
       
 

1 
 

ОТЧЕТ МОНИТОРИНГА 
ПЕЧАТНЫХ СМИ КЫРГЫЗСТАНА 

 

Общественный Фонд «Центр Медиа Развития» проводит мониторинг печатных СМИ 

Кыргызстана 2015г. 

 

Период: АВГУСТ 2015 

 

Эксперты: Турдубаев К. 

Жумагулов С. 

Джаныбаева А. 

Абдыкеримова Н. 

 

Цель мониторинга – сохранение доверия к прессе со стороны общества, повышение 
ответственности печатных СМИ КР в деле формирования общественного мнения.  
 
Задачи мониторинга - анализ публикаций по следующим аспектам: отход от этического кодекса 
журналистов, от принципов социальной толерантности, допущение случаев нетерпимости, 
нарушения законодательных норм, давление на СМИ, преследования журналистов, 
расследования криминала, конфликты, скандалы, столкновения, территориальные споры, 
международные отношения, судопроизводство, соотношение формы содержанию, требования к 
жанрам, рубрикам и публикациям в печатных СМИ.  
 
Печатные СМИ, включенные в мониторинг: 
Русскоязычные газеты Кыргызстана (10 газет):  
 
«Слово Кыргызстана», «Вечерний Бишкек», «Деньги и власть», «Дело №», «Республика», «Новые 
лица», «Объектив», «Общественный рейтинг», «МСН», «Мегаполис». 
 
Кыргызскоязычные газеты (22 газеты):  
«Бетме-бет», «Кыргыз туусу», «ПолитКлиника», «ФАБУЛА», «Асман плюс», «Ачык саясат plus», 
«Искра «Плюс», «Айат», «Айбат», «Азия пресс»,  «Азия knews», «Ачык сөз», «Dе-Факто», «Жаны 
Агым», «Жаны ОРДО», «Эгемен», «Эл деми», «Саресеп», «Эркин-Тоо», «МАЙДАН.kg», «Мекен 
инфо», «Кабар ТВ». 
 
Всего – 32 газеты (на русском – 10, на кыргызском – 22) 
Из них 26 – еженедельные, 4 – два раза в неделю, 2 – три раза неделю. 
 
Предмет анализа:  

1. Нарушения норм Этического кодекса журналистов Кыргызстана 
2. Этническая, религиозная, языковая нетерпимость, региональная конфронтация 
3. Международные отношения, территориальные споры, приграничные стычки 
4. Криминал, конфликтные ситуации, скандальные события 
5. Нарушения норм законодательства Кыргызстана, судопроизводство 
6. Журналистские расследования, давление на СМИ, преследования журналистов 
7. Соответствие внешнего оформления внутреннему содержанию 



       
 

2 
 

8. Жанры, рубрики, публикации, требования к печатным СМИ 
Этический кодекс и законодательство 
Нарушения норм Этического кодекса журналистов КР 
 
В газете «Эл деми» (21.08.2015) опубликовано письмо председателя общественного движения 
по борьбе против коррупции по Иссык-Кульской области Г. Асанкожоевой, которая обвиняет 
руководителей области в укрывательстве многочисленных незаконных деяний в регионе. 
Приводим в качестве примера лишь одно из высказываний Асанкожоевой в переводе: 
«Обращаюсь в правоохранительные органы, и они начинают работу, но Каптагаев, Джаныбеков, 
Калыгулов, Карасартов быстро закрывают дела. Они попросту мафия». Издание выходит за 
этические рамки, нарушив тем самым требование Этического кодекса журналистов (ЭКЖ КР): «6. 
Недопустимо использование журналистом средств массовой информации в ущерб интересам 
общества, правам человека и гражданина, для пропаганды войны и насилия, расовой, 
национальной, половой, региональной, религиозной, сексуальной, социальной нетерпимости». 
 
Здесь же допущено нарушение статей ЭКЖ КР: «10.Факты, суждения и предположения должны 
быть четко отделены друг от друга» и «17. Точки зрения оппонентов должны быть 
представлены сбалансированно». 
 
Такое же нарушение имеет место и в газете “Мекен инфо” (19.08.2015). Статья “Илим 
Карыпбеков ириген сүттү чалып жатабы?” (“Илим Карыпбеков взбивает прокисшее молоко?”) 
содержит однобокую критику, что Карыпбеков якобы закрывает самые смотрибельные 
передачи радио “Азаттык”. Газета также обвиняет главу ОТРК в том, что он в свое время работал 
у Бакиева и обращался к тому: “Ваше превосходительство, Курманбек Салиевич!”. 
Непозволительным для журналистской публикации тоном автор риторически вопрошает: 
“Забыл, что бегал за ним, сидел у него за пазухой?“; “Неужто он думает, будто бы 
общественность не узнает, как он сколачивал состояние, просто-таки молясь на следы 
Максима?“; “Гляди-ка, он себя умником считает, этот засранец”. 
 
Издание “ПолитКлиника” (20.08.2015) опубликовала статью на целую полосу под названием 
(заголовок в переводе): “Сравнение передовых тарифов мобильных операторов”, в которой 
рассказывается о преимуществах в обслуживании клиентов рядом мобильных компаний, таких, 
как “Билайн”, “Мегаком” и “О!”. Несмотря на явно рекламный характер материала, газета тем не 
менее не выделила и не указала на это обстоятельство, что является нарушением требования 
ЭКЖ, 7-я статья которого гласит: «Журналист должен воздержаться от создания или участия в 
создании рекламных материалов. В противном случае он должен сделать все, чтобы 
рекламные материалы были четко отделены от информационных и аналитических 
соответствующей рубрикацией или дополнительными указателями (символами), шрифтом 
и любым иным способом, чтобы коммерческий характер этих материалов сразу стал ясным 
для читателя, слушателя, зрителя». 
 
Нарушение норм законов Кыргызской Республики «О средствах массовой информации», «О 
гарантиях и свободе доступа к информации», «О защите профессиональной деятельности 
журналиста», «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и 
органов местного самоуправления Кыргызской Республики» 
  
Газета «Эл деми» (07.08.2015) напечатала интервью с правозащитником К.Булатовым, который 
поделился своим мнением относительно ареста бывшего главы президентского аппарата 



       
 

3 
 

Д.Нарынбаева. Как вопросы корреспондента, так и ответы Булатова составлены исключительно с 
обвинительным уклоном в отношении участников данного инцидента. В частности, первый 
вопрос в переводе на русский язык звучит примерно так: «Власть, Генпрокуратура и судебная 
власть всегда находят пути укрытия преступлений представителей власти, а также освобождения 
их от ответственности». Второй вопрос корреспондента: «Как можно оценить преступление, 
совершенное Д.Нарынбаевым, Х.Коркмазовым, К.Турганбековым, Ч.Турсунбековым?». 
Журналист своим вопросом назвала вышеназванных лиц преступниками, что нарушает 
презумпцию невиновности, противоречит предписаниям закона о СМИ и ЭКЖ КР. В ответ на 
вопрос журналиста Булатов в своем ответе также утверждает, что эти люди уже совершили 
преступление. Ответ в переводе звучит так: «Преступление Д.Нарынбаева, Х.Коркмазова, 
К.Турганбекова, Ч.Турсунбекова является верхом коррупции». Далее Булатов неоднократно 
повторяет свои утверждения о преступности нынешней власти. Таким образом, газета нарушила 
ряд норм Закона о СМИ КР и ЭКЖ КР, в том числе норму гражданской и национальной этики, 
что регулируется статьями 20 Закона о СМИ КР, которые прямо предписывают проверять 
достоверность своих сообщений и 23 Закона «О СМИ», где сказано, что в СМИ не допускается 
«посягательство на честь и достоинство личности»,ЭКЖ КР: «10.Факты, суждения и 
предположения должны быть четко отделены друг от друга» и «17. Точки зрения 
оппонентов должны быть представлены сбалансированно». 
 
Совершенно такие же нарушения допущены в газете «Фабула» (25.08.2015), где помещена 
заметка «Куйту Ибраев элди алдай баштады» («Интриган Ибраев начал обманывать людей»), в 
которой в отношении кандидата в депутаты Таалая Ибраева выдвинуты бездоказательные 
обвинения, будто бы он в свое время создавал условия для процветания «Ширшовской» схемы в 
энергетике, а позже на него было возбуждено уголовное дело, которое он якобы замял. Теперь 
же, став кандидатом в депутаты, Ибраев ездит по селам Кочкорского района, направо и налево 
раздавая обещания покрыть все долги за электроэнергию тем абонентам, которые проголосуют 
за партию «Кыргызстан», в рядах которой он баллотируется в депутаты. 
 
В издании «Асман plus» (№19 (289) от 06.08.2015) опубликована статья «“Ата Мекендин” 
демөөрчүлөрү Минскидеби, тумандуу Албиондобу же океандын ары жагындабы?» («Спонсоры 
«Ата Мекена» в Минске, туманном Альбионе или за океаном?»). Анонимный автор этой 
пространной статьи, занимающей весь газетный «подвал», делится с читателями некими 
сведениями об источнике финансирования партии «Ата Мекен». При этом сам автор не 
указывает ни одного источника информации, от которого он получил такие сведения. «Модель» 
такого умозрительного построения анонимный автор раскрывает просто: «Если следовать за 
событиями, создаётся схема основных спонсоров «Ата Мекена» – Минск – Англия - США». 
Причём для более чем косвенного подкрепления своих построений анонимный автор приводит 
слова депутата ЖК Омурбека Абдрахманова о том, что тот сделал денежный взнос в размере 100 
тысяч долларов США на счёт партии «Ата Мекен» ещё ... в 2010 году. При этом в статье не 
отведено ни одной строки для изложения точки зрения «обвиняемой» стороны, в данном случае 
представителям партии «Ата Мекен». Хотя в то же время нет ни одной конкретной ссылки для 
подкрепления информации о денежном взносе пятилетней давности. 
 
В этом же издании, «Асман plus» (№19 (289) от 06.08.2015), опубликована статья «Кремлдин 
куурчагы Темир Сариев!» («Кремлёвская кукла (марионетка) Темир Сариев!» за подписью 
“Мирбек Мырзабеков”. 
 



       
 

4 
 

В уже ставшей привычной для указанного издания манере, без какого-либо конкретного 
информационного повода автор подвергает, по его же словам, критическому разбору 
деятельность премьер-министра за то недавнее время, что тот возглавляет правительство 
страны. В редакционной врезке, которая фактически представляет собой всё те же упрёки и 
обвинения разной степени категоричности в адрес главы кабинета министров, автор 
припоминает, по его мнению, неуклюжие, неуместные, а то и откровенно грубые выражения и 
заявления Темира Сариева. При этом без какой-либо логической связи с предыдущим и 
последующим изложением автор заявляет:”Кыргыз должен оставаться кыргызом” (?!) 
 
В целом же публикация представляет собой откровенно тенденциозную, однобокую подборку 
трёх источников, которые тем не менее придерживаются в целом одной и той же точки зрения, 
и именно им автор после “редакционной” врезки предоставляет слово. Думается, следует 
ограничиться перечислением упомянутых источников и подзаголовками их выступлений, чтобы 
получить более чем достаточное представление о направленности публикации: Омурбек 
Абдрахманов, депутат ЖК: “Сариев не понимает, что такое эта реформа”. Дайырбек Орунбеков, 
молодёжный активист: “Кремлёвская кукла”. Акджол Мамаджанов, аналитик: “Сариевым могут 
пожертвовать”. 
 
Ни одной иной точки зрения, кроме уже упомянутых негативных, в публикации не представлено. 
Тем более трудно ожидать, что при такой её откровенно однобокой направленности читатель 
мог бы надеяться прочитать и мнение...самого Темира Сариева. 
 
Обе вышеуказанные публикации дают основание утверждать, что газета нарушила целый ряд 
требований Этического кодекса журналистов КР (ЭКЖ КР): «6. Недопустимо использование 
журналистом средств массовой информации в ущерб интересам общества, правам человека 
и гражданина, для пропаганды войны и насилия, расовой, национальной, половой, 
региональной, религиозной, сексуальной, социальной нетерпимости… 10. Факты, суждения и 
предположения должны быть четко отделены друг от друга... 17. Точки зрения оппонентов 
должны быть представлены сбалансированно». 
 
В издании «МСН» за пятницу, 21 августа 2015 г. №33 (1061) опубликована подборка материалов 
на одной газетной полосе, среди которых выделяются статьи «Белодомовское судилище» и 
«Был приказ – утопить!» Следует оговориться сразу: череда судебных тяжб вокруг газеты 
«Вечерний Бишкек» и рекламного агентства «Рубикон» и особенно - судебные решения в связи с 
этим - более чем спорны в плане юридической правомочности, принципов отправления 
правосудия, здравого смысла и общественных представлений  о справедливости. Тем не менее, 
представляется не соответствующим журналистским стандартам и нормам профессиональной 
этики язык и тон публикаций «МСН» в связи с этим. И при всей спорности решений судов всех 
инстанций читатель вправе ожидать, что найдёт в издании изложение точек зрения, по меньшей 
мере, двух противоборствующих сторон. Однако этого не сделано, и публикация материалов 
судебного дела положения не меняет, поскольку позиция представителей Издательского дома 
«Вечерний Бишкек» и рекламного агентства «Рубикон» приведена прямой речью. Точка зрения 
же другой стороны, при всей спорности действий и предыстории конфликта, не приведена. И то, 
что при этом проигравшая сторона рассказывает о позиции и действиях противоборствующего 
лагеря, дела не меняет, поскольку читатель может судить об этом только со слов одной стороны. 
А язык и тон упомянутых публикаций можно продемонстрировать цитатой из материала «Был 
приказ – утопить!»: «Уже, казалось бы, весь резерв подлости по отношению к «Вечёрке», 



       
 

5 
 

«Рубикону» и лично к Александру Киму власть исчерпала…. Ан нет! Подлость на подлости сидит 
и подлостью погоняет» 
 
Обе вышеуказанные публикации дают основание дял утверждения, что газета нарушила 
некоторые требования Этического кодекса журналистов КР: «10. Факты, суждения и 
предположения должны быть четко отделены друг от друга... 17. Точки зрения оппонентов 
должны быть представлены сбалансированно». 
 
Этническая конфронтация  
 
Газета «Эгемен» (20.08.2015) посвятила заметку партии «Онугуу-Прогресс» под заголовком 
«Өнүгүүнү өзбек сепаратисттери колдойбу?” (“Поддерживают ли “Онугуу” узбекские 
сепаратисты?”) и ряд других изданий опубликовали новость о том, что супруга беглого политика 
- этнического узбека Алишера Сабирова – Хулкарпаша Сабирова оказалась в списках партии 
“Онугуу” к предстоящим парламентским выборам. “Лидер партии Бакыт Торобаев получает 
деньги от беглых сепаратистов?” - вопрошает издание. Таким образом, издание вышло за рамки 
норм ЭКЖ КР: «6. Недопустимо использование журналистом средств массовой информации в 
ущерб интересам общества, правам человека и гражданина, для пропаганды войны и насилия, 
расовой, национальной, половой, региональной, религиозной, сексуальной, социальной 
нетерпимости» и «17. Точки зрения оппонентов должны быть представлены 
сбалансированно». 

 
Регионализм 
 
В издании «Кабар ТВ» (14.08.2015) размещена заметка под названием «Полтавкадагы 
«палиттик»… Анын артында Сариев турабы?» («Мерзость» в Полтавке… За ней стоит Сариев?»). 
Речь в ней идет о побоище, устроенном местной молодежью против нескольких семей, 
переселившихся с юга на север страны. Газета несколько раз упоминает имя премьер-министра 
Т.Сариева, который еще в 2005 году якобы организовал поход против пришлых южан, и 
призывает его принять меры в отношении зачинщиков, иначе, как отмечает издание, «люди 
подумают, что за этим событием стоит сам Сариев». Здесь явное нарушения ряда норм 
требованиий ЭКЖ КР: «6. Недопустимо использование журналистом средств массовой 
информации в ущерб интересам общества, правам человека и гражданина, для пропаганды 
войны и насилия, расовой, национальной, половой, региональной, религиозной, 
сексуальной, социальной нетерпимости», а также ст.23 Закона «О СМИ», где сказано, что в 
СМИ не допускается «посягательство на честь и достоинство личности»,ЭКЖ КР: 
«10.Факты, суждения и предположения должны быть четко отделены друг от друга» и «17. 
Точки зрения оппонентов должны быть представлены сбалансированно». 

 
Интервью 

 
В газете «Эл деми» (14.08.2015) опубликовано интервью бывшего регионального представителя 
Коалиции НПО «За демократию и гражданское общество» М.Омуракунова, в котором он 
утверждает, что НПО являются американскими агентами. Он обвиняет руководителя Коалиции 
Д.Ошурахунову в том, что она, по словам Омуракунова, неизменно избирается директором 
Коалиции при помощи различных ухищрений. «Она часто бегает на Юг, там, наверное, дает 
деньги, словом, уговаривает их вновь и вновь избирать ее руководителем Коалиции». Далее 
Омуракунов отмечает, что Ошурахунова получает высокую зарплату, а также назначила своей 



       
 

6 
 

родственнице по имени Чынара высокую зарплату. Далее он характеризует Ошурахунову как 
сварливую скандалистку. Однако при этом издание не сочло нужным предоставить слово 
противоположной стороне – в данном случае Ошурахуновой. Тем самым газета 
проигнорировала ряд статей закона и ЭКЖ КР, в частности, ст. 23 Закона «О СМИ», где сказано, 
что в СМИ не допускается «посягательство на честь и достоинство личности», 
и ЭКЖ: «10.Факты, суждения и предположения должны быть четко отделены друг от друга», 
«17. Точки зрения оппонентов, в том числе тех, кто стал объектом критики журналиста, 
должны быть представлены сбалансированно». 

  
Язык вражды 

 
Газета «Де-Факто» (07.08.2015) посвятила полосу деятельности депутата парламента Надиры 
Нарматовой под названием «Беш жылда тапкан «төшөк” сабагы же бөйрөктөн шыйрак 
чыгаргысы келген Нарматова жөнүндө” (“Усвоенный за пять лет “постельный” урок, или О 
Нарматовой, желающей делать из мухи слона“). В статье рассказывается: “Хотя она и кормится 
со швейной отрасли, но так и не сумела сделать что-нибудь мало-мальски хорошее для армии 
швей”, “Несмотря на то, что она совершила паломничество в Мекку, она выступила с 
законопроектом, который совершенно не соответствует мусульманским установлениям”; “Очень 
интересный человек Надира Нарматова. По заведенному обыкновению, она неуклюже начинает 
направо и налево отвечать тем, кто выступил против её мнения, не разбираясь, где белое, а где 
чёрное. Интересно, что за пять лет своих неистовых выступлений она выдала лишь этот 
“постельный” закон. К тому же эта дама ещё и морочит голову общественности своими 
отдельными заявлениями”. 
 
Далее в качестве примера приводится касающаяся её следующая цитата, опубликованная в 
одной из социальных сетей (приводится как есть): “Какая циничная женщина. Она сама такая 
жестокая, несправедливая, грубая, невоспитанная, все время кричит как бешеная, она никого из 
людей ни в грош не ставит, ей кажется, и она уверена в этом, что она просто богиня, неподсудна. 
Она всех людей, кто с ней работал, ставила на колени, она самодурка номер один. И она со 
своим неумытым рылом смеет говорить о таких святых вещах. Ой, прости мою душу грешную, но 
у этой бабы нет стыда, нет совести”. 
  
Издание допустило целый ряд нарушений статей закона и ЭКЖ КР, в частности: ст. 23 Закона «О 
СМИ», где сказано, что в СМИ не допускается «посягательство на честь и достоинство 
личности» и запрещается «употребление выражений, считающихся нецензурными», ЭКЖ: 
“6.Недопустимо использование журналистом средств массовой информации в ущерб 
интересам общества, правам человека и гражданина, для пропаганды войны и насилия, 
расовой, национальной, половой, региональной, религиозной, сексуальной, социальной 
нетерпимости», «10.Факты, суждения и предположения должны быть четко отделены друг 
от друга», “17. Точки зрения оппонентов, в том числе тех, кто стал объектом критики 
журналиста, должны быть представлены сбалансировано. 

  
Издание «Кабар ТВ» (14.08.2015) опубликовало заметку «Абактагылар Д.Нарынбаевге картошка 
тазалатып, кир жуудурмак болуп жатышыптыр» («Заключенные собираются заставить 
Д.Нарынбаева чистить картошку и стирать им одежду»). Заметка построена на личных 
суждениях и догадках автора (кстати, не указано, кто автор заметки, что тоже является 
нарушением журналистской этики). Обращает на себя внимание следующее предложение (в 
переводе): «3-4 авторитета в зоне уже начали гонку за Нарынбаевым, чтобы заставить его 



       
 

7 
 

чистить картошку и заниматься стиркой, и сделать из него хозяйку дома». Слово «хозяйка» на 
тюремном жаргоне означает «сделать, опустить». Заметку иллюстрирует фотоколлаж с 
изображением Нарынбаева, облаченного в женскую одежду, рядом с женщиной, с которой они 
вдвоём заняты стиркой. Это предел унижения достоинства человека, за гранью человеческих 
представлений о добре и зле. Ко всему прочему, ещё до суда газета вынесла Нарынбаеву свой 
“приговор”, объявив его преступником, которому место в тюрьме. 
 
Газета “Кабар ТВ” (21.08.2015) поместила заметку “Премьер Темир Сариев менен вице-премьер 
Дамира Ниязалиеванын түбү каяк, калмакпы?” (“Какого роду-племени премьер Темир Сариев и 
вице-премьер Дамира Ниязалиева, не калмыки ли?”). В ней говорится о том, что предки Сариева 
еще 200-250 лет тому назад переселились, бежав от геноцида китайцами калмыков, и кыргызы 
дали им приют. Затем, пишет издание, они бежали из Жумгала от саяков, где предки Сариева 
даже не думали и головы поднять. Далее, как утверждает газета, вице-премьер Ниязалиева по 
происхождению тоже является калмычкой: “Они говорят на одном языке, но душа у них другая. 
В своей душе они не помышляют делать добро для кыргызов, едва завидев начальников, они 
просто стелются под них, именно они завели обычай давать взятки”, - заключает “Кабар ТВ”. 

 
В издании «Асман plus» (№19 (289) от 06.08.2015) опубликована статья «“Ата Мекендин” 
демөөрчүлөрү Минскидеби, тумандуу Албиондобу же океандын ары жагындабы?» («Спонсоры 
«Ата Мекена» в Минске, туманном Альбионе или за океаном?»). Анонимный автор этой статьи, 
кроме всего прочего, пишет: “...А мы-то знаем, кто полёживает в Минске, Англии, какие у них 
цели и какими недобрыми глазами смотрят сегодня США на Кыргызстан. Потому и когда после 
выборов “Ата Мекен” приступит к выполнению данных им обещаний, то тогда обстановка в 
нашей стране вполне может обернуться стычками”. 
 
Здесь, как видно из фрагмента текста, наличествует ничем не обоснованное и придуманное 
анонимным автором противопоставление ряда иностранных государств (Беларуси, Англии и 
США) Кыргызстану - равно как и нагнетание тревожности вполне уверенным предсказанием 
предстоящих внутренних конфликтов. При этом издание вообще не сочла нужным 
предоставить слово хоть кому бы то ни было, чтобы внести ясность вместо сомнительных 
предположений, тем более не было сделано ни малейшей попытки выяснить действительное 
положение дел – узнать, на самом ли деле указанная партия получает “спонсорскую 
поддержку”, и если да, то откуда и каким образом. Не стоит и говорить, что в этом случае 
должны были быть чёткие ссылки на то, откуда получена информация, и приведены конкретные 
источники такой информации.  
 
Следовательно, налицо нарушение стандартов международной журналистики и положений 
профессиональной этики, изложенных в Этическом кодексе журналиста Кыргызской Республики: 
«6. Недопустимо использование журналистом средств массовой информации в ущерб 
интересам общества, правам человека и гражданина, для пропаганды войны и насилия, 
расовой, национальной, половой, региональной, религиозной, сексуальной, социальной 
нетерпимости… 10. Факты, суждения и предположения должны быть четко отделены друг 
от друга... 17. Точки зрения оппонентов должны быть представлены сбалансированно». 
 
Нарушение норм законов Кыргызской Республики: «О СМИ», «О гарантиях и свободе доступа 
к информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста» 
 



       
 

8 
 

Газета «Бетме-бет – Лицом к лицу» (№15 (2027) 13.08.2015) опубликовала материал под 
названием «”Ар-Намыс” америкалаштыбы?» («”Ар-Намыс” американизировался?»). Небольшая 
заметка в 36 строк - которую следовало бы скорее определить как реплику, тем более не 
имеющую сколько-нибудь конкретного информационного повода, - посвящена депутату 
Жогорку Кенеша от партии «Ар-Намыс» Омурбеку Абдрахманову, который прежде состоял во 
фракции партии «Ата Мекен». Причём с первых же строк анонимный автор взял 
неуважительный тон в отношении того, о ком пишет: «Вроде бы есть у нас такой депутат, 
Омурбек Абдрахманов. Прыгал он туда, прыгал сюда. Зацепился за депутатство от партии «Ата 
Мекен». Едва став депутатом, он тут же стал мазать (дёгтем) своего тёзку Текебаева, «вливать (в 
него) воду», за что был исключён из партии и стал депутатом, который сам себе хозяин». 
 
Следует отметить, что кыргызское выражение «суу куюу» имеет более полную и более 
распространённую бранную форму, которая буквально означает «вливать воду кому-либо в 
зад», что по смыслу означает одновременно «выставить на посмешище, опозорить, оставить в 
дураках» и «унизительно использовать». И употребление этого выражения в отношении как 
О.Текебаева, так и О.Абдрахманова в упомянутой ситуации оскорбительно для них обоих. 
 
Несмотря на сравнительно небольшой объём заметки, автор-аноним умудрился не только и не 
просто пренебрежительно отозваться об упомянутом депутате, но и провозгласить свои 
антиамериканские настроения, в откровенно насмешливом тоне замечая, что «Вместе с 
Абдрахмановым есть ещё один, чья «любовь» к америке непомерно разрослась, - это Равшан 
Джээнбеков...», причём название страны написано со строчной буквы. 
 
В приведённых выше примерах содержатся признаки нарушения статьи 23 Закона «О СМИ», в 
которой записано, что в СМИ не допускается «посягательство на честь и достоинство 
личности» и запрещается «употребление выражений, считающихся нецензурными». 
 
Содержание вышеуказанных публикаций ппротиворечит также нормам Этического кодекса 
журналистов Кыргызской Республики: «6. Недопустимо использование журналистом средств 
массовой информации в ущерб интересам общества, правам человека и гражданина, для 
пропаганды войны и насилия, расовой, национальной, половой, региональной, религиозной, 
сексуальной, социальной нетерпимости… 10. Факты, суждения и предположения должны 
быть четко отделены друг от друга... 17. Точки зрения оппонентов должны быть 
представлены сбалансированно». 
 
Газета «Искра плюс» (№46 (046) от 26.08.2015) опубликовала целую подборку материалов с 
анонсами на первой полосе. Заголовки публикаций в анонсах гласят: «Марат Султанов уурубу?» 
(«Марат Султанов вор?», автор Акмат Асанов), «Эмил Абдыкадыров аферистпи?» («Эмиль 
Абдыкадыров аферист?», автор Анарбаев Асылбек {Умар}). На второй же полосе издания, где 
опубликована собственно статья о Султанове, упомянутый выше заголовок уже видоизменён: 
«Марат Султанов коррупционерби?» («Марат Султанов коррупционер?»). И хотя в первой 
публикации, о М.Султанове, приводится справка из уголовного дела, перечисляются 
международные договоры и соглашения, согласно которым в Кыргызстан учреждались банки и 
поступали инвестиции, от которых М.Султанов в свою бытность председателем Национального 
банка и Социального фонда якобы “урывал свою долю”, - в целом публикация не вызывает 
доверия в силу бездоказательности и полного отсутствия каких-либо конкретных ссылок, тем 
более потому, что не предоставлено слово самому герою публикации. 
 



       
 

9 
 

Точно так же обстоит дело и со второй публикацией - «Эмиль Абдыкадыров аферист?», автор 
Анарбаев Асылбек {Умар}. Автор фактически обвиняет героя своей публикации Эмиля 
Абдыкадырова, бывшего вице-мэра Бишкека во время правления Аскара Акаева, в ряде 
коррупционных преступлений (!), в том числе присвоении земель, в частности, попытках 
прибрать к рукам земельный участок в 400 гектаров близ месторождения “Джер-Уй”, а также в 
коррупционных деяниях в бытность представителем местной власти в Таласской области. При 
этом автор употребляет для характеристики героя публикации и его родного брата слово 
“эргулдар” (“мОлодцы”) в его противоположном, негативном значении. Причём оба автора 
обеих статей, не приводя никаких доказательств и не приводя никаких ссылок на какие-либо 
источники информации, допускают бездоказательные утверждения и оценочные суждения. 
Сказанное выше однозначно позволяет утверждать о нарушении автором публикации и 
изданием следующих статей Этического кодекса журналистов Кыргызской Республики: 
 
«6. Недопустимо использование журналистом средств массовой информации в ущерб 
интересам общества, правам человека и гражданина, для пропаганды войны и насилия, 
расовой, национальной, половой, региональной, религиозной, сексуальной, социальной 
нетерпимости… 10. Факты, суждения и предположения должны быть четко отделены друг 
от друга... 17. Точки зрения оппонентов должны быть представлены сбалансированно». 
В приведённых выше примерах содержатся также признаки нарушения статьи 23 Закона «О 
СМИ», в которой записано, что в СМИ не допускается «посягательство на честь и 
достоинство личности»... 
 
Обе упомянутые выше публикации объединяет, кроме всего прочего, ещё одно обстоятельство: 
в обеих публикациях в заключение выражается возмущение и гипотетическая горечь от того, что 
“вот такой человек идёт по списку известной партии снова в Жогорку Кенеш, чтобы снова 
заниматься воровством и обманывать избирателей”. Именно это позволяет утверждать, что, 
помимо прочих нарушений - Этического кодекса журналистов Кыргызской Республики и 
законодательства о СМИ, - есть, по меньшей мере, ещё два – собственно агитация против 
кандидата и агитация до начала объявленной 4 сентября предвыборной агитационной 
кампании, и соответственно, за ту политическую силу, которой выгодна указанная публикация. 
Это позволяет говорить о нарушении и следующих норм Этического кодекса: 7. Журналист 
должен воздержаться от создания или участия в создании рекламных материалов. В 
противном случае он должен сделать все, чтобы рекламные материалы были четко 
отделены от информационных и аналитических соответствующей рубрикацией или 
дополнительными указателями (символами), шрифтом и любым иным способом, чтобы 
коммерческий характер этих материалов сразу стал ясным для читателя, слушателя, 
зрителя. 8. Журналист ни при каких условиях не должен публиковать заведомо ложную 
информацию. Журналист обязан всеми возможными методами исправить любую 
распространенную информацию, если оказалось, что она не соответствует 
действительности”. 
 
Требования к печатным СМИ (тираж, выходные данные) 
 
Газета «Де-Факто» выходит без указания своего тиража, тем самым нарушает статью 10 Закона 
о СМИ в КР, которая предписывает в обязательном порядке указывать тираж каждого 
выпуска издания. 
 



       
 

10 
 

Газета «Азия пресс» №36 (036) за пятницу, 28.08.2015, вышла хотя с выходными данными, но 
без указания своего тиража, что является нарушением статьи 10 Закона о СМИ в КР, которая 
однозначно предписывает в обязательном порядке указывать тираж каждого выпуска 
издания. 
 
Встречи экспертов мониторинга с журналистами 
 
28 августа нынешнего года эксперты Т.Турдубаев, юрист ОФ “Центр Медиа Развития” 
Джаныбаева А. провели семинар для студентов факультетов журналистики столичных вузов и 
молодых, начинающих журналистов в конференц-зале информационного агентства “Кабар”. 
По желанию самих слушателей, тренинг был посвящён международным стандартам 
журналистики, профессиональной этике и вопросам освещения предвыборной кампании и 
предстоящих парламентских выборов, намеченных на 4 октября нынешнего года. На семинаре, в 
ходе которого основным был интерактивный метод, участники получили не только 
теоретические знания, но и обсудили случаи нарушений в СМИ основных принципов и 
стандартов журналистики и профессиональной этики. 
 
29-30 августа 2015 года Турдубаев Т. принял участие в качестве медиа-тренера в семинаре на 
тему «Гендерные аспекты освещения выборов в СМИ», который состоялся 29-30 августа 2015 
года в гостинице “Достук” (г.Бишкек). Тренинг был организован при поддержке Программы 
развития ООН (ПРООН), Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), PBF, в партнёрстве с Общественным 
фондом “Open Line-Oткрытая линия” и Ассоциацией общинных СМИ. Одной из главных целей 
работы на тренинге было содействие точному, непредвзятому и сбалансированному освещению 
предстоящих выборов журналистами общинных СМИ численностью около 30 человек. Участники 
семинара получили либо обновили свои знания об основополагающих редакционных принципах 
при соблюдении международных стандартов журналистики – таких, как достоверность, 
беспристрастность, объективность и соблюдение законности, непредвзятость, такт и 
оперативность. Вместе с тем на примерах ранее проанализированных мною же номеров 
периодических изданий мы вместе с участниками обсудили и разобрали самые вопиющие 
случаи грубого нарушения Этического кодекса журналистов Кыргызской Республики и 
законодательства страны о СМИ. 
 
Участники семинара отметили в ходе тренинга, что узнали много нового и порой неожиданного 
– особенно в том, что касается обеспечения объективности, сбалансированности и 
достоверности своих журналистских публикаций, и в частности – работы с источниками 
информации. В ходе проведения всех вышеуказанных тренингов Турдубаев Т. активно 
использовал свои знания и 18-летний опыт работы в Британской телерадиовещательной 
корпорации. 

 
Выводы по мониторингу за август 

В ходе мониторинга за август 2015 года было выявлено следующее:   

 Большинство публикаций не нарушают требования закона о СМИ КР и Этического 

кодекса журналистов (ЭКЖ).  

Имеющиеся нарушения в основном касаются несбалансированности информации,  когда 

описывается позиция только одного оппонента  - 15 публикаций нарушили статью 17 ЭКЖ: 

«Точки зрения оппонентов, в том числе тех, кто стал объектом критики журналиста, 



       
 

11 
 

должны быть представлены сбалансировано». Нарушение статьи  17 ЭКЖ было выявлено в 

следующих газетах: «Эл Деми» - 3 статьи; «Асман plus»- 3 статьи; «Искра» – 2 статьи; «Мекен 

инфо» - 1 статья; «Фабула» – 1 статья; «Эгемен» - 1 статья; «МСН» - 1 статья;  «Кабар ТВ» - 1 

статья; «Де-факто» - 1 статья; «Бетме-бет» - 1 статья. 

Кроме того, было выявлено 14  нарушений Статьи 10 ЭКЖ: «Факты, суждения и 

предположения должны быть четко  отделены друг от друга». Нарушение статьи 10 ЭКЖ было 

выявлено в следующих газетах:  «Эл деми» – 3 статьи; «Асман plus»- 3 статьи; «Искра»  - 2 статьи; 

«Мекен инфо» – 1 статья; «Фабула» - 1 статья; «МСН» - 1 статья; «Кабар ТВ» - 1 статья; «Де-

факто» - 1 статья; «Бетме-бет» - 1 статья. 

Статью 6 ЭКЖ нарушили 10 публикаций: «Асман plus» - 3 статьи; «Искра» - 2 статьи; «Кабар 

ТВ» - 2 статьи; «Бетме-бет» - 1 статья; «Эл деми» - 1 статья;  «Эгемен» - 1 статья. 

Статью 7 ЭКЖ нарушили 2 публикации: «Искра» - 1 статья; «Политклиника» - 1 статья. 

Было выявлено 1 нарушение статьи 8 ЭКЖ газетой «Искра».  

Кроме того, были выявлены 10 нарушений статьи 23 Закона о Средствах массовой 

информации КР: «Кабар ТВ» - 3 нарушения; «Эл деми» - 2 статьи; «Искра» - 2 статьи;  «Фабула» – 

1 статья; «Де-факто» – 1 статья; «Бетме-бет» – 1 статья.  

Статью 20 Закона о Средствах массовой информации нарушили 2 газеты: «Фабула» - 1 

статья; «Эл деми» - 1 статья. 

Статью 10 Закона о Средствах массовой информации нарушили 2 газеты: «Азия Пресс», 

«Де-Факто». 

Ниже, представлена диаграмма, показывающая соотношение тех или иных нарушений 

Этического кодекса Журналистов и  Закона о СМИ. 

 

 
      



       
 

12 
 

 В разрезе количества нарушений Этического кодекса журналистов и Закона о СМИ 

отдельными печатными изданиями было выявлено следующее: наибольшее количество 

нарушений было допущено газетами «Эл деми» и «Искра» - по 10 нарушения; 9 нарушений было 

допущено газетой «Искра»; 7 нарушений было допущено газетой «Кабар ТВ»; по 4 нарушения 

было выявлено в газетах «Фабула», «Де-факто», «Бетме-бет»; по 2 нарушения было выявлено в 

следующих газетах: «Мекен инфо», «МСН», «Эгемен»; по 1 нарушению допущено газетами 

«Политклиника» и «Азия пресс».   

 Ниже, представлена диаграмма, показывающая количество нарушений Этического 

кодекса Журналистов и Закона о СМИ отдельными печатными изданиями. 

 

 


