Контактная информация

Бульвар Эркиндик 35, 720040, Бишкек.

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Общественного фонда «Центр Медиа Развития» по проекту Закона КР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты KР».

Общественный Фонд «Центр Медиа Развития», ознакомился с проектом Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», инициированным Министерством Юстиции КР, размещенным 22 января 2015 года на официальном сайте www.gov.kg и представляет свое экспертное заключение.
ОФ «Центр Медиа Развития» считает нецелесообразным принятие данных поправок, так как данный законопроект способствует внедрению скрытой цензуры в средствах массовой информации, носит карательный характер и содержит большое количество противоречивых и недоработанных положений.
Так, существующая редакция Закона КР «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) в статье 1. содержит исчерпывающий перечень субъектов, которые относятся к средствам массовой информации:
— газеты
— журналы, приложения к ним
— альманахи
— книги
— бюллетени
— разовые издания, предназначенные для публичного распространения.
Причем, все вышеуказанные субъекты должны иметь постоянное название.
Кроме того к СМИ относятся:
— теле- и радиовещание
— кино- и видеостудии
— аудиовизуальные записи
— программы
которые выпускаются государственными органами, информационными агентствами, политическими, общественными и другими организациями, частыми лицами.
То есть, этот перечень является четким и исчерпывающим.
Однако, в свете предстоящих парламентских выборов, Министерство Юстиции КР предлагает внести изменения в существующий закон о СМИ в части признания интернет сайтов в качестве СМИ и ужесточения ответственности СМИ за несоблюдение законодательства КР о СМИ.
В частности, статью 1. Закона о СМИ предлагается изложить в новой редакции, с изменением перечня субъектов, которые могут быть признаны СМИ, а также разъяснением некоторых понятий.
Так, помимо ранее существовавших СМИ, добавляется так называемое «сетевое издание», под которым понимается «сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации, в порядке, определяемом Правительством». При этом, не уточняется, является ли порядок регистрации сайта в качестве СМИ добровольным, то есть Правительство оставляет этот вопрос на свое усмотрение.
Также, в статье выделяется понятие «распространителя», под которым понимается лицо, осуществляющее распространение продукции СМИ по договору с редакцией, издателем. Такое акцентирование на распространителе не случайно, так как далее по тексту законопроекта распространитель фигурирует как субъект, который будет нести ответственность в случае нарушения им законодательства о СМИ. Кроме того, дается определение распространению продукции СМИ, среди видов которой упоминается и предоставление доступа к сетевому изданию (то есть сайту).
Кроме того, хотелось бы отметить, что список видов СМИ не является исчерпывающим, так как в законопроекте говорится, что СМИ считается и «иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием», что дает право государственным органам самим определять, что подпадает под определение СМИ, а что нет.
Такая практика таит в себе опасность, так как данный законопроект помимо того, что оставляет открытым список видов СМИ, более того, он ужесточает ответственность СМИ, редакторов, учредителей СМИ, издателей, распространителей, журналистов, авторов распространенных сообщений и материалов и любых иных лиц СМИ (снова открытый перечень), что предоставляет возможность для злоупотребления данной нормой со стороны заинтересованных лиц, в том числе и государственных органов.
Хотя в данном законопроекте запрет цензуры выносится в отдельную статью – Статья 12, что усиливает роль данной нормы, однако, иные положения законопроекта фактически сводят к нулю попытку усилить запрет цензуры, так как перечень лиц, которые будут нести ответственность в случае нарушения законодательства о СМИ значительно расширяется и даже остается открытым, то есть любое лицо, которое хоть как-то связано со СМИ теперь будет нести ответственность за содержание материалов в этом СМИ. То есть теперь все будут воздерживаться от написания, допуска или распространения статьи/репортажа или иного материала, который содержит что-нибудь нелестное в адрес государства или отдельных влиятельных лиц, так как потом их всех смогут привлечь к ответственности. Данные положения законопроекта, по сути, являются скрытой цензурой, так как заранее несут угрозу для всех лиц, которые имеют какое-либо отношение к СМИ.
Статьей 5. Законопроекта ограничивается круг лиц, которые могут создать СМИ, в частности, вводится ограничение на участие иностранных физических и юридических лиц, а также юридических лиц, большинство участников которых являются иностранными лицами, либо тех юридических лиц, где более 50% уставного капитала принадлежит иностранным юридическим или физическим лицам. По мнению Министерства Юстиции Кыргызской Республики, данная норма направлена на обеспечение национальной безопасности, так как СМИ — это четвертая ветвь власти, и она не должна распространять информацию, выгодную для иностранных государств, в лице их физических и юридических лиц. Однако, по нашему мнению, введение такой нормы является нецелесообразным, так как помимо зарегистрированных СМИ, граждане Кыргызской Республики имеют неограниченный доступ к любой информации, которую они могут получить из различных источников (вещание иностранных теле-, радио- каналов, сеть «интернет» и т.д.) Поэтому, введение данной нормы, фактически, не будет иметь никакого действия, а лишь будет служить еще одним препятствием со стороны государства в деятельности существующих СМИ и повысит уровень бюрократии в Кыргызской Республики.
Статья 6. «Регистрация средств массовой информации» Законопроекта отдельно выделяет вопрос регистрации сетевого издания. Так в статье говорится: «Сайт в информационного-телекоммуникационной сети «Интернет» может быть зарегистрирован как сетевое издание в порядке, определяемом Правительством. «Сайт в информационного-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является». Отсюда вытекает, что порядок регистрации сайта полностью будет определяться правительством, то есть Министерством Юстиции Кыргызской Республики. Данное положение не гарантирует того, что в последующем Министерство Юстиции решит, что все сайты должны зарегистрироваться как СМИ в обязательном Порядке.
Также законопроектом предлагается новая редакция статьи 8. «Прекращение деятельности средств массовой информации», согласно которой теперь, помимо учредителя СМИ и суда, решение о прекращении деятельности СМИ теперь может принимать уполномоченный государственный орган определяемый Правительством. То есть, существующему министерству (Министерство Юстиции или Министерство Культуры, Информации и Туризма) передаются карательные полномочия в отношении непослушных СМИ – они всегда смогут пригрозить закрытием СМИ, если их деятельность не будет удовлетворять интересам этого министерства или любых влиятельных лиц. Это является еще одним вариантом скрытой цензуры.
Кроме того, в этой статье также открыт перечень случаев, при наступлении которых деятельность СМИ будет прекращена: «деятельность средства массовой информации прекращается… в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики». То есть этот вопрос также оставляется на усмотрение исполнительным органам, что может повлечь злоупотребление этой нормой со стороны правительства в отношении неугодных СМИ.
Также, в существующей редакции Закона о СМИ есть понятие приостановления деятельности СМИ. В Законопроекте же напротив, мало того, что такого понятие нет, более того вводится норма, согласно которой, «если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года, то любое заинтересованное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации средства массовой информации». То есть, можно всячески препятствовать выходу в свет (эфир) СМИ в течение года, а потом потребовать через суд, чтобы его закрыли, если это СМИ каким-либо образом мешает деятельности этого «заинтересованного лица».
Законопроектом предлагается изложить статью 24. «Ответственность за нарушение норм настоящего закона» в новой редакции и убрать статью 25. Лица ответственные за нарушение Закона о средствах массовой информации, так как она, якобы, дублирует статью 24. Хотелось бы отметить, что статья 25 не дублирует статью 24, а дополняет ее. Ее можно было убрать и перенести, положения, содержащиеся в ней, в статью 24, однако, инициаторы законопроекта решили как можно больше расширить круг субъектов ответственности. Так, в настоящей редакции статьи 25 закона указаны субъекты, которые могут быть привлечены к ответственности: учредитель средства массовой информации в лице руководителя, орган средства массовой информации в лице редактора и лицо, представившее информационный материал, всего три субъекта. В новой же редакции статьи 24 предлагается расширить список субъектов, привлекаемых к ответственности и оставить его открытым:
— учредитель (учредители)
— редакция
— издатель
— распространитель
— журналист
— автор распространенных сообщений и материалов
— а также иные лица средств массовой информации.
Кроме того, статьей отдельно выделяется Вещатель как субъект ответственности, который несет ответственность за соответствие распространяемых телеканалов, радиоканалов требованиям Законодательства Кыргызской Республики.
Иными словами, ответственность будут нести все, кто будет иметь хоть какое-то отношение к СМИ.
Более того, они будут нести ответственность за все деяния, которые каким-либо образом нарушают законодательство о СМИ, так как законопроектом не прописаны конкретные составы правонарушений, за которые будет предусмотрена ответственность, однако санкции четко прописаны в предлагаемых поправках в Кодекс об административной ответственности Кыргызской Республики. Согласно общим принципам права, санкция должна соответствовать тяжести правонарушения, здесь данную норму нельзя применить, так как тяжесть правонарушения, да и само правонарушение не определены.
Так, в предлагаемой новой статье 4004 Кодекса об административной ответственности говорится: «Нарушение учредителем (учредителями), редакцией, издателем, распространителем, журналистами, авторами распространенных сообщений и материалов, а также иными лицами средств массовой информации законодательства о средствах массовой информации,-
Влечет наложение административного штрафа на физических лиц – в размере пятидесяти расчетных показателей, на юридических лиц – в размере ста расчетных показателей».
Где конкретные составы правонарушений? Почему все, кто имеет отношение к СМИ, должны нести ответственность за любое нарушение законодательства о СМИ?
Более того, законопроектом предусматривается санкция за «распространение информации, не подлежащей публичному распространению» вплоть до запрета на занятие деятельности в области средств массовой информации. То есть, если СМИ слишком много (по чьему-либо мнению) сказало, его оштрафуют и прекратят его деятельность.
Таким образом, на наш взгляд, предлагаемое предложение по принятию законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», инициируемого Министерством Юстиции Кыргызской Республики, в существующем виде, носит карательный характер и содержит в себе скрытый механизм цензуры СМИ, в лице «уполномоченных Правительством органов» и «заинтересованных лиц», и может явиться механизмом гонений неугодных СМИ.

30 января 2015 года

ОФ «Центр Медиа Развития»

Share: