Контактная информация

Бульвар Эркиндик 35, 720040, Бишкек.

Комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ – это орган саморегулирования журналистов. Её главная функция – рассматривать жалобы от читателей (зрителей, слушателей) на соответствие статей или телерадиопрограмм, вышедших в СМИ Кыргызстана, этическим нормам журналистики.

Она создана потому, что журналисты считают нужным регулировать свое поведение через этические нормы и правила.

Она создана потому, что может разрешать конфликты между СМИ и читателями (зрителями, слушателями) цивилизованным способом без участия суда.

Кем и когда создана Комиссия?

Комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ создана на Республиканском съезде журналистов в декабре 2007 года. В его работе принимали участие делегаты от 120 редакций, медиа НПО, независимые журналисты. В 2012 году на Республиканской конференции журналистов избрали новый состав из 13 человек, членами Комиссии стали журналисты, общественные деятели и представители общественных объединений.

На этом же съезде был принят Этический кодекс журналиста Кыргызстана, который является основой деятельности ЦИВИЛИЗОВАННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ КЫРГЫЗСТАНА!

Кто может обратиться в Комиссию?

Комиссия принимает жалобы от ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ, посчитавших, что СМИ оскорбили их или нанесли вред их деловой репутации. Принимаются жалобы только на те журналистские материалы, которые вышли в свет не позднее года со дня обращения в Комиссию.

Как оформить жалобу?

Заявление на имя любого члена Комиссии должны содержать следующую информацию:

а) имя и фамилию заявителя или название организации, которая обращается в Комиссию;

б) название СМИ, на которое подается заявление (ТВ / радио / издание / другие СМИ);

в) дату обнародования материала, который не удовлетворяет истца (дата публикации для печатных СМИ, дата и время выхода в эфир для ТВ и радио);

г) название статьи или программы, в которых содержится оспариваемая информация;

д) объяснение заявителя;

е) экземпляр издания (полный) или кассета (любой другой носитель) с записью программы, в которой был размещен оспариваемый материал.

Как будет рассматриваться жалоба?

Первоначально члены Комиссии должны решить, могут ли они рассматривать поступившую жалобу. Иногда в Комиссию обращаются с жалобами, которые не входят в сферу ответственности Комиссии. В таких случаях Комиссия письменно откажет заявителю в рассмотрении его жалобы.

Затем Комиссия начнет рассмотрение жалобы по существу. Для этого члены Комиссии встретятся с заявителем и представителями СМИ, на которых он жалуется.

После этого в течение нескольких дней члены Комиссии примут решение о том, насколько оспариваемые материалы соответствуют Этическому кодексу журналиста Кыргызстана.

Кто будет рассматривать жалобу:

Состав Комиссии по рассмотрению жалоб на СМИ избран на республиканском съезде журналистов в декабре 2007 года на три года. Членов Комиссии избирали по двум квотам: 4 человека от действующих журналистов и 5 человек от юристов, общественности, НПО, профессорско-преподавательского состава. В 2009 году на Республиканской конференции журналистов КР состав Комиссии был увеличен до 13 человек. В 2012 году члены Комиссии были переизбраны, состав также из 13 человек. В Комиссии совместно над рассмотрением жалоб и обращений работают журналисты, общественные деятели и представители общественных объединений.

Какую силу имеют решения Комиссии?

Решения Комиссии по рассмотрению жалоб на СМИ – это способ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ на СМИ, нарушающие журналистскую этику.

Решения Комиссии могут быть опубликованы в СМИ, на которые жалуются заявители. Решения Комиссии могут быть опубликованы в других СМИ для того, чтобы общественность знала о нарушениях профессиональной этики отдельными журналистами или редакциями. Кроме того, все решения рассылаются в вузы страны преподавателям журналистики. Это делается для того, чтобы будущие журналисты после окончания вузов не допускали подобных ошибок.

Что дают такие решения?

Решения Комиссии дают возможность заявителю отказаться от дорогостоящих, длительных и малоприятных судебных разбирательств. Комиссия выносит свои решения в течение нескольких недель.

Обычно организации или граждане, подающие в суды на СМИ, становятся объектами критики со стороны средств массовой информации. Истцов называют «душителями свободы слова». Комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ — это цивилизованный способ досудебного решения информационных споров. Ведь Комиссия создана самими журналистами для того, чтобы регулировать деятельность журналистской братии.

 

Кыргызская Республика,
г. Бишкек. 720044
Бульвар Эркиндик 35-9,
Тел. (0312) 663006, 663013
E-mail: kg.mmcc@gmail.com