американской авиабазы в Манасе. Посол сообщает, что С.Исаков аргументировал свою позицию тем, что «русские не выполняют свои обязательства, они, как это было ранее, не сдержат своих слов».

Газета «Вечерний Бишкек» (12.05.2015) напечатала интервью с Эркином Мамкуловым (экс-посол Кыргызстана в Украине), где он заявил так: «Атамбаеву следовало бы пересмотреть свою половинчатую и непоследовательную позицию по Крыму. Кыргызстан не только должен выступить в поддержку территориальной целостности Украины, но и недвусмысленно признать факт аннексии Крыма Россией, руководство которой допустило нарушение основополагающих принципов международного права». Газета «Вечерний Бишкек» (13.05.2015) опубликовала материал под названием «Кыргызстан, отдай 120 тысяч долларов». Речь идет о том, что поступило письмо от руководства Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, где



сказано о том, чтобы Кыргызстан возвратил сумму в 120 тысяч 974 доллара, использование которых ничем не подтверждено и не соответствует критериям предоставления финансирования.

Газета «Объектив» (14.05.2015) дала информацию о полемике в Москве между двумя президентами - И.Каримовым и А.Атамбаевым. О полемике сообщили российские информагентства, кыргызский лидер, говоря о Великой Отечественной войне, отметил, что «те, кто забывает прошлое, поплатится в будущем», на это узбекский лидер сказал, что «Атамбаев как будто упрекает кого-то, что необязательно другим повторять то, что кто-то считает обязательным». Атамбаев прервал его замечанием, что высказывает свое мнение, Каримов ответил, что это «мнение мы давно уже знаем». На этом полемика была исчерпана. Газета сопроводила эту информацию дискуссией из Фейсбука, дав этому заголовок «Выходка башкармы».

Газета «Общественный рейтинг» (14.05.2015) опубликовала обращение к послу Германии в КР от руководителя федерации пауэрлифтингу КР Б.Керимбекова, который сообщил, что с 22 апреля спортсмены не могут попасть на прием в консульский отдел посольства для получения визы по той причине, что запись туда запланирована на 2 месяца вперед. Виза им нужна для участия на чемпионате мира, который пройдет в Швеции в период с 19 по 23 мая, возможность представлять Кыргызстан имеют два спортсмена.

Газета «Объектив» (28.05.2015) сообщила о подписании Президентом КР Указа «О 100-летию трагических событий 1916 года», где дано поручение определить «достойное место национально-освободительного восстания 1916 года в истории страны и его роль в возрождении кыргызской государственности». Это сообщение сопровождается статьей профессора О.Ибраимова о восстании 1916 года, где сказано о том, как на заседании Государственной думы царской России была назначена специальная «Комиссия по расследованию дел, связанных с волнениями в Туркестане летом 1916г года и их жестокого подавления внутренними войсками». Возглавил ту комиссию Александр Федорович Керенский (в тот момент лидер парламентской фракции трудовиков, оппонент императора Николая Второго). Этот политик, которого современники называли «гением русской свободы», стал защитником восставших кыргызов. Для сбора материала он приезжал в Ташкент и Самарканд. Он представил русской общественности полную информацию о событиях того года. Его отчет в стенах Государственной думы произвел потрясающий эффект. Это имело место 16 декабря 1916 года. Речь Керенского нанесла удар по царскому самодержавию. Он сказал о том, что «карательный отряд, состоящий из трех видов - пехоты, артиллерии и кавалерии, начальник отряда отдал приказ сжигать по пути все туземное население, были уничтожены старики и старухи». Депутаты заявили, что это есть «позор русского оружия, есть преступление, за которое надо наказать виновных». Началось судебное расследование. Премьер-министром России тогда был Б.В.Штурмер, это он принял решение о мобилизации туземцев на тыловые работы.

В газете «Эгемен» (14.05.2015) опубликована заметка под названием «АКШ элчилигине «сырдуу жүктүн» экинчи партиясы келет» («В посольство США поступит вторая партия «тайного груза»). Она построена не на фактах, а на сплошных предположениях и суждениях. Приводим несколько примеров: «Ар кандай маалыматтарга караганда, ал «сырдуу жүк» 20, 50, 100 долларлык майда купюралар болушу мүмкүн. Же курал-жарактар да болушу мүмкүн деген

божомолдор айтылган» («По разным данным, этот «тайный груз» может содержать мелкие купюры в 20, 50, 100 долларах. Были выдвинуты также предположения, что там может быть оружие»). «Же булар чындап эле Кыргызстанда Украина сценарийин кайталоонун камын көрүп атышабы?» («Или же они и в самом деле готовятся повторить в Кыргызстане украинский сценарий?»). Это является нарушением статьи 20 Закона о СМИ КР, которая прямо предписывает «проверять достоверность своих сообщений».

### **Территориально-земельные споры**

«Вечерний Бишкек» (в номерах от 06.05.2015 и 13.05.2015) напечатал статьи под заголовками «Земельный вопрос без ответа», «Достук» и раздор» (автор А.Касыбеков), где речь идет о споре вокруг застройки в микрорайоне «Достук». Граждане выразили протест на решения судебных органов относительно сноса их домов. Первомайский райсуд отменил решение Первомайской районной администрации о выдаче гражданам 28 участков под индивидуальную застройку. Верховный суд вынес решение о сносе этих застроек. Жители оказали сопротивление судебным исполнителям, не позволив им выполнить свои функции. Они решили отложить снос на более поздний срок. Правозащитники призвали рассмотреть обоснованность решения судьи о сносе, они намерены добиться возврата этого дела на дополнительное рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Газета «Деньги и Власть» (08.05.2015) озвучила слова депутата ЖК И.Кармушкиной, которые она сказала (по информации от газеты) на заседании Жогорку Кенеша 7 мая этого года. Слова такие - «многие депутаты в свое время выкупили по 10 га земли и сейчас потихоньку распродают, а мы теряем драгоценную землю». Имена этих депутатов не указаны.

Газета «Ачык саясат» (08.05.2015) опубликовала обращение на адрес Генпрокурора от жителя Бакай-Атинского района К.Жээналиева, он пишет, что потратил полжизни на освоение заброшенного оврага у села - выровнял, провел сюда арык, посадил здесь 1135 саженцев, 105 кустов смородины, 750 тополей. Теперь обратился в отдел регистрации, чтобы получить документ на это место, на что глава этого отдела Э.Учкемпиров заявил, что еще в 2001 году зарегистрировал это на свое имя, он предлагает купить землю за 400 тысяч сомов.

«Вечерний Бишкек» (15.05.2015) опубликовал доводы двух сторон, противостоящих в споре о застройке у магазина «Комфорт». Вопрос этот не решается уже много лет, несколько раз доходил до Верховного суда, но возвращался назад. Бишкекский горсуд вынес решение в пользу жителей, которые против застройки на этом месте. Которое входит в разряд зеленой зоны, где застройки запрещены. Застройщик (ОсОО «Ак-Чуй») заявляет, что имеет на руках все разрешительные документы. В сложившейся ситуации Верховный суд никак не может вынести окончательного решения.

Газеты «Азия ньюс» (21.05.2015) и «Деньги и Власть» (22.05.2015) опубликовали материалы против депутата ЖК К.Самакова, его обвиняют в том, что он незаконно приобрел в собственность огромные площади земли в Чуйской области, речь идет о 134 гектарах в Лебединовском, 100 гектарах в Байтикском и 28 гектарах в Кара-Жыгачском аил-окмотах. В общей сумме это составляет 262 гектара. Цель была в том, чтобы осуществить их перевод (трансформацию) в категорию «земли населенных пунктов» с последующей реализацией. Газета сообщила, что по

этим фактам было возбуждено уголовное дело, 15 мая К.Самакова арестовали, но спустя 6 дней выпустили под домашний арест. Следствие продолжается.

Газета «Айбат» (22.05.2015) опубликовало информацию главы агентства Госархитектуры Т.Мамбетова относительно нарушений норм земельного законодательства со стороны Ишенбая Кадырбекова (ныне член Центральной избирательной комиссии). Есть решение Бишкекского горкенеша о том, что в черте города жителям допускается выдаче участка земли в размере не более 8 соток. Господин И.Кадырбеков получил 12 соток.

Газета «Дело №» (27.05.2015) сообщила, что против экс-мэра Бишкека Наримана Тулеева готовится еще одно уголовное дело по факту махинаций с земельным участком. Речь идет о территории в 46 соток, где ранее располагалась конечная троллейбусная остановка в 6 микрорайоне. При продаже стоимость этого участка была занижена на 9 миллионов сомов.

### **Приграничная ситуация**

Газета «Айат» (14.05.2015) дала информацию, что 12 мая сего года узбекские пограничники в Баткенском районе, у села Согмент открыли огонь по трем кыргызским гражданам, которые везли овощи из соседней территории, один из них погиб от пули.

### **3. СМИ и Власть**

В мае события вокруг газеты «Вечерний Бишкек» и рекламной компании «Рубикон» оставались в числе наиболее обсуждаемых тем на страницах изданий. Необходимо отметить, что в этом вопросе издания заняли две противоположные позиции: лояльные власти газеты («Фабула», «ПолитКлиника», «Эгемен») критиковали руководство «Вечерки» в том, что оно в свое время служило интересам семьи Бакиевых, - тогда как оппозиционные («Мезгил Ньюс», «Жаңы Ордо», Кабар ТВ»), напротив, печатали материалы, обвиняя власти в давлении на свободу слова и рейдерском захвате популярного издания и прибыльного предприятия «Рубикон».

### **Журналистские расследования**

«Вечерний Бишкек» (01.05.2015) опубликовал материал под названием «Фарид Ниязов предсказал «махалово» еще в сентябре» (автор Р.Приживойт), где она комментирует свой телефонный разговор с советником президента КР Ф.Ниязовым.

Газета «Дело №» (06.05.2015) напечатала статью О.Новгородцевой под заголовком «Ясновидящая... Что это - безумие отдельных людей или массовый психоз?». Речь идет о персоне Бубу Мариям, известной общественности своей 10-томной книге «Айкол Манас дастаны», которая была создана на основе ее медитаций и галлюцинозных встреч с призраком Жайсаном, якобы первым сказителем эпоса «Манас». Книга эта вызвала шквал критики со стороны сторонников классического варианта «Манаса», которые выступили против попыток фальсифицировать каноны народного эпоса. Автор статьи делает реалистические выводы в том русле, что «чудо случается, если в него верить» (имеются в виду периодические «полеты в мир иной» Бубу Мариям), что «все это было бы смешно, когда бы не было так грустно» (это ирония на мистику и абсурды).

Газета «Азия ньюс» (14.05.2015) опубликовала материал К.Жунушбаева под названием «Ошский аэропорт управляется безграмотными свояками, крестными детьми и подругами». Руководитель службы безопасности Ошского аэропорта Д.Токтогонов выступил на заседании парламентской фракции «Ата-Мекен» с разоблачительным сообщением о ситуации, сложившейся в аэропорту, где сложилась система кумовства и порочной круговой поруки.



Газета «Дело №» (20.05.2015) опубликовала на двух полосах материал под названием «Глобальный распил. Наконец-то из бюрократических недр начала просачиваться информация о том, куда на самом деле тратят зарубежные гранты кыргызстанские чиновники и НПО». Речь идет, как выразилась газета, о «грантах-подарках, которые не нужно возвращать, по которым не нужно платить проценты, судьба которых для общественности остается тайной». За период с 2007 по 2012 год (за 5 лет) страна получила в виде грантов (сюда не входят кредиты) 507 миллионов 544 тысячи долларов.

Газета «Азия ньюс» (21.05.2015) опубликовала материал К.Кадыралиева под заголовком «Когда закончатся игры баловня власти Орозобека Нусувалиева?». Речь идет о персоне директора СЭЗ «Бишкек», деятельность которого проверила Счетная палата и обнаружила факт незаконного использования им суммы в 7 миллионов 770 тысяч сомов.

Газета «Эл деми» (15.05.2015) опубликовала статью-расследование под названием «Бийлик өкүлдөрү менен жер сатуучу “шылундар” табакташ» (“Представители власти и “махинаторы”, перепродающие земельную недвижимость, - сотрапезники?”). Речь в публикации идет о махинациях в вопросе выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Со ссылкой на жителей новостройки издание несколько раз упоминает имена известных политических деятелей – О.Текебаева, О.Бабанова, Т.Мадылбекова, А.Салымбекова и К.Исаева, которые якобы занимаются посредничеством в купле-продаже земельных участков. Вот как звучат подзаголовки из данной статьи: “Бизди Текебаев “крышавать этет” (“Нас крышует Текебаев”), “Крышабыз Ак үйдө, Башпрокуратурада отурат” (“Наша “крыша” сидит в Белом доме, Генпрокуратуре”). Однако при этом издание не предоставило слово вышеназванным деятелям, тем самым прямо нарушив *статью 20 Закона о СМИ КР, которая прямо предписывает проверять достоверность своих сообщений, а также статьи 17 ЭКЖ КР: «Точки зрения оппонентов, в том числе тех, кто стал объектом критики журналиста, должны быть представлены сбалансированно».*

### **Давление на СМИ**

В газете «Вечерний Бишкек» (29.05.2015) опубликована статья под названием «Время расставит все по местам» (автор К.Мамбеталиев), где говорится о фактах давления со стороны про-властных структур на учредителя газеты А.Кима.

### **Судебные иски на СМИ**

«Вечерний Бишкек» (01.05.2015) сообщила, что редактор дунганской газеты «Хуэймин бо» Зульфия Сухуза подала в суд на депутата ЖК Бахадыра Сулайманова (он председатель Ассоциации дунган Кыргызстана). Причина иска в том, что он незаконно уволил ее с должности редактора газеты. Благодаря ей тираж газеты увеличился с 2800 до 3400 экземпляров. Суть конфликта в финансовых вопросах - редактор пыталась выяснить, почему не оприходываются суммы, поступающие в ассоциацию от меценатов, почему председатель единолично распоряжается деньгами ассоциации и газеты.

«Вечерний Бишкек» (08.05.2015) сообщила, что Эркин Мамбеталиев подал судебный иск на издательский дом «Вечерний Бишкек» с требованием защитить его честь, достоинство, деловую репутацию компенсировать ему моральный ущерб.

Газеты «Вечерний Бишкек» (13.05.2015) и «МСН» (15.05.2015) сообщили, что Аламудунский районный суд начал рассмотрение иска Генпрокуратуры против журналиста Д.Орунбекова по защите чести и достоинства президента КР А.Атамбаева. Адвокат журналиста заявил, что они подали ходатайство о том, что Генпрокуратура не является надлежащим истцом, президент является дееспособным лицом, поэтому может защищать свои честь и достоинство самостоятельно.

Газета «МСН» (15.05.2015) сообщила, что юристы «Вечернего Бишкека» готовят судебные иски против «ОТРК», «5 канала» и «Пирамиды» за телевизионный спецрепортаж под названием «Бизнес на лжи».

Газета «Жаны Агым» (21.05.2015) заявила, что судья Калыбаев в скрытой и незаконной форме присудил в пользу А.Рябушкина 400 миллионов сомов.

Газета «Айбат» (22.05.2015) сообщила, что по иску И.Кадырбекова Свердловский райсуд принял решение взыскать с редакции указанной газеты в пользу истца 30 тысяч сомов, а также 10 тысяч в пользу государства.

Газеты «МСН» (29.05.2015) и «Вечерний Бишкек» (29.05.2015) сообщили о том, что в Свердловском райсуде Бишкека начался судебный процесс по иску к «Вечернему Бишкеку» от Эркина Мамбеталиева, он требует взыскать в свою пользу 50 миллионов сомов за причинение ему морального вреда.

#### **Расправа над авторами**

Газета «Айбат» (29.05.2015) поместила с анонсом на первой полосе материал под заголовком «Жаныш Бакиев и прежние сотрудники силовых структур подозреваются в совершении покушения на журналиста Сыргака Абдылдаева». Нападение на журналиста имело место 3 марта 2009 года, он получил тяжелые увечья, после чего был вынужден бежать из страны. Следствие по этому уголовному делу Военная прокуратура завершила 26 мая 2015 года и передала материалы в военный суд Бишкекского гарнизона.

#### **4. Факты и События**

##### **Криминал**

Газета «Дело №» (06.05.2015) сообщила, что по факту расстрела представителя ОПГ Д.Сапарбаева предъявлено обвинение А.Казакову, который был задержан очевидцами на месте преступления.

«Вечерний Бишкек» (08.05.2015) сообщила о том, что сотрудники Сузакского РОВД задержали администратора АЗС по подозрению в убийстве пенсионерки, труп которой с признаками насильственной смерти был обнаружен в пригороде Джалал-Абада.

Газета «Азия ньюс» (14.05.2015) сообщила, что в Бишкеке сотрудники милиции под руководством полковника А.Козубаева при проведении обыска в частном доме обнаружили героин в объеме 21 килограмма.

«Вечерний Бишкек» (22.05.2015) опубликовало материал под названием «Заказ на разбой», где говорится о том, каким образом водитель богатой иностранки организовал ее ограбление. Сотрудники Первомайского РУВД нашли заказчика и исполнителя этого преступления.





«Вечерний Бишкек» (29.05.2015) напечатала материал о факте изнасилования ученицы третьего класса из Базар-Коргонского района. Милиция установила, что преступление совершил 22-летний сосед девочки, его обнаружили и задержали в Бишкеке, где он скрывался в одной из частных гостиниц.

### **Конфликты и скандалы**

«Вечерний Бишкек» (06.05.2015) поместил в сбалансированном виде материал по проблеме энергоснабжения. Эксперт Р.Умбеталиев заявил, что руководство ОАО «Электрические станции» нанесли государству ущерб на 35 миллионов сомов. По его словам, ОАО продало энергию по 5 тыйынов, потом купило ее по 5,61 сому. Заместитель гендиректора ОАО А.Кайбалиев опроверг расчеты эксперта, отметив его неквалифицированность. На заседании Совета обороны президент Атамбаев сказал, что на поддержку энергосектора за последний год из госбюджета выделено 10 миллиардов сомов, но состояние отрасли остается критическим.

Газета «Деньги и Власть» (08.05.2015) сообщила, что омбудсмена Б.Аманбаева обвиняют в коррупции за период его работы в должности директора рекламно-коммерческого агентства НТРК (Национальной телерадиокорпорации). В 2008 году Счетная палата установила, что без ведома руководства компании были занижены утвержденные расценки и тарифы за размещение рекламы.

Газета «Деньги и Власть» (08.05.2015) дала информацию с заседания парламентского комитета, где депутат ЖК М.Расулов спросил у главы Национального центра по предупреждению пыток Б.Рыспекова, какая сумма была выделена центру в 2014 году и сколько граждан они защитили от пыток. Ответ был таким - выделено на год 12 миллионов 321 тысяча сомов, возбуждено 6 уголовных дел, 1 прекращено, в суд передано 5 дел.

«Вечерний Бишкек» (08.05.2015) обнародовало позицию Гражданского совета по контролю судебной системы, который выступил против внесения изменений в Конституцию Кыргызстана. Совет призвал президента и парламент отказаться от внесения изменений и дополнений в Основной закон страны, отметив, что это может привести к узурпации власти и создать основу для повторения событий марта 2005 и апреля 2010.

Газеты «Айат» (07.05.2015), «Айбат» (08.05.2015), «Вечерний Бишкек» (08.05.2015) и «Дело №» (13.05.2015) сообщили, что в Оше арестован Кенеш Мырзакматов (старший брат экс-мэра Оша Мелиса Мырзакматова). Он обвиняется в том, что вместе с подельниками совершил махинации с теми квартирами, которые предназначались для пострадавших в июньских событиях 2010 года.

Газета «Общественный рейтинг» (14.05.2015) сообщила о результатах аудита, проведенного Счетной палатой в СЭЗ «Бишкек», которая выявила, что 2013 году здесь имел место необоснованный сбор взносов на сумму в 7 миллионов 779 тысяч сомов, без согласования с уполномоченным государственным органом оказана спонсорская помощь отдельным министерствам и ведомствам. За период аудита гендиректором СЭЗ «Бишкек» являлся О.Нусувалиев. Он остается на этом посту по сей день.

«Вечерний Бишкек» (29.05.2015) дал сбалансированную информацию о конфликтной ситуации в Центризбиркоме КР. Член ЦИК И.Кадырбеков заявил, что имеют место факты нецелевого использования бюджетных средств председателем ЦИК Т.Абдраимовым, которые в

свою очередь заявил, что у И.Кадырбекова имеются проблемы с законодательством, на него готовятся возбудить уголовное дело, он хочет позиционировать себя в роли пострадавшего за правду.

Газета «Деньги и Власть» (29.05.2015) дала комментарий относительно гибели в автоаварии сына начальника отдела Госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями Руслана Умарова. Он заявил следующее: «У меня есть доказательства коррупционных преступлений в Генпрокуратуре и ГКНБ. Я их подозреваю в гибели сына». Газета отмечает, что есть основания полагать, что транспортное средство незадолго до автокатастрофы было выведено из строя преднамеренно.

### **Интервью**

В газете «Эл деми» (01.05.2015) размещено интервью общественного деятеля И.Кадырбекова под названием «Мамбетовдун деңгээли төмөн, айланасында түшүнүгү жоктор отурат» («У Мамбетова низкий уровень, а его окружение состоит сплошь из бездарей»), в котором Кадырбеков несколько раз называет директора Госагентства по строительству и архитектуре Турдубека Мамбетова непрофессионалом, а его окружение бездарными людьми. Затем Кадырбеков критикует фракцию «Ар-Намыс» за то, что она выдвигает на государственные посты коррупционеров и невежественных людей. Здесь нарушена такая норма ЭКЖ КР: *«Точки зрения оппонентов, в том числе тех, кто стал объектом критики журналиста, должны быть представлены сбалансированно»*.

В газете «Мезгил ньюс» (14.05.2015) опубликовано интервью (кстати, эта газета делает упор в основном на жанр интервью) с председателем партии «Мекенчил» Тороханом Жунусбековым. Обращает на себя внимание заголовок: «Президент маселени ортомчулар аркылуу чечет» («Президент решает вопросы через посредников»). Жунусбеков, критикуя политику президента Атамбаева, подчеркивает: «100 млн доллар Жер-Үйдө жаткан алтындын 1 пайызына да жетпейт. Бийлик болсо парага жана жеке кызыкчылыктагы үлүшкө алданып, чыккынчылык жол менен Орусия жараны Бажаев аттуу адамдын компаниясына карматты» («100 млн долларов не составляют даже 1 процента золотого запаса Джер-Уя. Власть же, купившись на взятку и своекорыстно обманутая долей в своём личном интересе, предательским путем отдала его компании некоего Бажаева, гражданина России»). Здесь допущено нарушение следующих положений ЭКЖ КР: *«10. Факты, суждения и предположения должны быть четко отделены друг от друга» и 17: «Точки зрения оппонентов, в том числе тех, кто стал объектом критики журналиста, должны быть представлены сбалансированно»*.

Издание «ПолитКлиника» (28.05.2015) поместила на своих страницах продолжение интервью с известным военным экспертом, бывшим секретарем Совета безопасности КР Аликом Орозовым «Себеп жаралса, аны «персона нон грата» деп жарыялоо зарыл» («Если возникнет повод, его нужно объявить «персона нон грата»). Относительно дипломатического груза США эксперт утверждает, что не сомневается в том, что этот груз сомнительный («Бул жүк мандемдүү»). Продолжая свою мысль, Орозов отмечает, что «вместо запланированного посла в Бишкек прибыл временный представитель, большой специалист по развалу государств Ричард Майлз». Здесь явно нарушение *статьи 20 Закона о СМИ КР, которая прямо предписывает проверять достоверность своих сообщений, а также положения ЭКЖ КР: «10. Факты, суждения и*

*предположения должны быть четко отделены друг от друга». После таких высказываний, по канонам жанра интервью, журналисту следовало бы задать эксперту встречный вопрос о том, какие тот имеет доказательства того, что груз предназначен для неких “сомнительных” целей, а также о том, что Майлз прибыл в Кыргызстан именно с миссией “разваливать государство”.*

Газета «Де-Факто» (01.05.2015) опубликовало интервью с мэром Бишкека К.Кулматовым. Он заявил, что у него «и в мыслях нет стать преемником главы государства Атамбаева».

Газета «Искра» (06.05.2015) дала интервью с Азимбеком Бекназаровым, он отметил, что «Текебаев без зазрения совести говорит «мы отдали власть Атамбаеву», будто он отдал деньги из своего кармана, это считается нарушением закона».

Газета «Искра» (06.-5.2015) дала интервью с членом Национального оппозиционного движения У.Ботобековым, который заявил, «может случиться так, что за ошские события Атамбаев ответит перед судом в Гааге».

Газета «Майдан» (06.05.2015) дала интервью с членом Национального оппозиционного движения А.Турдукуловым, он заявил, что «Атамбаев после 2017 года намерен управлять государством через Жогорку Кенеш, которым овладеет его партия СДПК».

Газета «Общественный рейтинг» (07.05.2015) опубликовало интервью с лидером парламентской фракции СДПК Ч.Турсунбековым, где он сказал, что «аферистам открыли дорогу бывшие руководители нашей страны, они не просто открыли дорогу, а непосредственно создали условия для них».

«Вечерний Бишкек» (08.05.2015) поместил интервью с исполнительным директором Ассоциации инвесторов СЭЗ «Бишкек» Ахунбаем Кошоевым, он заявил, что СЭЗ стала «дойной коровой СДПК», также сказал, что в сентябре 2014 года он был вместе с руководителями компаний в кабинете Икрама Ильмиянова, где тот настойчиво уговаривал их не возмущаться деятельностью директора СЭЗ О.Нусувалиева.

«Вечерний Бишкек» (12.05.2015) дала интервью с депутатом ЖК И.Карамушкиной, которая добилась, чтобы Военная прокуратура подала апелляцию на приговор Военного суда по делу о хищении военного имущества. Речь идет об обмундировании, полученном по линии ОКДБ для военнослужащих Кыргызстана, стоимость одного комплекта стоит 3 тысячи долларов. Эти комплекты появились на местных рынках, имел место факт хищения с военного склада, ущерб составил 14 миллионов сомов. К уголовной ответственности привлекли только одного завсклада. Ущерб возмещен частично. Депутат полагает, что по этому делу главные расхитители не выявлены.

«Вечерний Бишкек» (15.05.2015) напечатала интервью с генералом О.Субаналиевым, он рассказал о том, какую роль в принятии решений играют Икрам Ильмиянов и Эркин Мамбеталиев, отметив в качестве итога, что в нашей стране «власть узурпирована окружением президента».

В этом же номере газеты дано интервью с депутатом Ширин Айтматовой, которая ставит вопрос о нарушении прав кыргызстанцев на безопасное лечение, она полагает, что у детей, которых лечат «бектамедом», отнимаются ноги. Она спрашивает: «За нейтралитет Минздрава дети должны расплачиваться здоровьем?»

Газета «Майдан» (20.05.2015) опубликовала интервью с политологом Б.Бакетаевым, который уверенно сказал, что Атамбаев никогда не пойдет на второй срок президентства, что он готов использовать патрон Болота Шера, если такое случится.

Газета «Искра» (27.05.2015) дала интервью с омбудсменом КР Б.Аманбаевым, где он заявил, что «власть начала повторять дела Максима Бакиева». Он также особо отметил, что не было никаких оснований для возбуждения уголовного дела против его родной сестры У.Аманбаевой.

Газета «Деньги и Власть» (29.05.2015) перепечатала выдержки из пространного интервью с Аскарком Акаевым, которое он дал редактору газеты «Жаны Ордо». Отвечая на вопрос о Кумторе, экс-президент заявил, что ему «открыто сказали, что прибыли не будет, затраты не окупятся (газета тут отметила, что с самого начала это был мафиозный проект, что в данном ответе Акаева «зарыта собака»). Далее он утверждает, что фирму «Камеко» привели в Кыргызстан Чынгыз Айтматов и Насирдин Исанов (был премьер-министром и погиб в автоаварии перед подписанием контракта с канадцами). Акаев также задал такой риторический вопрос: «Ваш президент (Атамбаев) смог обеспечить функционирование заводов, купленных на сворованные грантовые средства, которые нашел я?» Газета «Деньги и Власть» прокомментировала слова Акаева относительно компании «Сиабекко» Бориса Бирштейна так: «Чтобы не возникло иллюзий насчет откровений Аскара Акаева даем полную справку о том, что он много лет работал с международным мошенником. Неужели этого не знал хитроумный Аскар?»

#### **Обращения и письма**

Газета «Кыргыз Туусу» (05.05.2015) опубликовала обращение группы ученых Национального аграрного университета им. Скрябина, которые обвиняют бывшего депутата парламента страны, академика Джамина Акималиева в многочисленных махинациях, в частности, в бытность его президентом Национального аграрного университета. В обращении приводится много примеров того, как Акималиев в нарушение закона передал собственность на баланс учреждения, руководителем которого является его сын. Авторы также обвиняют Акималиева в развале Аграрного университета. В то же время редакция не удосужилась обратиться к Акималиеву за разъяснениями, чего прямо требует *статья 17 Этического кодекса журналистов Кыргызстана, где говорится, что «точки зрения оппонентов должны быть представлены сбалансированно».*

В этом же издании (15.05.2015) допущено подобное нарушение и при публикации письма сотрудников аппарата Акыйкатчы (Омбудсмана), которые жалуются на незаконные действия омбудсмана страны Бакыта Аманбаева (Заголовок: «Акыйкатчы акыйкаттыктан кеткенде» («Когда омбудсман отошел от справедливости»). Сотрудники обвиняют Аманбаева в неправильной кадровой политике, приводят примеры финансовых махинаций и т.д. После прочтения материала читатель не может не задаться вопросом: как же такой человек возглавляет институт омбудсмана, в то время как, если судить по изложенным в письме фактам, по нему просто тюрьма плачет? Между тем изданию следовало в этом же номере и даже на той же странице предоставить слово самому омбудсману. Но этого издание не сделало.

Такое же нарушение имело место в публикации издания «КабарТВ» (15.05.2015). В письме хозяина авторынка Эркина Сайдалиева президенту под заголовком «Урматтуу президент, сиз деле рейдерлик кандай экенин баштан өткөрдүңүз эле. Оштун мэрин ай-кой деңиз» («Уважаемый президент, вы тоже испытали на себе, что такое рейдерство. Окоротите ошского мэра!») говорится: «Главная цель тех, кто зарится на авторынок, - это не разгрузка улиц от пробок, о чем они твердят, а рейдерский отъем моего бизнеса». А ведь газете элементарно следовало обратиться к мэру Оша за разъяснениями.

«Вечерний Бишкек» (01.05.2015) опубликовал обращение от редакции, где заявлено, что «главные вопросы остаются без ответов», что создана тупиковая ситуация, когда нынешние решения судов в пользу Рябушкина не могут быть исполнены по той причине, что предыдущие судебные решения не отменены. В этом же номере газеты помещено открытое письмо коллектива издательского дома «Вечерний Бишкек», оно озаглавлено «Жить не по лжи», здесь говорится о «рейдерском захвате, о вмешательстве в деятельность судов, о произволе в судопроизводстве».

В газете «Деньги Власть» (01.05.2015) напечатано открытое письмо журналиста Г.Свирщевского, где сказано о необходимости «объявлять «крестовый поход» олигархам». Письмо адресовано президентам В.Путину, Б.Обаме, А.Атамбаеву и главным редакторам СМИ. Автор отмечает, что «олигархизм стал символом коррупции и проклятием цивилизаций».

### **Судопроизводство**

Газеты «Мегаполис» (01.05.2015), «Деньги и Власть» (01.05.2015) сообщили, что арбитражный суд Москвы отменил решение арбитражного суда при Торгово-промышленной палате, согласно которому Кыргызстан должен был выплатить канадской компании «Stans Energy» 118 миллионов долларов. Эта компания разрабатывала месторождение Кутессай 2, и в связи с неисполнением договорных условий правительство отозвало лицензию.

Газеты «Мегаполис» (01.05.2015) и «Дело №» (06.05.2015) сообщили, что Чуйский областной суд вынес обвинительный приговор в отношении В.Безродного, и это уже четвертый по счету обвинительный приговор, предыдущие так и не вступали в силу из-за апелляций осужденного за убийство. Последний приговор вступил в законную силу, согласно которому убийца будет сидеть в колонии усиленного режима 13 лет.

«Вечерний Бишкек» (05.05.2015) напечатала статью О.Дядюченко под названием «Фемида низложена, угроблена и не действует». Речь идет о том, что Совет по отбору судей принял решение об избрании в Конституционную палату трех претендентов, у которых нет сертификатов о сдаче соответствующего экзамена. Гражданский совет по контролю судебной системы сообщил об этом президенту страны в своем официальном обращении.

«Вечерний Бишкек» (06.05.2015) сообщил, что Узгенский районный суд вынес приговор родственникам, которые насильовали несовершеннолетнюю девочку. Р.Айдаркулов (дядя девочки) получил 20 лет лишения свободы, его сын Р.Айдаркулов (двоюродный брат девочки) получил 10 лет лишения свободы.

«Вечерний Бишкек» (15.05.2015) напечатал статью А.Касыбекова, где сообщается, что Первомайский райсуд не отпустил под домашний арест мать-одиночку А.Касымову, у которой двое детей (3-летние близнецы), их поместили в приют для беспризорников. Ее обвинили в мошенничестве, она якобы за деньги зачисляла в вузы и детсады. Ее адвокат привел конкретные факты, подтверждающие необъективное расследование.

В этом же номере газеты дана информация, что в Ошский областной суд отменил все три постановления городского суда о проведении обысков. Правозащитник Т.Исмаилова заявила, что адвокатам возвращены не все изъятые при обысках документы, это материалы по заявлениям предпринимателей, которые обращались к адвокатам с жалобой на сотрудников ГКНБ, якобы вымогавших у них 20 тысяч долларов.



Газета «Деньги и Власть» (15.05.2015) опубликовала материал под названием «Фокусы» под носом Индиры (как Генпрокуратура пытается обмануть газету, а «фокусник-прокурор» суд), где речь идет о том, что в материалах уголовного дела, которое вел следователь прокуратуры Н.Сулайманов нет оригиналов бухгалтерских документов, что на экспертизу было отправлено дело с другим кодификационным номером (вместо УД 150-12-237 отправлено УД 384-13-чб). Газета отмечает, что цифра 150 - это код органов прокуратуры, и спрашивает, кому принадлежит код 384.

Газета «Деньги Власть» (29.05.2015) дала информацию, что Закон «О биометрии» не соответствует Конституции КР, о чем заявлено в заключение независимой экспертизы. Судья Конституционной палаты Кыргызстана Клара Сооронкулова пригласила независимого эксперта из Москвы, он дал заключение о несоответствии закона о биометрических данных. К.Сооронкулова сообщила, что на основе этого заключения она подготовила решение о не конституционности закона, а председатель Конституционной палаты М.Касымалиев стал оказывать на нее давление, он был заинтересован в том, чтобы закон был признан конституционным. Коллегия Конституционной палаты удовлетворила ходатайство от представителя Жогорку Кенеша С.Болджуровой об отводе судьи К.Сооронкуловой.

«Вечерний Бишкек» (29.05.2015) опубликовал интервью с экс-судьей горсуда Каракола Мыскал Кенжебаевой, которая того, чтобы ее уволили с должности в соответствии с действующим законодательством. Дело в том, что в июле 2010 года закончились ее полномочия, но ее не переназначили и не уволили, то есть не было указа о снятии ее с должности, такой указ по закону издает только президент страны. Судьи назначаются и увольняются по его личному указу. Такого указа нет до сих пор, поэтому ей не выдают в Минюсте лицензию на частную практику. В связи с такой беспрецедентной ситуацией она обратилась в суд с исковым заявлением обязать аппарат президента подготовить материалы для издания указа, но суд отказал на том основании, что пропущен срок. Она обратилась к заместителю руководителя президентского аппарата И.Ильмиянову, тот отправил ее в судебный департамент, где ей выдали на руки ее трудовую книжку с записью «уволена за истечением срока полномочий», но там ссылки на указ президента по той причине, что такого указа нет. После выдачи трудовой мне выдали лицензию, но без указа президента мне не могут оформить судебскую пенсию. До этого казуса она четыре раза подряд назначалась судьей, имеет 40-летний стаж работы. В заключение она сказала, что в нашей стране «все судьи в буквальном смысле слова зависимы от аппарата президента».

Газета «Дело №» (27.05.2015) опубликовала статью В.Ночевкина, где сообщается, что по «депутатской сауне» вынесен приговор. Сотрудницы этого заведения под названием «Прадо» (частная собственность депутата ЖК Т.Салимова) С.Бойкова и А.Тетерина за систематическое предоставление помещений для занятий проституцией приговорены судом к штрафу по 50 тысяч сомов с каждой.

В этом же номере газеты сообщается, что в Первомайском райсуде начался закрытый «шпионский» судебный процесс над Алтынбеком Муралиевым (он был завотделом международного сотрудничества в аппарате Правительства КР). Его обвиняют в том, что он выдавал соседним странам информацию секретного характера, к которой имел доступ в качестве государственного чиновника.

### **Форма и Содержание**

Газета «Айат» в номере от 14.05.2015 года допустила грубую опечатку при внешнем оформлении материала. В заголовке статьи крупным шрифтом оказалось написанным «ЮНЕКО» вместо «ЮНЕСКО». Ошибки такого рода и в таком месте не допустимы для газеты.

Газета «Азия ньюс» (07.05.2015) поместила в качестве анонса фотографию известного спортивного деятеля Шаршена Касенова (имеет звание мастера спорта СССР), на фоне фото написано крупным шрифтом «Это Шаршен Касенов, отметеливший Арслана Малиева», фото дано с поднятой вверх рукой, с победным жестом чемпиона. Далее идет заметка, где сообщается о факте потасовки, устроенной спортсменом в одном из ресторанов, где он вступил в рукопашную полемику с экс-депутатом ЖК А.Малиевым, которого он сильно избил за то, что тот раскритиковал партии «Эмгек» и «Ата Мекен». Ответить адекватно спортсмену тот не смог. Газета расписала этот неприглядный инцидент в торжествующем тоне, словно репортаж со спортивного состязания. В данном случае форма внешней подачи материала расходится с его внутренним содержанием.

Также хотелось обратить внимание на издание «Кабар ТВ», которое в каждом номере, в каждом материале допускает множество грамматических ошибок и стилистических погрешностей. Стилистика материалов настолько одинакова, что складывается впечатление, что почти все материалы пишутся одним автором. В заголовках и материалах бросается в глаза злоупотребление русизмами и неоправданным использованием диалектных и местных словечек. Яркий тому пример: в одном лишь номере от 29 мая 2015 года встречались следующие выражения с использованием русских слов и диалектизмов: «Самаковдун иши «странный» сезилбейби?», «Төрөбай таксыр, в чем дело?», «Саяланованын «предсмертный» керез катында», «одомрямс», «галдирбай» и т.д. Это является отклонением от норм литературного языка, а также, мягко говоря, неуважением к читателям.

### **Требования к печатным СМИ (тираж, выходные данные)**

Газета «Де-Факто» продолжает выходить без указания своего тиража, тем самым игнорируя требование статьи 10 Закона о СМИ в КР, которая предписывает в обязательном порядке указывать тираж каждого выпуска издания.

Это же издание публикует свои выходные данные – дату выпуска, номер газеты – на всех страницах очень мелким шрифтом, что затрудняет чтение газеты.

Таковую же претензию можно предъявить и к изданию «Эл деми», которое зачастую ещё и использует на своих страницах так называемую «растровую плашку» (текст печатается белым шрифтом на чёрном фоне, из-за чего читать его очень сложно).

В газете «Эл деми» (29.05.2015) целая полоса посвящена теме автомобильного парка в Кыргызстане и материальных расходов на выпускника школы в форме инфографики. При этом текст на полосе набран мелким шрифтом, что делает затруднительным процесс чтения. Такой набор шрифта и выбор его размера, а также явное несоответствие цветового соотношения установленным нормам является грубым нарушением требований, предъявляемых к охране здоровья потребителей информации и гигиене зрения читателей.

### **Встречи экспертов мониторинга с журналистами**

Эксперт С. Жумагулов 8 мая 2015 года провел встречу со студентами факультета журналистики из различных вузов Бишкека, которая состоялась в конференц-зале Общественного объединения «Журналисты». Участникам встречи, на которой присутствовало 18 человек, был роздан текст Этического кодекса журналиста КР. Затем состоялось обсуждение наиболее часто встречающихся в СМИ ошибок и отклонений от норм профессиональной этики и соответствующего законодательства страны.

Эксперт С. Жумагулов 15 мая 2015 года посетил г. Ош, где провел две встречи: с представителями СМИ Юга и молодыми активистами. Во время встреч, на которых присутствовало соответственно 45 и 370 человек, их участники задавали вопросы относительно соблюдения СМИ положений Этического кодекса журналистов КР, а также уровня свободы слова в Кыргызстане. Эксперт рассказал о том, какие изменения произошли с 2012 года, когда был проведен масштабный мониторинг изданий КР на предмет соблюдения законов страны в сфере СМИ, а также ЭКЖ КР. По его мнению, в газетах происходят положительные сдвиги, наблюдается тенденция, когда все больше изданий начинают придерживаться международных стандартов журналистики. В то же время, по словам Жумагулова, журналисты ряда газет продолжают злоупотреблять своим положением, о чём свидетельствует то, что абсолютное большинство нарушений связано с игнорированием СМИ и журналистами базовых норм Этического кодекса журналистов КР и Законов КР в сфере СМИ.

### **Выводы по мониторингу за апрель**

В ходе мониторинга за май 2015 года было выявлено следующее:

Большинство публикаций не нарушают требования закона о СМИ КР и Этического кодекса журналистов (ЭКЖ).

Имеющиеся нарушения в основном касаются несбалансированности информации, когда описывается позиция только одного оппонента - 8 публикаций нарушили статью 17 ЭКЖ: «Точки зрения оппонентов, в том числе тех, кто стал объектом критики журналиста, должны быть представлены сбалансировано». Нарушение статьи 17 ЭКЖ было выявлено в следующих газетах: «Кыргыз Туусу» - 2 статьи; «Эл деми» - 2 статьи; «Кабар тв» - 2 статьи; «Мезгил ньюс» - 1 статья; «Фабула» - 1 статья. Кроме того, было выявлено 6 нарушений Статьи 10 ЭКЖ: «Факты, суждения и предположения должны быть четко отделены друг от друга». Нарушение статьи 10 ЭКЖ было выявлено в следующих газетах: «Деньги и власть» - 1 статья; «Мезгил ньюс» - 1 статья; «Жаны Ордо» - 1 статья; «Фабула» - 1 статья; «Кабар тв» - 1 статья; «ПолитКлиника» - 1 статья.

Нарушение статьи 6 ЭКЖ было выявлено в 5 публикациях: «Новые лица» - 1 статья; «Объектив» - 1 статья; «Эгемен» - 1 статья; «Супер-инфо» - 1 статья; «Фабула» - 1 статья.

Статью 7 ЭКЖ нарушили 2 публикации: «Эл деми» - 1 статья; «Кыргыз Туусу» - 1 статья.

Было выявлено 1 нарушение статьи 14 ЭКЖ в газете «Супер-инфо» и 1 нарушение статьи 18 ЭКЖ в газете «Вечерний Бишкек».

Кроме того, были выявлены 5 нарушений статьи 23 Закона о Средствах массовой информации КР: «Новые лица» - 1 статья; «Объектив» - 2 статьи; «Фабула» - 1 статья; «Кабар тв» - 1 статья.

Статью 20 Закона Средствах массовой информации нарушили 5 публикаций: «Кабар тв» – 1 статья; «Эл деми» - 1 статья; «Жаны Ордо» - 1 статья; «ПолитКлиника» - 1 статья; «Эгемен» - 1 статья.

Статью 10 Закона о Средствах массовой информации нарушили 2 газеты: «Слово Кыргызстана», «Де-Факто».

Ниже, представлена диаграмма, показывающая соотношение тех или иных нарушений Этического кодекса Журналистов и Закона о СМИ.

