Популярный «фактчек»

Год назад что такое “фактчек” в Кыргызстане знало считанное количество специалистов. Конечно, фактчек как жанр журналистики

в стране был. Журналисты обращали внимание на недостоверную информацию, проверяли и публиковали свои разоблачения. Но при этом «фактчек» как направление в Кыргызских СМИ не существовал. Не существовало методологии, четких форматов жанра, да и само название практически не использовалось.

Сегодня ситуация изменилась. Слово «фактчек» уже вошло в словарный запас журналистов, есть понимание формата жанра, используемой методологии. В СМИ все больше материалов, основанных на верификации информации. Так что же изменилось за столь короткий срок?

В апреле прошлого года стартовал проект «Продвижение плюрализма и беспристрастности в СМИ и развитие медиаграмотности среди аудиторий в Центральной Азии». На озере Иссык-Куль прошли комплексные семинары-тренинги по фактчекингу и освещению международных новостей для журналистов и профессиональных СМИ из Кыргызстана и Казахстана. Две группы журналистов приняли участие в четырехдневном семинаре в период 12-15 и 17-20 августа под руководством трех международных тренеров из Великобритании, России и Голландии. Всего было подготовлено 18 тренеров из двух стран, Кыргызстана и Казахстана. Проект осуществился в Казахстане при участии Международного центра журналистики MediaNet (Алматы) и ОФ «Центра Медиа Развития» в Кыргызстане при сотрудничестве с Albany Associates International и IREX Europe при финансовой поддержке Посольства Великобритании в Астане и Бишкек. Приглашены были сильные тренеры по фактчеку из Великобритании, России и Голандии.

Уже в ноябре 2017 года Центр Медиа Развития проводит серию тренингов-семинаров для кыргызстанских журналистов. Причем охват в разы больше. Более 20 журналистов участвовали на двухдневном семинаре. И до сотни журналистов получил знания по фактчекингу в ходе тренингов в редакциях СМИ. Результат не заставил себя долго ждать. Обученные журналисты начали использовать знания на практике.

В январе текущего года работа Центра Медиа Развития в рамках проекта по развитию фактчек в Кыргызстане была продолжена. В результате семинаров повысили квалификацию местные тренеры. А что касается обучения журналистов, то упор был сделан на работников электронных СМИ (радио и телевидения). Тренинги вызвали у журналистов неподдельный интерес. Количество желающих было больше, чем могли себе позволить принять организаторы. Да и территориальный охват расширился. Вслед за программой обучения в столице, прошли семинары и на юге Кыргызстана. Двухдневные тренинги для журналистов в городе Ош собрали 26 участников.

Менее года потребовалось Общественному Фонду «Центр Медиа Развития» для внедрения жанра «фактчек» в деятельность СМИ Кыргызстана. На сегодняшний день в стране подготовленных медиа тренеры, сотни обученных журналистов. В СМИ регулярно появляются разоблачающие материалы в жанре «фактчек». На телеканале «Нур ТВ» г. Ош выходит отдельная программа “Factnews”.

Центр Медиа Развития по результатам работы в рамках проекта принял решение о создании платформы для региона factcheck.kg, который будет направлен на противодействие недостоверной и фейковой информации, манипуляциям общественным мнением, фальсификации данных. С июня месяца 2018 года Центр Медиа Развития запускает платформу factcheck.kg, где помимо фактчек предполагается также публиковать медиакритику от медиаэкспертов. В свою очередь, и другие организации реализуют собственные проекты по продвижению жанра фактчек в Кыргызстане. Можно уже с уверенностью сказать, что про “фактчек” в Кыргызстане уже знают, и более того жанр набирает популярность.

Справка:

Factcheck — «процесс исследования проблемы для установления правдивости фактов» (Оксфордский словарь).

Цифры:

  • 23 наиболее популярных фейковых историй, распространяемых в Facebook, в общей сложности набрали около 10,6 млн. репостов, лайков и комментариев (по 460.000 на каждый)
  • Согласно исследованию того же, 75% американцев вовсе не могут отличить недостоверную информацию
  • По данным Pew Research Center (Journalism&Media), 23% пользователей распространяют информацию, даже зная о её недостоверности

Данные исследования BuzzFeed News (2016 год) https://www.buzzfeed.com/craigsilverman/top-fake-news-of-2016?utm_term=.jbXpVjj39#.pxnX3xxVK.

ОФ «Центр Медиа Развития»